moykariver (moykariver) wrote in arch_heritage,
moykariver
moykariver
arch_heritage

Categories:

Навстречу выборам: градостроительство и революция

Оригинал взят у marina_klimkova в "Градостроительство или революция"

"Градостроительство или революция" - любопытная статья, написанная о Петербурге. Однако подобная публикация, в той или иной форме, может быть сделана о любом российском городе:

«Современное градостроительство – дитя XIX века, то есть промышленной революции с последовавшим за ним быстрым ростом мегаполисов, появлением сложных инженерных коммуникаций, рельсового, а затем и автомобильного транспорта. Когда население городов начало стремительно расти, главной проблемой стали трущобы, грязь и плохие коммуникации. Вызов был не только гуманитарный: поскольку социальное неравенство грозило бунтами, разрешение проблемы стало политическим вопросом.

Построить быстро достаточно жилья было невозможно, и тогда родилась идея, владеющая умами прогрессивных градостроителей до сих пор: в качестве компенсации плохих условий в частных домах и неравенства создавать удобные и красивые общественные пространства. Бульвары Османа в Париже, Рингштрассе в Вене, новый район Барселоны Эшампле, спроектированный Ильдефонсом Серда были первыми и во многом успешными попытками преобразить мегаполисы. Красивые широкие чистые улицы, одинаково доступные богатым и бедным, стали спасением от недовольства масс».



«Существует мнение, будто именно пренебрежение к урбанистическим вопросам стало причиной революции. По самой меньшей мере оно было ее необходимым условием.

«За прошедшие с тех пор сто лет города прошли что-то вроде полного круга: пытались строить города-сады, гигантские монументальные ансамбли, миллионы квадратных метров дешевого жилья в бетонных коробках, отчаянно сохраняли наследие, соревновались друг с другом в стройках самых высоких и самых необычных зданий. Пришли, однако, к тому, с чего начали. Самые прогрессивные градоначальники современности заботятся об общественных благах: ограничивают автомобильное движение в пользу тротуаров и полос общественного транспорта, строят социальное жилье, разбивают парки, борются с преступностью, сами ездят на велосипедах. Характерно, что происходит это далеко не только в уютной Европе с её относительно ровной социальной ситуацией, но и в странах третьего мира, где основной проблемой как и в XIX веке остаются трущобы и их бедное население».


Революции в ближайшее время, судя по всему, не предвидится. Да и столица теперь в Москве, а там с благоустройством дела обстоят хорошо, по некоторым оценкам даже чересчур. Фактом, однако, остается и то, что практически любая серьезная протестная активность в Петербурге сегодня имеет урбанистическую подоплеку – больше, чем ограничением политических свобод, люди недовольны сносами, стройками, вырубкой скверов. Для местного начальства альтернатива все та же, что и век назад. Градостроительство, несомненно, было бы лучшим выбором».

Полностью в источнике.

Tags: Санкт-Петербург, архивные фотографии, исследования
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Музей-заповедник «Кижи» - часть первая

    01 Музей-заповедник «Кижи» расположен на острове Кижи в Республике Карелия. (GPS:62.268243, 33.980307) 01 Музей как государственное учреждение…

  • Особняк Лидии Гельтищевой

    Москва. Средний Овчинниковский пер., 8 строение 1. Особняк Л.И. Гельтищевой Построен в 1904 г Архитектором Ф.Ф. Воскресенским на основе…

  • Староладожская крепость

    Староладожская крепость - расположена в селе Старая Ладога в Ленинградской области. (GPS:59.997542, 32.298326) 01 Во времена Рюрика (862 год)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments