koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Categories:

Про украинский модерн. Путешествие трапециевидного окна или не совсем финский модерн. часть 2.

 Уже почти 5 лет назад я написал первый пост о финском шестиугольном окошке попавшем в арсенал украинских архитекторов   http://arch-heritage.livejournal.com/1161480.html .  и

http://koloma9.livejournal.com/10683.html

Там очень интересные комментарии. Я не стал выносить их в пост но почитать стоит. Много точек зрения и позиций.





Один из Памятников украинского модерна. Не сохранился.



За это время у меня накопилась небольшая коллекция русского деревянного зодчества с шестиугольными  проемами.
Факт шестиугольности окон в народном зодчестве вроде как общеизвестен, но я так не увидел не финских не украинских построек раньше эпохи модерна. И вот спустя пять лет я хочу спросить есть ли шестиугольные окна в финской или украинской народной архитектуре? Покажите фотографии!)).  А пока я покажу русские окна и расскажу как они могли появиться.








1. Наиболее интересный но и наиболее понятный.  Церковь Петра и Павла в Карелии.  К ее созданию приложил руку сам Петр 1.  Сохранился рисунок из журнала 1890. Окна шестиугольные странные с мелкой расстекловкой типичной для эпохи первого царя императора.



Церковь Петра и Павла Карелия. 1721 год Русское Барокко.




Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Памятник для меня уникальный. Я еще плохо знаком с деревянным русским барокко. Есть ли еще памятники?

К объяснению шестиугольности окон этого храма хорошо подходит версия о невозможности строения в деревянном зодчестве арочных проемов. Тогда шестиугольные окна просто имитируют полукруглые окна. Такие к примеру есть и в допетровском барокко. Видите та же комбинация из круглых   и полукруглых окон.



Церковь в Дубровицах. Памятник допетровского барокко.

Все бы очень хорошо было если бы не другой известный памятник деревянного петровского барокко Домик Петра из Петербурга.



Домик Петра. Петербург.


Напомню это обычная шведская изба в которой пожелал жить русский царь Петр на вновь приобретенных землях. Благодаря этому факту она находится в очень хорошей форме и мы можем видеть что у нее с окнами. А они хорошо растесаны и получается полная иллюзия конструктивистского лежащего окна. Оксюморон   архитектурный какой-то.  Зная любовь барокко ко всяких небылицам первая версия с невозможностью постройки полукруглых окон в древесине с учетом другого памятника уже  не кажется мне единственной.



2. Погост в Гимреках.

                                                                                                                Погост в Гимреках. 1659 год.


Начало 18 века. Шатровая церковь.  Под барокко конечно тоже подходит)). Но у нас так тогда не строили. Есть целых два примера шестиугольности.

1280px-Гиморецкий_погост.jpg

Вход в трапезную. Погост в Гимреках.

Вход в трапезную имеет треугольный верх (!). Что опять же говорит о возможностях архитектуры. Не можете построить круглый стройте треугольный. Зачем мучаться с лишними углами.   Кстати такой тип проема в модерне я не встречал.  Но вот вход под высоким крыльцом шестиугольный.  Кстати куда он ведет? Правильно ли сказать что он ведет в подклет церкви?

Шестиугольный вход гимерецкого погоста.
С Гимерецким погостом есть не ясность. Он был отреставрирован ( читай воссоздан) в 70 годы 20 века.  Что там подлинное, а что задумка реставратора не берусь судить. Если кто даст знать на старые фото или чертежи буду благодарен!



3. Собственно народное творчество.  Деревянные избы Вологодской области.
Были обнаружены при посещении музея Семенково.

00134_20120816_222343.jpg
                                                                         
  Одна из изб музея Семенково.


Сам музей очень рекомендуем к посещению. Вот его сайт. http://www.semenkovo.ru/ .  Позволяет взглянуть на историю нашей родины не совсем с обычных сторон. Например как виделась российская империя из севереной деревни.    Так что если едите в Феропонтово не пожалейте времени!
Но вернемся к шестиугольным окнам. В Семенково много шестиугольных дверей въездов в сенохранилище или амбар. Я спросил у столяра который реставрировал один из домов бывают ли шестиугольные окна?. Он ответил что делал несколько домов и такого не было никогда. Только такие въезды. Зачем он их так делают он объяснить не смог. Но сказал что их легко можно делать квадратными,  дерево как материал это позволяет. Изб таких в музее больше 5 и они не из одного места и разного времени.
 Поэтому у меня сейчас вопрос. Или это какой-то обряд и верование как курицы на избах либо столяр был не прав. Либо опять все дело в подходе к реставрации. Если кто поможет буду благодарен.

Интересно, что я выборочно отсматривал другие музеи деревянного зодчества и там такого не увидел. Если у вас есть другие примеры пришлите или дайте знать пожалуйста.

Так же меня заинтересовал тот факт,  что кухня Вологодской области имеет соприкосновения с Финской кухней. В частности местные жители пекут ржаные открытые пирожки. Чем злоупотребляют и фины и удмурты. То есть может идте речь о проникновении двух культур. Но глубже я не копал.


Просьбы )).

Прошло уже 5 лет, а мне так и не попались примеры деревянного финского зодчества с шестиугольными проемами до модерна. Если кто видел отпишитесь, пожалуйста. Так же интересны любые шестиугольные проемы в дереве.

Если кто знает тексты в интернете по этнографии вологодской области дайте знать. Есть ли что-то о финском влиянии?


Главный вывод такой. Шестиугольные окна до модерна существовали. Ряд русских народных построек имеет шестиугольные дверные проемы.


Спасибо за внимание!)

Фотографии я брал из интернета из свободного доступа. Искреннее всем спасибо. Если вы против уберу или сошлюсь на вас!



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments