МариУсМ11 (mariusm11) wrote in arch_heritage,
МариУсМ11
mariusm11
arch_heritage

Categories:

Прогулка по Петрградке. Часть вторая

Продолжая нашу виртуальную прогулку по Петроградской стороне, направляемся от пересечения ул. Пионерской и Большого Проспекта в сторону ст. м. «Петроградская», по возрастанию и любуемся домами на его солнечной стороне.

Большой Проспект ПС, 22-24:


Это доходный дом В.И. Колышко, построенный в 1911-1912 годах в стиле эклектики уже известным нам П.М. Мульхановым. Заметили знакомые эркеры? Теперь я могу уже сказать, что начала узнавать руку мастера)))

Следом за пятиэтажным строением видим трехэтажное здание по Большому Проспекту, 26:

Первоначальная постройка относится к 1865 году, архитектор Я.К. Хофер. Дом принадлежал кожевнику И. Янсону. В конце XIX века дом был перестроен М.А. Андреевым в стиле эклектики, став каменным. После перестройки здание принадлежало купцу А.Е. Ефимову.
С начала XX века домом владела купеческая семья Гусевых. В разное время здесь проживали писатель, философ и литературный критик В.В. Розанов, писатель-публицист И.Ф. Романов (псевдоним Р-цы), архитектор И.Б. Калиберда.

На пересечении с улицей Л. Чайкиной, 2 по нечётной стороне проспекта стоит вот такой зелёненький особняк:

Архитектор – М.А. Андреев, стиль – эклектика, год постройки – 1890.
Здание было доходным домом и почему-то считается недостроенным.


Следующее здание по солнечной стороне, что привлекло моё внимание – Большой Проспект, 32 (пересечение с Ропщинской ул.):

Годы строительства – 1892-1894. архитектор – М.А. Андреев. Здание построено на основе существовавшего ранее дома, датированного 1876 годом. В 1913 году инженер-архитектор Н.А. Эйхенвальд занялся реконструкцией помещений и отделкой фасадов первого этажа.
В конце XIX века дом принадлежал купцу Я.Я. Головину. В начале прошлого столетия на углу располагалась знаменитая булочная «Д.И. Филиппов», придворного пекаря. Здесь же в здании работала кофейня, а позже – ресторан, сохранившийся и в советское время.


После Рыбацкого сквера на пересечении с Ижорской улицей по адресу Большой Проспект, 38-40 видим здание песочного цвета в пять этажей:

Его первая постройка датирована 1891 годом (архитектор – В.Е. Стуккей).
Здание изначально возводилось как доходный дом. Надстройку и перестройку он претерпел в 1912 году под чутким руководством архитектора Д.А. Крыжановского, став доходным домом Е.Ф. Овчинникова.
В советское время в здании размещалось множество магазинов.
Стиль строения – эклектика.


Следующий дом – на пересечении Колпинской улицы и Большого Проспекта, 42 – особенное место в общем облике магистрали, пожалуй:

Строение датировано 1878-1879 годами, это был особняк коллежского асессора А.М. Васильева. Его первый архитектор – В.Г. Шаламов,

В начале XX века здесь открылся кинотеатр «Рекорд». Чуть позже дом перестроил В.В. Шауб, в 1915 году здесь открылся театр миниатюр «Трокадеро».
После революции в здании помещались коллективы эстрадных танцев.
С 1935 года здесь открылся рыбный универмаг, в котором продавали даже живую рыбу прямо из аквариума. В начале 1950 годов весь второй этаж и правую часть от центрального входа занимал дом пионеров Ждановского района.
Сейчас в бывшем особняке располагаются Музыкальная школа №16 Петроградского района.


Не менее интересно и здание на пересечении с ул. Стрельникова – на Большом Проспекте, 44:


Оно построено в 1906-1907 годах. Стиль – северный модерн. Архитектор – Претро. Ранее это – доходный дом Т. Н. Путиловой. В общем облике здания чувствуется влияние Финляндии и северного фольклора.
В советское время здесь проживал хирург И.И. Джанелидзе, основатель и научный руководитель Института Скорой Помощи.

В 2001 году здание включено в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».


Далее, по Большому Проспекту, 46 мы видим пятиэтажный доходный дом купца К. Ф. Крашенинникова:

Здание построено в стиле эклектики в 1605 году по проекту архитектора П.М. Мульханова. Изначально, в 1901 году это был лишь трёхэтажный особняк по ул. Ораниенбаумской. В целом дом получился довольно большой, с несколькими флигелями.
Если присмотреться, то можно увидеть, что под арочными окнами 3 этажа дом украшают очаровательные женские головки – визитная карточка архитектора. Скошенный угол – характерная для эклектики того времени примета многих домов на Петроградской стороне.
Тем прекраснее кажутся подобные шедевры, чем больше в городе появляется «выкидышей» из стекла и пластика. Соседствующий с бывшим доходным домом БЦ «Орбита», на мой взгляд, буквально портит всю магистраль одним своим видом.
В начале XX столетия в доме № 46 находился табачный магазин купца второй гильдии И.Т. Баранова. Глухая стена этого дома, не закрытая соседней постройкой, иногда использовалась для размещения рекламы. Например, перед ВОВ здесь красовался плакат с изображением «Советского шампанского».


Следующее здание, попавшее под прицел моего телефона - особняк на Большом Проспекте, 50:

Уже по внешнему облику заметно, что оно сохранилось сXIX века. Построено в 1839-1840 годах по проекту А. М. Куци в стиле «Классицизм».
Считается, что это здание – доходный дом А. Лукина. Кто такой Лукин? Есть сведения, что это всего лишь… маляр) По документам 1875 года владелицей здания называется уже Елизавета Колоколова, жена действительного тайного советника Николая Георгиевича Колоколова.
B 1890-1900 годах здесь находились почта и телеграфная контора. Чуть позже: трикотажная мастерская, магазин одежды для спорта и охоты, похоронное бюро, а на втором этаже – мебельный магазин.
В советское время на углу здания была открыта пирожковая. В 1970-х она превратилась в «Кафе по-восточному» и получила отделку в виде грота.
Сегодня в особняке – ряд современных магазинов и «бистро».


Следующее здание – Большой Проспект, 52-54:

Меня заинтересовала именно часть дома под номером «52».
Как вы понимаете, в позапрошлом веке это так же был доходный дом.
Изначально здание датируется 1875-1876 годами, пострено по проекту архитектора П.О. Осипова. В 1893, 1898-1902 годах здание перестраивалось уже В.Р. Курзановым без разрушения ранее существовавшего дома.
Ещё одно изменение здание претерпело в 1904-1909 годах с лёгкой руки Г.Г. Фон Голи.
В сети много информации, что было в доме 52-54, поэтому отделить «мух» от «котлет» не удалось. Посему без уточнений, т.к. вторая часть здания мне категорически не нравится.


Минуя очередной ужас в виде стеклянного торгового центра, добираемся до интересного углового здания по Большому Проспекту, 60 на пересечении с Лахтинской,1:

Его создатель – архитектор Г.А. Соловьев, год постройки – 1880, стиль – эклектика.
Первый владелец, предполагаемо, некто П.Я. Сопетин, вероятно купец 2-й гильдии родом из Ярославских крестьян, хотя сам он проживал на Васильевском острове. Вероятно, этот дом сдавался или же служил лавкой…


Интересно дом № 60 заканчивается – неожиданно так, домом № 62 по Большому Проспекту ПС:

Это пристройка в стиле сталинского неоклассицизма, датируется она серединой XX века (1951-1952 годы).
Несмотря на сравнительно молодую конструкцию, здание выглядит привлекательно и в облик старой Петроградки вполне вписывается. Спасибо архитекторам О.И. Гурьеву и В.М. Фромзелю за учет окружающей действительности при возведении дома. Он построен на месте маленького дома, в который попал снаряд, разорвавший здание в клочья.

Интересно, что согласно первоначальному проекту здание должна была венчать башенка. Увы, сделать её так инее удалось: в 1950-е экономили на всём.


Здание на перекрестке с ул. Ленина, хоть и находилось на теневой стороне улицы, но не могло не попасть в объектив. Это Большой Проспект, 51:

Доходный дом А.И. Седовой, потом И.С. Крючкова, взведённый в 1898-1899 годах архитектором П.И. Гилёвым. Стиль – эклектика.
Какой очаровательный балкончик! Он не мог не привлекать внимания, верно?) И этот живой оранжевый цвет фасада! Одним словом, я влюбилась!.
В архитектуре 4-этажного каменного углового дома слились воедино классицизма и рококо. Угловая часть срезана и украшена фигурными аттиками, куполом и двухэтажным портиком, в котором на высоких постаментах красуются декоративные пилястры. Стены первого этажа рассечены рустовкой, окна украшены сандриками и лепниной. Первый этаж здания предполагал торговлю в ласках.
Первоначальной владелицей дома была купчиха А.И. Седова, вышедшая из крестьян (и кто ещё мне посмеет сказать, что умевший работать не мог добиваться всего?!).
В начале XX века участок приобрел И.С. Крючков, председатель купеческой управы, гласный Петербургской городской думы.
В разное время в доме жили архитектор нового корпуса Публичной библиотеки Е.С. Воротилов, статский советник А.А. Якушев, композитор С.А. Чернецкий, режиссёр Н.П. Акимов. После революции здесь проживали детский писатель Борис Житков и писатель-фантаст Александр Беляев, автор романа «Человек-амфибия».
Сегодня в здании расположены офисы коммерческих организаций.


