
Во-вторых, местная традиция требует писать Баташовых через ё. И даже как-то умудрилась пролоббировать такое написание в википедии.

Но я, уж простите мне эту вольность, буду их писать через о, как того настоятельно требует мое чувство языка. Как бы то ни было, это семья богатых местных промышленников, подробней прочесть о которых можно по ссылке выше.

Это потрясающее здание, оказавшееся баташовским охотничьим домиком или, как принято было говорить в их времена, мызой, было обнаружено совершенно случайно. Шарахаясь по окрестностям Выксы совсем по другой надобности, я вдруг буквально ахнула, когда это предстало передо мной за поворотом дороги.

Моих жалких способностей фотографа недостаточно, чтобы передать и сотую часть того впечатления, которое производит это строение, так точно вписанное в пространство приокских просторов. Оно и сейчас, в своем нынешнем униженном состоянии, продолжает со своей единственно верной точки царить над этим окружающим пространством.

Уродующий его идиотский забор и какие-то дурацкие бараки и сараи, обступившие его с бесцеремонностью гопников, не имеющих понятия о личных границах, не в состоянии ничего изменить - их и замечаешь-то потом, во вторую очередь. А в первую - просто захватывает дух. И все слова на мгновение как-то теряются, хочешь вытащить какое-то слово из довольно небедного своего лексикона, а вытаскиваются одни междометия - ух тыыы... ах... ох... ну ни-чо-си!..

Конечно, я не могла не осмотреть это чудо поближе и не попытаться проникнуть внутрь. Это, кстати, было несложно - одно окно первого этажа оказалось не заколочено, не пришлось даже лезть через незаколоченное окно второго этажа.

Честно признаюсь, вообще-то я терпеть не могу закрытых, заколоченных помещений. И вообще чувствительно отношусь к пространствам - одинаково не люблю, когда нарушается мое личное пространство, и когда я вынуждена нарушать чужое.

Но здесь я себя нарушителем границ не ощутила. Ну, в общем, оно и понятно - наверное, нечасто этому строению выпадает случай пообщаться с кем-то, кто его понимает и говорит на его языке, наверное, оно было мне радо.

Причудливая форма здания снаружи обещала каких-то особенных интерьерно-пространственных решений внутри ...

и сдержала это обещание.

Внутренняя планировка там не просто особенная, она дивная. Там круглые залы...

и окружающие их веером комнаты...

иногда совсем маленькие.

Там причудливые лестницы...

там полукруглые своды...

и бесподобные стрельчатые окна.

Там бесподобные круглые печи, ради оних их мне бы хотелось оказаться в этом помещении в пору, когда оно не было разрушено.

Там внутреннее пространство пронизано пространством окружающего пейзажа. Когда оказываешься внутри, этот дом не замыкает тебя в своих стенах, не выключает вот это полетное чувство простора и свободы.

Оно настолько сильно, это чувство, что оказалось даже сильней страха - многие лестницы и доски пола там выглядели ну совсем ненадежно, ...

но я все равно прошла по всем комнатам ...

и залезла под самую крышу.

А потом я долго ходила вокруг здания снаружи, ...

любуясь его изящной галереей, ...

его белым ассистом на красном кирпиче, ...

его благородством во всех ракурсах.

Относительно его биографии все, в общем, ясно по его виду. Недостающие детали я почерпнула из опроса местного населения. Раньше в нем был стационар больницы.

В соответствии с новейшими веяниями было решено, что стационар этому немаленькому поселку не нужен, оставили только амбулаторию как раз вот в этом бараке.

А здание, после того, как стационар из него был изгнан... ну, вы сами все видите. Государство его охраняет - ну а то! В чем эта охрана заключается? Ну, во-первых, государство не постеснялось повесить вот эту табличку, оно у нас вообще не стеснительное, наше государство.

А еще оно обнесло здание красивым охранным забором и красиво заколотило все окна.

Ну, почти все.

Никаких других охранных и, не дай бог, реставрационных действий отродясь никто не производил и производить не собирается.

Если уж на то пошло, красивый охранный забор хотя бы можно было поставить не так вплотную к зданию, дорогое государство! Потому что сейчас дом нельзя даже нормально целиком сфотографировать - получаются фотографии, в основном, забора. Но я понимаю, конечно, длинней забор - больше досок... а наше государство не может себе позволить досками разбрасываться почем зря.

Кстати, чтоб было понятно о действиях - это здание не стоит где-то в непроходимой чаще. Оно стоит на прекрасной автомобильной дороге, которая проходит вот прям непосредственно у него под окнами.

К нему подведены все коммуникации. Прямо у него за спиной, рукой подать, расположена пристань на Оке. Государство! Ау! Ты хоть одним пальцем не хочешь пошевелить, чтобы спасти это прекрасное, уникальное и совершенно оригинальное строение?

Риторический вопрос, понимаю.

Ну что ж, охотничий домик Баташовых... держись! Что я могу сказать - держись. Не знаю, зачем. Да, вопреки всему. Но зачем-то ты должен держаться, хотя кажется, что это абсолютно никому не нужно.

Да, впрочем, ты и сам все знаешь - и держишься. Ты боец.

Рада была с тобой познакомиться.
