?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поскольку "А" сказано (а может, "Б", потому как сказано bekalo)... В общем, говорю следующую букву.

Все началось с террористического крушения поезда, когда Александр III спасся сам и спас свою семью. В память на месте происшествия, под Харьковом, был основан Спасов скит Святогорского Успенского монастыря (того, что ныне стал лаврой). Петербургским архитектором Робертом Марфельдом, обладавшим нетривиальным мышлением, в 1889 г. был разарботан проект грандиозного храма Спаса Преображения, или, попросту, Христа Спасителя. Это был один из лучших храмов в русском стиле эпохи эклектики, ничуть не хуже питерского Спаса на Крови и петергофского собора. Строительство завершилось в 1894 г.
К сожалению, не видел плана храма, поэтому могу лишь предполагать, что это был восьмерик с ротондой во всю его ширину (неясно, как был решен изнутри переход к ротонде), а вокруг шла галерея с небольшими шатриками, возможно, отмечавшими мемориальные часовни (но это только догадка - просто приделы там представить сложно). Над входом высилась небольшая шатровая звонница с мозаичным образом Спаса. Огромный купол зрительно облегчали пояса орнамента.


Фото ИИМК РАН

В ансамбль скита входили также шатровая часовня при станции (тоже проект Марфельда, она единственная уцелела) и деревянная церковь, про которую ничего сказать не могу - просто она есть на одном фото. Перед революцией собрались строить еще один храм  - уже в неорусском стиле, но не успели. Храм Христа Спасителя пострадал в войну и был окончательно доломан после нее.
В память чудесного спасения в Борках в Петербурге почти синхронно, с 1891 г., строилась церковь Богоявления на Гутуевском острове. Ее автор Василий Косяков не скрывал, что взял за основу проект Марфельда. То есть, в столице появилась "модель" далекого храма-памятника. Работы были окончены в 1899 г. Косяков приспособил идею Марфельда к нуждам приходского храма, введя обширный притвор и отказавшись от галерей в пользу двух приделов. Но на мой взгляд, борковский храм был лучше петербургского.
Интересно, что Гутуевская церковь стала сама образцом для подражания, и ее клонов я насчитал уже 6 штук.

Для сравнения - два проекта
 




Гутуевская церковь тоже имела орнаменты на куполе, в советское время они утрачены и пока не восстановлены, хотя на проекте реставрации присутствуют - возможно, отложили до лучших времен.

Фото ИИМК РАН

Вернемся к храму в Борках



Фото ИИМК РАН

Удивительно он стоял - один в голой степи. Можно представить, как издали блестел купол.


Очень досадно, что не сохранившийся храм оказался забытым. Если б сохранился, как правильно уже до меня заметили, был бы одной из крупнейших достопримечательностей Харьковской области.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
varandej
Jan. 21st, 2009 07:43 pm (UTC)
Ощущение, что у большевиков была какая-то иррациональная ненависть к гигантским ротондам. Симбирск, Вятка, Борки - может, еще что-то? Их ведь было немного. А сейчас, кажется, вообще ни одной ротонды такого масштаба не сохранилось (рад бы ошибаться).
av_otus
Jan. 21st, 2009 07:49 pm (UTC)
Огромные купола выглядят царственно - как шапки Мономаха. Конечно, они не могли не раздражать.
(no subject) - varandej - Jan. 21st, 2009 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_lathomorum - Jan. 17th, 2015 09:40 pm (UTC) - Expand
alexjourba
Jan. 21st, 2009 07:49 pm (UTC)
Да, жаль, что храм в Борках не сохранился...
Идеология у него была мощная (в смысле - архитектурная идея) это видно!
Но, имхо, это специфический храм, храм-памятник....
Что-то вроде "мемориала" получилось или как это выразится лучше...храм с нецерковной функцией, может быть.
А Косяков, имхо, эту "церковную функцию" восстановил, поэтому наверное, его проект и клонировали...мне вообще говоря не особо нравится "эклектика", но вот по-моему здесь Косяков был прав, выпуская "редакцию"....ну как бы сделал прет-а-порте платье на основе модели от кутюр :))
av_otus
Jan. 21st, 2009 07:54 pm (UTC)
Естественно. Полностью согласен. Храм-памятник и приходской храм должны отличеться по архитектурному решению. То есть, глядя на храм, мы должны видеть его специфику. Вот в Полтаве храм в память Полтавской битвы имеет вид заурядной приходской церквушки (единственное, что там интерьер сильный).
И подражать борковскому храму прямо было бы глупостью.
bekalo
Jan. 21st, 2009 07:57 pm (UTC)
Большое спасибо за дополнение. В дополнение к дополнению - собственно крушение поезда, то самое место, где часовня.

av_otus
Jan. 21st, 2009 08:00 pm (UTC)
О! Спасибо.
(no subject) - travalliero - Jan. 22nd, 2009 06:05 pm (UTC) - Expand
prussak
Jan. 21st, 2009 08:17 pm (UTC)
всё же, 3й, а не 2й александр
av_otus
Jan. 21st, 2009 08:54 pm (UTC)
Ой, это я машинально. Спасибо, что заметили, щас исправлю.
basart2007
Jan. 21st, 2009 09:06 pm (UTC)
И еще одно дополнение. Теракта не было - просто банальное превышение скорости. Сейчас часовня восстановлена, примыкающая территория благоустроена. Каждый год в день крушения поезда совершается памятное богослужение.
mozhav
Jan. 22nd, 2009 08:13 am (UTC)
Фаберже стайл. очнь здорово
av_otus
Jan. 22nd, 2009 08:59 am (UTC)
О! Не только у меня такие ассоциации. Я, честно говоря, даже пост хотел сначала назвать "Яйца Фаберже".
(no subject) - mozhav - Jan. 22nd, 2009 09:02 am (UTC) - Expand
travalliero
Jan. 22nd, 2009 06:05 pm (UTC)
Точно! А я думаю, такой странный, но что-то он мне напоминает...
yarowind
Jan. 22nd, 2009 09:47 am (UTC)
Удивительный храм, смотрится как один большой купол
kiseniw
Feb. 13th, 2011 11:53 am (UTC)
Насчитали 6?) в Книги "Харбин - русская Атлантида", Крадин Н.П. подробно описывает 5 церквей (это с церквью в с.Борки и с Гутуевской в СПб.) в основном они распологаются в дальневосточных городах Благовещенск и Уссурийск, и в так называевом русском зарубежье, город Харбин. Какие знаете вы?
av_otus
Feb. 13th, 2011 12:10 pm (UTC)
Гутуевская,Благовещенск, Никольск-Уссурийский, Харбин, 2 в Краснодарском крае.
(no subject) - kiseniw - Feb. 13th, 2011 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kiseniw - Feb. 14th, 2011 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Feb. 14th, 2011 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiseniw - Feb. 14th, 2011 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Feb. 14th, 2011 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kiseniw - Feb. 15th, 2011 12:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Feb. 15th, 2011 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - kiseniw - Feb. 15th, 2011 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Feb. 15th, 2011 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kiseniw - Feb. 15th, 2011 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Feb. 15th, 2011 03:02 pm (UTC) - Expand
( 30 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel