aldusku (aldusku) wrote in arch_heritage,
aldusku
aldusku
arch_heritage

Categories:

Соловьев Н.В. Библиография усадеб.

Оригинал взят у aldusku в Соловьев Н.В. Библиография усадеб.
Подключников Николай Иванович (1813—1877) Останкино. Усадьба Шереметевых

Подключников Николай Иванович (1813—1877) Останкино. Усадьба Шереметевых

Мое предисловие

Сегодня впервые в интернете размещается статья Соловьева Николая Васильевича «Библиография усадеб», опубликованная в журнале «Старые годы» в 1910 году, в номере за июль–сентябрь, получившим у любителей истории название «Усадебного». Для его подготовки все лето 1909 года, Н. Н. Врангель, А. А. Трубников и другие совершали объезд по многочисленным усадьбам. Именно за этот номер, основатель журнала «Старые годы» — П. П. Вейнер получил от Академии наук золотую Пушкинскую медаль. Прошло больше века, а значимость статьи не утрачена ни для истории русских усадеб, ни для изучения русских иллюстрированных изданий. Все специалисты в данных сферах признают её фундаментальный характер, несмотря на небольшой объем.

За распознание, приведение в соответствие к нормам современного русского языка, подбор иллюстраций — критиковать меня. Вместо комментариев и именного указателя в тексте многочисленные гиперссылки на соответствующие статьи энциклопедического характера. Выражаю особую благодарность моей читательнице, которая любезно предоставила номер журнала «Старые годы», отсутствующий в моем собрании. Большинство книг, указанных в статье, вошли в состав «105 каталога» и к их описанию мы вернемся.

Приятного Вам чтения!


Виды Москвы Ж. Делабарда: Вид Москвы снятый с императорского дворца по левую сторону, Вид Моховой и дома Г. Пашкова, Вид Яузского моста и дома Шапкина, Вид Серебрянических бань и окружностей в Москве.

Виды Москвы Ж. Делабарда: Вид Москвы снятый с императорского дворца по левую сторону, Вид Моховой и дома Г. Пашкова, Вид Яузского моста и дома Шапкина, Вид Серебрянических бань и окружностей в Москве.

Библиография усадеб (Biblographie des châteaux russes)

Интерес к художественной старине, особенно сильно развившийся за последние годы в нашем обществе, заставил любителей и знатоков обратить свое внимание на старинные помещичьи усадьбы, еще сохранившиеся от разорения, как на богатейший источник и неисчерпаемую сокровищницу предметов искусства.

Заскрипели, кряхтя, пузатые комоды, заколыхались лениво тяжелые портьеры и перед глазами восхищенных современников открылись неоценимые сокровища, накопленные многими поколениями любивших и умевших ценить искусство предков; а с почерневших и облупившихся стен грустными глазами глядели чопорные фигуры владельцев, так долго и ревниво охранявших свои богатства от посторонних взоров...

Кваренги Джакомо Антонио Панорама села Коломенское и Дьяково.

Кваренги Джакомо Антонио Панорама села Коломенское и Дьяково.

Собирание предметов искусства — картин, бронзы, фарфора, дорогой мебели лучших заграничных мастеров, — было любимым занятием богатых помещиков-меценатов XVIII и начала XIX столетий. У редкого из них не было своей картинной галереи, своего собрания табакерок, миниатюр, оружия и т. д., которыми он гордился перед своими соседями. Несомненно, конечно, что помимо истинной любви и понимания, во всем этом иной раз играли роль: мода, привычка к роскоши, подражание Двору. Как бы то ни было, однако целые транспорты драгоценного товара ежегодно шли морем в Россию и, на неуклюжих и тяжелых подводах, по невозможно плохим дорогам, с риском погибнуть и поломаться в пути, развозились по самым дальним углам нашего обширного отечества.

Баснословная дороговизна провоза, пошлины, затруднения по заграничной доставке, все это делало подобные траты доступными только очень богатым людям, но неумолимая мода заставляла и средних помещиков гнаться за другими, залезать в долги и, разоряя себя, украшать свои жилища, — хотя бы копиями работы своих доморощенных крепостных.

Не всегда, конечно, внешний блеск и ценность обстановки соответствовали её художественным достоинствам. Ещё А. Н. Радищев, громя дворянство екатерининской эпохи за его крайнюю роскошь и расточительность, указывал на нередко полное отсутствие вкуса в дорогих художественных затеях отечественных меценатов. При всем этом, увлечениям высших классов русского общества мы обязаны сохранением до нас многих дивных памятников искусства XVIII века в произведениях его лучших представителей.

Внутренней роскоши помещичьих усадеб вполне соответствовала и их наружная архитектурная отделка; нередко в глухой провинции можно было встретить постройки лучших архитекторов XVIII столетия, увидеть чудные сады и парки, разбитые учеными иностранными садовниками в английском и французском духе. Нечего уже и говорить о роскоши и блеске ближайших к столице имений, нередко удостаивавшихся чести посещения Высочайших лиц и, даже, самой Императрицы. Строения в Шереметьевском Кускове создавала целая комиссия иностранных архитекторов, Останкинский дворец имеет в числе своих творцов знаменитого Кваренги, наиболее популярного зодчего этой эпохи.

Кваренги Джакомо Антонио Усыпальница в имении Безбородко А.А.

Кваренги Джакомо Антонио Усыпальница в имении Безбородко А.А.

По его же плану был построен дивный дом князя Гагарина на Неве, с роскошным садом, открывавшим, по словам очевидцев, чарующий вид на красавицу-реку.

Иногда в работах иностранных знаменитостей принимали участие и русские строители, как, например, Аргунов в Кускове, Казаков в Останкине и др. Кваренги в своих сочинениях даже высказывает жалобу на частое искажение строителями его планов, на постоянные надстройки и переделки, совершенно менявшие иногда его первоначальные проекты.

Окружая себя царскою роскошью, проводя всю свою жизнь в блестящих пирах и праздниках, вельможи-помещики старались о распространении своей славы и за пределами своих губерний. Нередко домашние поэты слагали громкие вирши в честь своих патронов, сочиняя им гимны и хвалебные песни, которые польщенные этим вдохновители иногда печатали в назидание и пример современникам и потомству. Художникам специально поручалось срисовывать красивейшие уголки и здания усадеб, и гравированные воспроизведения их работ издавались, как отдельными листами, так и целыми альбомами.

Раух Иоганн Непомук (1804-1847). Село Влахернское [Кузьминки]. Собака на фоне пейзажа. и Вид господского дома (Лист из Парижского издания «Виды села Влахернскаго (мельницы), принадлежащаго князю Сергею Михайловичу Голицыну» 1841)

Раух Иоганн Непомук (1804-1847). Село Влахернское [Кузьминки]. Собака на фоне пейзажа. и Вид господского дома (Лист из Парижского издания «Виды села Влахернскаго (мельницы), принадлежащаго князю Сергею Михайловичу Голицыну» 1841)

Еще в самом начале XVIII столетия, в 1709 г., известный гравер Де-Вит награвировал крепкой водкой огромный вид Головинского дворца около Москвы, под названием: «Perspectiva domus prope Moscoviam sitae domini comitis S. S. J. Golovini». [Прим. 1]

Около 1730 г. И. Зубовым выгравировано изображение царской подмосковной усадьбы Измайлова, где провел детство Великий Император. Редчайшая гравюра эта изображает выезд императора Петра II на охоту и воспроизведена в словаре граверов Д. Ровинского.

Зубов И.Ф. Ismailowo. Вид Измайлова. Отъезд императора Петра II на Соколиную охоту

Зубов И.Ф. Ismailowo. Вид Измайлова. Отъезд императора Петра II на Соколиную охоту

Изображение другой царской усадьбы, села Коломенского, издавалось не раз. Впервые вид дворца Коломенского был издан в царствование императрицы Екатерины II Гильфердингом и скопирован потом в книге Дюрфельда (1790 г.), позднее, в 1798 г., вид этого села вошел в серию гравюр Делабарта, изображающих виды Москвы и её окрестностей. Более подробно это село описано в редкой книге, изданной П. С. Валуевым в 1809 году, под названием «Исторические сведения... о селе Коломенском», с приложением 11 гравированных рисунков.

Изображение царских пригородных усадеб-дворцов, издавались впоследствии неоднократно, но в настоящей заметке нас интересуют только описания частных помещичьих усадеб, изданные в XVIII и в первой половине XIX века.

Акварель Болотова Павла Андреевича «Вид островков на нижнем пруде с мосточками». (Из альбома А. Т. и П. А. Болотовых «Виды имения Бобринских, Богородицк 1786)

Акварель Болотова Павла Андреевича «Вид островков на нижнем пруде с мосточками». (Из альбома А. Т. и П. А. Болотовых «Виды имения Бобринских, Богородицк 1786)

В 1753 г. известный гравер М. Махаев награвировал 6 видов Каменного Острова, принадлежавшего графине Бестужевой-Рюминой. Листы эти в хороших старых отпечатках очень редки и подробно описаны в словаре граверов Д. Ровинского. Махаевым же исполнена в 1757 г. гравюра: «Maison de Plaisance et le jardin de M. le baron de Wolff á St. Petersbourg» (J. Stehlin inv. et construi curavit). В 1760 г. та же гравюра была переиздана с подписью: «Maison de Plaisance... de M-r le baron de Stain», к которому, по всей вероятности, в это время перешла эта усадьба. В 1778–79 гг. под смотрением того же гравера было издано 14 видов (с заглавным листом!) села Кусковаграфа Шереметева, превосходно исполненных и очень редких.

Весьма интересно издание под названием: «Александрова, увеселительный сад Е. И. В. Вел. Кн. Александра Павловича». Спб. 1793 г., с 3-мя гравюрами акватинтою с монограммами И. Г. 2-е изд. этой книги вышло в Харькове в 1810 г. с заглавной виньеткой и добавочной 4-й гравюрой.

Из книги «Надеждино. Дворец князя А. Б. Куракина», 1806 год. Илл. Иосифа Моссмера: Дом Молчанова, Храм Дружбы. Le Temple de l'Amitie, Храм Лады. Le Temple de Venus и Храм Терпения. Le Temple de la Patience

Из книги «Надеждино. Дворец князя А. Б. Куракина», 1806 год. Илл. Иосифа Моссмера: Дом Молчанова, Храм Дружбы. Le Temple de l'Amitie, Храм Лады. Le Temple de Venus и Храм Терпения. Le Temple de la Patience

Крайне любопытен также, нигде не описанный лист, принадлежащий, как и вид Коломенского, к серии видов Делабарта, изображающий вид Останкина под названием: «Вид снятый с балкона Останкинского замка принадлежащего гр. Шереметеву, иждивением И. Вальзера, Московского 1-й гильдии купца, публикованный в 1799 г. с Всевысочайшого дозволения Е. И. В. Павла I, всея России» (тоже — по-французски). «De la Barthe pinx. 1798. D. Lafond sc». Гравированный акватинтою и раскрашенный, лист этот, богатый фигурами и интересный в костюмном отношении, воспроизведен на прилагаемом снимке.

У Д. Ровинского описан еще «Вид церкви Пресвятыя Богородицы от Москвы в 35 верстах в селе Дубровицах, принадлежащем гр. А. М. Дмитриеву Мамонову», гравировал Набгольц по рисунку Chedrin.

Моссмер Иосиф (Mössmer Joseph 1780–?) Вид села Надеждина с восточной стороны (Из книги «Надеждино. Дворец князя А. Б. Куракина», 1806 год)

Моссмер Иосиф (Mössmer Joseph 1780–?) Вид села Надеждина с восточной стороны (Из книги «Надеждино. Дворец князя А. Б. Куракина», 1806 год)

В самом конце XVIII в. (около 1800 г.) вышло красивое и очень редкое издание, изображающее виды села Надеждина князя А. Б. Куракина, на 4-х больших, гравированных акватинтою и печатанных красками, листах, рисованных Mossmer’ом [Прим. 2] и гравированных S. D. L. и S. D. М. На 1-м листе изображен въезд в усадьбу. «Vue du chateau de Nadejedino de S. A. le prince A. B. Kourakine», 2-й лист изображает деревню, 3-й и 4-й — виды усадьбы с востока и запада. Позднее, в 20-х годах XIX ст., вышло другое издание видов этого села в 4° по рисункам Причетникова и Малютина, гравированных В. Ивановым, А. Березниковым и И. Ческим. Видов этих вышло всего 15, с особым заглавным листом и планом сада, но полный экземпляр этого издания имеется только в Публичной библиотеке Флоренции.

В 1-м издании сочинений Кваренги (1810 г.) помещены гравированные изображения картинной галереи графа Шереметева и усадьбы на Неве — князя П. Гагарина (листы 32 и 33), о которой с таким восхищением отзывается автор.

Дезарно Август Осипович (Auguste-Joseph Desarnot 1788–1840) «Вид мызы Рябовой».(Из «Описание праздника данного родными и друзьями Е. Пр. В. А. Всеволожскому в Рябове 25 окт. 1822 г.»)

Дезарно Август Осипович (Auguste-Joseph Desarnot 1788–1840) «Вид мызы Рябовой».(Из «Описание праздника данного родными и друзьями Е. Пр. В. А. Всеволожскому в Рябове 25 окт. 1822 г.»)

К самому началу XIX в. относится также крайне любопытная гравюра, имеющая подпись: «Kirianova, maison et jardin de S. A. M-me la Princesse de Daschkow néе comtesse de Worontzow»... Лист гравирован лависом, без подписи гравера и изображает небольшой двухэтажный дом с балконом и богатым крыльцом, стоящий на берегу речки. На другом берегу — сидящие и гуляющие фигуры. Слева — парк с беседками и мостиками.

Раух Иоганн Непомук (1804-1847) Вид Московского проспекта со стороны господского дома (Лист из Парижского издания «Виды села Влахернскаго (мельницы), принадлежащаго князю Сергею Михайловичу Голицыну» 1841)

Раух Иоганн Непомук (1804-1847) Вид Московского проспекта со стороны господского дома (Лист из Парижского издания «Виды села Влахернскаго (мельницы), принадлежащаго князю Сергею Михайловичу Голицыну» 1841)

По рисунку известного художника Мартынова выгравирован Кларком вид имения барона Николаи около Выборга. Большой лист этот издан в 1804 г. в Лондоне Ормом и превосходно раскрашен. Среди густого парка, на берегу озера, изображены вдали два здания, впереди пять фигур в национальных костюмах.

Тот же Мартынов лично выгравировал офортом 4 вида дачи Строганова в 1813–14 гг.:

  • Вид дачи;
  • Вид Каменного острова с дачи Строганова;
  • Вид Черной речки с дачи Строганова;
  • Вид сада графа Строганова.

К той же эпохе относится редкая гравюра с подписью «Vue du chateau de Romanow en Volhinie (Pologne) dediée á S. E. M. le comte Kinsky par C. Teubert». В 1815 г. в Вене напечатана на французском и польском языках поэма Трембецкого «Софиевка», описывающая стихами, в духе Делиля, имение графини Софии Потоцкой. К книге приложено 6 гравюр акватинтою, изображающих различные виды этого живописного уголка.

У Ровинского описано еще издание. «VI vues de lа vаllée de Pieskowa Scala dans le royaume de Pologne dessinées d’aprés nature et gravées, par A. Reichel». Гравюры, исполненные крепкой водкой, изображают виды имения графа И. Велепольского.

Начиная с первой четверти XIX ст. мы имеем целый ряд литографий, как отдельными листами, так и целыми альбомами, изображающих виды различных усадеб. Одной из самых ранних русских литографий является очень редкий и интересный вид села Грулова, Орловской губернии, с подписями на французском и немецком языках: «Grulowo, village près d’Orel». По-русски значится: «Август Петров барон фон Пернас капитан рисовал»[Возможно]. Раскрашенный лист этот большого формата, изображает в центре на берегу пруда усадьбу, во двор которой въезжает карета, запряженная цугом. По другую сторону пруда расположена деревня, справа церковь и качели, внизу отряд казаков и против них группа крестьян. Лист этот очень редок и воспроизводится нами по экземпляру, принадлежащему Н. К. Синягину.[Прим. 3]

Дезарно Август Осипович (Auguste-Joseph Desarnot 1788–1840) Портрет Никиты Всеволодовича Всеволожского

Дезарно Август Осипович (Auguste-Joseph Desarnot 1788–1840) Портрет Никиты Всеволодовича Всеволожского

Одним из ранних изданий XIX столетия является описание села Влахернского (Кузьминки)князя С. Голицына, вышедшее 3-ми различными изданиями. Первым по времени надо считать напечатанное в литографии Бартольди по рисункам художника Rauch’а и состоящее из 15 литографий, без заглавного листа, отпечатавших довольно бледно. Издание это относится к 26–30 гг. 2-е издание вышло много позднее, в Париже, и носит название: «Виды села (!) Влахернского (Мельницы) принадлежащего кн. С. М. Голицыну». (То же — по-французски); «Paris 1841 г. Lith. А. Bry», в лист; заглавный лист, фронтиспис и 21 литография по рисункам того же Rauch’a. Альбом этот часто встречается в раскрашенном виде и чрезвычайно красив. С парижского издания точно скопировано 3-е московское издание, печатанное в литографии Роппольта и заключающее в себе те же рисунки, с исправленной ошибкой (село) на заглавном листе.

Село Севериновка, Херсонской губ., принадлежащее графу Потоцкому, (в 40 верстах от Одессы), изображено на 2-х редких литографиях, рисованных А. Безлюдным и описанных в интересной книге Е. Н. Тевяшова «Описание нескольких гравюр и литографий».

У того же автора упомянут редкий альбом 16 литографий С. Лукина, под названием: «Собрание видов села Городни и его окрестностей в 7 верстах от Калуги, владения Ея Сият. кн. Н. П. Голицыной».

В 1822 году вышло красивое издание, исполненное офортом известным гравером Дезарно, под названием: «Описание праздника данного родными и друзьями Е. Пр. В. А. Всеволожскому в Рябове 25 окт. 1822 г.». В альбоме 17 рисунков, из которых 1-й изображает «Вид мызы Рябовой» — имения Всеволожских около Петербурга. Редкая книга эта подробно описана в журнале «Антиквар» за 1903 г.

Вид Каменной Пристани на реке Волхове в селе Грузине. Рисовал на камне Архитектор Семенов 1821 года. (2 миниатюра из тетради I «Виды села Грузина» 1821)

Вид Каменной Пристани на реке Волхове в селе Грузине. Рисовал на камне Архитектор Семенов 1821 года. (2 миниатюра из тетради I «Виды села Грузина» 1821)

Нигде еще подробно не описано редкое издание: «Виды села Грузина», в 5 тетрадях с печатными обложками, заключающих в себе 31 лист видов знаменитого Аракчеевского поместья [Прим. 4].

Рисунки исполнены литографией его собственными крепостными, в 1821–26 гг. На обложке, кроме перечня рисунков, изображен герб Аракчеева с надписью: «без лести предан».

Перечислим здесь все листы этого интересного издания:

  1. Общий вид села Грузина.
  2. Вид каменной пристани на реке Волхове.
  3. Вид яхты в селе Грузине на pеке Волхове.
  4. Вид площади с приезда в селе Грузине по Тихвинской дороге
  5. Вид площади у Госпиталя.
  6. Вид площади у моста при въезде от города Тихвина.
  7. Вид Грузинского собора святого Андрея Первозванного.
  8. Вид колокольни у Грузинского собора.
  9. Во внутренности Грузинского собора. Вид Петропавловского придела.
  10. То же; вид Алексеевского придела.
  11. Вид Чугунного храма.
  12. Изображение св. Андрея Первозванного в Чугунном храме.
  13. Вид флигелей у каменного дома в селе Грузине.
  14. Вид флигелей с террасой от оранжереи во фруктовом саду.
  15. Вид Грузинского каменного дома с приезда от собора.
  16. Вид каменного дома в саду.
  17. Вид деревянного дома в саду.
  18. Вид от прудов Грузинского деревянного дома с гротами.
  19. Вид на острову храма посвященного генералу Мелиссино.
  20. Вид Каменной пристани при большом пруде.
  21. Вид руины в Грузинском саду в память князя Меньшикова.
  22. Вид бельведера с колоннадою в Грузинском саду.
  23. Вид птичного двора.
  24. Вид луга в саду у деревянного дома.
  25. Бюст императора Павла I в саду.
  26. Сын в память родителю.
  27. Вид каменного моста на Тихвинской дороге из саду.
  28. Вид висячего моста в саду.
  29. Вид чугунного моста в саду.
  30. Вид крестьянского дома в селе Грузине.
  31. Вид Грузинской полиции с каланчою.

Небольшой альбом, 4° в дл., без особого заглавного листа, изображает на 4-х листах виды села Староникольскогографа Мусина-Пушкина. Виды исполнены литографиею в 1-й половине XIX в., раскрашены и не имеют подписей художника; они изображают:

  1. Вид главного дома, с колоннами и статуями при входе; направо, вдали, церковь, посреди сада — фонтан.
  2. Ворота и дорога к главному дому. Часть сада.
  3. Вид сада с другой стороны, впереди река, вдали башня с часами, главный дом и церковь.
  4. Общий вид на усадьбу, церковь и село.

В 40-х–50-х годах XIX ст. вышел альбом под названием: «Виды парка при селе Шаблыкине Орловской губернии в имении Н. В. Киреевского, рисовал с натуры и на камне Р. Жуковский, печ. в лит. М. Бергмана». Альбом этот, в большой лист состоит из печатной обложки, иллюстрированного заглавного листа и 20 видов на 15 листах, исполненных в 2 тона. Издание это описано у Е. Н. Тевяшова.

В заключение назовем несколько изданий, в которых можно найти отдельные изображения частных дач, поместий или усадеб. Таков, например, альбом 46 видов Петербурга, изд. Плюшара, 1827 г., где помещены виды дач Нарышкина (№39), графини де Лаваль и Джона Букера.

В собрании видов Петербурга, изданных Беггровым в 1821 г., лист 4-й изображает: «Крестовский остров с павильоном княгини Белосельской, владетельницы всего острова... на противоположном берегу Малой Невки замечательные дачи суть: гг. Обер Егермейстера Нарышкина, Камергера Зиновьева». На 12-м листе подпись: «Вид с каменного моста по течению Малой Невки. По правому берегу виды дач г-жи Муравьевой, и г-на Кусова, по левому берегу на Аптекарском острове дача гр. Лаваль. Вдали Крестовский остров с павильоном кн. Белосельской. Рис. с нат. и на камне, Галактионов».

Село Михайловское А. С. Пушкина (из альбома «Галерея видов города Пскова», изд. Ивановым в 1838)

Село Михайловское А. С. Пушкина (из альбома «Галерея видов города Пскова», изд. Ивановым в 1838)

Село Михайловское А. С. Пушкина изображено в альбоме «Галерея видов города Пскова», изд. Ивановым в 1838 г.

Вид Останкина вошел в 1-ю тетрадь неоконченного издании Брауна, 1825 г. — «Виды Москвы» (6 литографий).

В альбоме, изданном Лангере (6 литографий) — «Vues de Finlande», 1832 г., листы 2 и 3 изображают виды парка в имении барона НиколаиMon Repos.

Бассоли, Карло. Дворец князя Воронцова в Алупке (из The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from painting Carlo Bossoli (Лондон, 1856)

Бассоли, Карло. Дворец князя Воронцова в Алупке (из The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from painting Carlo Bossoli (Лондон, 1856)

Наконец, интересен альбом видов Крыма, изданный в Одессе и заключающий в себе 12 литографий, печатанных у Брауна, между которыми находятся виды имения Кореиз — княгини А. Голицыной, дачи Мисхор — Л. Нарышкина, имения Гурзуф, дома Фундуклея и дома Ашера, между Артеком и Гурзуфом.

Перечисленными в настоящей заметке несколькими десятками листов и альбомов не исчерпываются, конечно, все описания усадеб, но это все, что нам удалось найти в частных собраниях Петербурга и в библиографических трудах наших книгоописателей. Было бы очень интересно, если бы читатели «Старых Годов» поделились на страницах журнала своими сведениями об известных им изданиях этого рода, находящихся в их собственных собраниях или у известных им лиц.

Источник: Соловьев Н. В. Библиография усадеб = N. S.: Biblographie des châteaux russes // «Старые годы» 1910. №7-9 (июль-сентябрь). Стр. 186–192

Мои примечания:

  1. Долгое время считали автором Г. Де-Вита, сейчас установлено авторство голландца Андриана Шхонебека (1661-1705).
  2. Моссмер Иосиф (Mössmer Joseph 1780–?), австрийский художник.
  3. К сожалению, воспроизвести работу — нет возможности.
  4. Соловьев ошибается: на самом VI тетрадей и 36 л. Об этом редком (19 экз.) и одном из самых дорогих изданий мы поговорим в моей статье «Виды села Грузина» — самая дорогая книга и памятник самой красивой усадьбе..

Информация для предисловия взята из Вейнер П.П. Библиографические листки. «Старые годы»: их история и критика en connaissance de cause. / Состав. И. А. Золотинкина. СПб.: Коло, 2008. Стр. 100–101, 183.

Возможно Вас заинтересует моя заметка:

«Виды села Грузина» — самая дорогая книга и памятник самой красивой усадьбе.

ПутешествияМир искусстваМир библиофила

Внимание!!! Если Вы копируете статью себе на сайт, то оставляйте ссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание.

Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments