1) В заключительном репортаже о малоизвестном затерянном городе Торопец Тверской области мы посмотрим с вами Богоявленскую церковь, которая является лучшим примером наивысшего взлёта фантазии мастеров "торопецкого архитектурной школы барокко". Помимо этого мы увидим 1 памятник Учителю в России, хорошо сохранившиеся 800-летние валы, где располагалось первое поселение будущего города, а также немаловажный Собор Корсуньской иконы Божией Матери.
2) В предыдущем репортаже мы остановились на мосту через реку Торопа возле самолёта-памятника СУ-9 в честь 40-летия Победы и продолжим прогулку к бывшему домонгольскому городищу XI-XIIвв., откуда пошёл город.
3) Прямо возле моста такой стрит-арт, который отлично смотрится на фоне озера.
4) Валун с камнем в память адмирала Петра Рикорда, главы Камчатской области в 1817-1822 гг.
5) Церковь Богоявления Господня 1772-1776 гг. постройки - считающаяся лучшим творением "торопецкой архитектурной школы", заключительным аккордом её развития начавшегося с конца XVII века и продолжавшегося на протяжении всего XVIII в. В самой структуре церкви тоже ничего нового, она, как и большинство городских церквей того времени, состоит из двух: зимней, теплой, в нижнем этаже, и летней, холодной, в верхнем
6) Зодчий применил здесь интересный конструктивный прием: храм и трапезную он построил как два одинаковых четверика, над одним из которых возвышается восьмерик самого храма, а над другим – восьмигранная колокольня. Прием далеко не нов, но он позволил собрать все формы в единую компактную массу, где завершающие части здания стали равноценными. Три фасада церкви – северный, южный и западный – с высокими фронтонами. Чтобы придать церкви зрительную устойчивость, по сторонам трапезной пристраивают два крыльца на ползучих арках, живо напоминающие своими формами крыльца – рундуки жилых построек конца XVII века. С восточного же фасада, выходящего на озеро, когда крылец совсем не видно и колокольня почти скрывается за восьмериком храма, силуэт церкви становится похож на высокую колокольню.
7) Особенно красив декор. Повторяя знакомые, типичные для своего времени формы, получившие распространение от Петербурга до Урала, он тем не менее остается типично Торопецким. Достигается это не столько изящно-замысловатым рисунком, а пластичностью самих форм, их объемностью, когда термин «плоскостное барокко», опре¬деляющий круг этих памятников, становится почти не применимым к Богоявленской церкви. Если же теперь представить её первоначальную окраску, где выступающие части были белыми, а сами стены ярко-зелеными, то привычный термин вовсе перестает соответствовать действительности.
8) Средства на постройку храма выделил торопецкий купец Федор Гундарев в 1765 году.
9)
10)
11)
12) Рядом с храмом - местная школа №1 (бывшее здание присутственных мест), где учились многие известные торопчане. Именно здесь учились главный конструктор «Бурана» Юрий Семенов и главный конструктор «Шаттла» Поль Лоренс у нас его звали Севир Богданов. Что интересно, так это то, что в Торопце сейчас и похоронен один из создателей американского многоразового челнока (прах перенесён из США на "малую Родину").
13)
14) 1 памятник учителю, установленный на территории России в 1974 году к 900-летней годовщине основания города по проекту московских скульпторов Ю. Г. Орехова и В. Х. Думаняна. Фигура олицетворяет учителя, ведущего урок: худощавый мужчина средних лет стоит в позе рассказчика, опёршись на школьную парту. Памятник поставлен не в честь конкретного человека, а как дань уважения торопчан всем, кто «сеет разумное, доброе, вечное».
Сзади - бывшее здание тюрьмы.
15)
16) Комсомольская улица с домиками прибалтийского вида. Это не случайно, так как на рубеже XIX-XX вв. здесь проживала значительная для уездного города эстонско-латышская диаспора
17) Корсунско-Богородицкий собор 1804 года постройки в стиле барокко по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина. До 1917 года здесь находилась чудотворная Корсунско-Торопецкая икона Божией Матери.Икону эту, по преданию, привезла в Торопец из Полоцка жена Александра Невского и оставила здесь в память о своем венчании. А в Полоцк икона попала якобы из Византии через Корсунь. Реставраторы Русского музея установили, что икона действительно происходила из Византии и была датирована исследователями XII-XIII веками. К сожалению, от этого времени на иконе сохранилось только одеяние Марии и младенца Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены.
18) Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проёмами.
19) А это вал бывшего первоначального поселения. Городище устроено оно очень выгодно: небольшой останец с крутыми склонами и плоской вершиной.
20) На вершине - небольшая площадка. Под этими холмиками - культурный слой домонгольского города.
21)
22)
23)
24) Частный сектор.
25)
2) В предыдущем репортаже мы остановились на мосту через реку Торопа возле самолёта-памятника СУ-9 в честь 40-летия Победы и продолжим прогулку к бывшему домонгольскому городищу XI-XIIвв., откуда пошёл город.
3) Прямо возле моста такой стрит-арт, который отлично смотрится на фоне озера.
4) Валун с камнем в память адмирала Петра Рикорда, главы Камчатской области в 1817-1822 гг.
5) Церковь Богоявления Господня 1772-1776 гг. постройки - считающаяся лучшим творением "торопецкой архитектурной школы", заключительным аккордом её развития начавшегося с конца XVII века и продолжавшегося на протяжении всего XVIII в. В самой структуре церкви тоже ничего нового, она, как и большинство городских церквей того времени, состоит из двух: зимней, теплой, в нижнем этаже, и летней, холодной, в верхнем
6) Зодчий применил здесь интересный конструктивный прием: храм и трапезную он построил как два одинаковых четверика, над одним из которых возвышается восьмерик самого храма, а над другим – восьмигранная колокольня. Прием далеко не нов, но он позволил собрать все формы в единую компактную массу, где завершающие части здания стали равноценными. Три фасада церкви – северный, южный и западный – с высокими фронтонами. Чтобы придать церкви зрительную устойчивость, по сторонам трапезной пристраивают два крыльца на ползучих арках, живо напоминающие своими формами крыльца – рундуки жилых построек конца XVII века. С восточного же фасада, выходящего на озеро, когда крылец совсем не видно и колокольня почти скрывается за восьмериком храма, силуэт церкви становится похож на высокую колокольню.
7) Особенно красив декор. Повторяя знакомые, типичные для своего времени формы, получившие распространение от Петербурга до Урала, он тем не менее остается типично Торопецким. Достигается это не столько изящно-замысловатым рисунком, а пластичностью самих форм, их объемностью, когда термин «плоскостное барокко», опре¬деляющий круг этих памятников, становится почти не применимым к Богоявленской церкви. Если же теперь представить её первоначальную окраску, где выступающие части были белыми, а сами стены ярко-зелеными, то привычный термин вовсе перестает соответствовать действительности.
8) Средства на постройку храма выделил торопецкий купец Федор Гундарев в 1765 году.
9)
10)
11)
12) Рядом с храмом - местная школа №1 (бывшее здание присутственных мест), где учились многие известные торопчане. Именно здесь учились главный конструктор «Бурана» Юрий Семенов и главный конструктор «Шаттла» Поль Лоренс у нас его звали Севир Богданов. Что интересно, так это то, что в Торопце сейчас и похоронен один из создателей американского многоразового челнока (прах перенесён из США на "малую Родину").
13)
14) 1 памятник учителю, установленный на территории России в 1974 году к 900-летней годовщине основания города по проекту московских скульпторов Ю. Г. Орехова и В. Х. Думаняна. Фигура олицетворяет учителя, ведущего урок: худощавый мужчина средних лет стоит в позе рассказчика, опёршись на школьную парту. Памятник поставлен не в честь конкретного человека, а как дань уважения торопчан всем, кто «сеет разумное, доброе, вечное».
Сзади - бывшее здание тюрьмы.
15)
16) Комсомольская улица с домиками прибалтийского вида. Это не случайно, так как на рубеже XIX-XX вв. здесь проживала значительная для уездного города эстонско-латышская диаспора
17) Корсунско-Богородицкий собор 1804 года постройки в стиле барокко по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина. До 1917 года здесь находилась чудотворная Корсунско-Торопецкая икона Божией Матери.Икону эту, по преданию, привезла в Торопец из Полоцка жена Александра Невского и оставила здесь в память о своем венчании. А в Полоцк икона попала якобы из Византии через Корсунь. Реставраторы Русского музея установили, что икона действительно происходила из Византии и была датирована исследователями XII-XIII веками. К сожалению, от этого времени на иконе сохранилось только одеяние Марии и младенца Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены.
18) Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проёмами.
19) А это вал бывшего первоначального поселения. Городище устроено оно очень выгодно: небольшой останец с крутыми склонами и плоской вершиной.
20) На вершине - небольшая площадка. Под этими холмиками - культурный слой домонгольского города.
21)
22)
23)
24) Частный сектор.
25)