Ровнёхонько напротив видим чуть менее изысканное, но симпатичное здание – на Большом Проспекте, 64:

Оно на деле болотно-зелёное, просто солнце было очень ярким.
Первоначально доходный дом строился для врача, физиолога и фармаколога, профессора медицины В.К.фон Анрепе в 1898 году архитектором А.Н. Веретенников. Сегодня элементы этого дома можно разглядеть только слева.
Черты неоклассицизма дом приобрёл уже в начале XX века, когда его перестроил Г.Г. Фон Голи под доходный дом для купца 2-й гильдии Д.Л. Парфенова (1913-1914 годы). Этот владелец известен тем, что являлся благотворителем и построил на свои деньги Предтеченскую церковь на Выборгской стороне.
Тёмный фасад дома с одинаковыми окнами не особенно украшен, из декора здесь только рустовка. Нона окнах третьего этажа имеются треугольные сандрики, а второй и мансардный этажи подчёркнуты пояском.
В 1901-1908 годах здесь снимал квартиру младший брат Чехова, в 1916 году здесь жил архитектор Н.Л. Марков, а в 1930-е в квартире В.Е. Гольдиной часто бывали известные поэты – Д.И. Хармс и А.И. Введенский. Тогда же в этом доме жил поэт и беллетрист С.С. Петров (Грааль Арельский).
До Великой Отечественной в доме располагались галантерейный, хозяйственный и обувной магазины. Верхние три этажа занимала школа № 49. Здесь же работал отдел народного образования Ждановского района, на месте которого ныне находится налоговая инспекция.
В истории дома значилось несколько ресторанов: в 1910-е годы – «Петроград», в 1920-е он уже называется «Ленинград». Здесь же находился завод минеральных вод. А со стороны Полозовой улицы с 1969 по 1990-е гг. работала шашлычная «Мерани» с грузинской национальной кухней. Сегодня со стороны Большого проспекта открыто бистро «Теремок».


Теперь идём очень далеко вперёд, вплоть до здания по Большому Проспекту, 80:

Красивое, верно? Построено архитектором С.А. Баранкеевым в 1904 году в стиле модерн.
Считался доходным домом А.А. Никольского, в здании располагалась скульптурная и лепная мастерская, которая ему и принадлежала.
Дом пятиэтажный, с круглым угловым эркером, который венчает башенка. Окна украшены лепными наличниками, второй этаж рустован. В центре фасада – акцент на фигурном аттике и эркере. В целом изысканно и утонченно) Как раз дом для скульптора!
Среди известных жителей дома в начале XX века можно назвать выдающийся скрипача Московского Большого театра, дирижера и композитора В.В. Безекирского, поэта-сатирика, журналиста В.В. Адикаевского, историка и знатока искусств Петербурга И.Н. Божерянова.
В 1930 е годы здесь проживал выдающийся советский футболист М.П. Бутусов.

Примыкающее здание – Большой проспект, 82:

Его возводил уже известный нам А.Ф. Барановский в 1910 году. Стиль – модерн. В начале века это все ещё доходный дом А.А. Никольского, который приобрел второй участок. Именно для него и был построен пятиэтажный мансардный дом, выполненный в стиле, напоминающем соседний, уже принадлежащий скульптору. Сходство усиливается поэтажным членением и эркерами. Но, как водится, в Петербурге каждое домовладение должно было отличаться от соседствующих по цвету, поэтому дом получил облицовку из серого гранита.
Его облик с фасада украшен порталом, лепными барельефами на втором и третьем этажах, вставками зелёной керамической плитки меж окнами. По краям эркеров красуются вставки из светлой плитки.
Дома № 80 и 82 объединены двором.
В канун революции здесь жил сын владельца знаменитого Елисеевского магазина ученый-востоковед, специалист по японскому и китайскому языку, истории культуры и искусства Японии, С.Г. Елисеев,


Минуя очередной стеклопакетный ужас приближаемся к дому № 86 по Большому Проспекту ПС:

Прелесть, правда? Это снова начало минувшего века: постройка 1910 года в стиле модерн, архитектор – М.А. Сонгайло.
О нём мало что известно: первоначально здесь был 4-этажный дом, построенный по проекту архитектора И.И. Радике для потомственного почётного гражданина Н.И. Калугина в 1880 годах.
Позже архитектор И.И. Соколов пристроил трёхэтажный флигель для княгини М.А. Вальбольской.
Сонгайло же работал уже для нужд действительного статского советника присяжного поверенного Г.А. Тиктина. Объединив угловой дом и флигель, он и надстроил здание до 5 этажей (1910).

Собственно, мы практически добрались до ст. м. «Петроградская». Здание находится на перекрестке с Ординарской ул, от которой до метрополитена – рукой подать.


Tags: архитекторы, дома, доходные дома, модерн, эклектика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments