z-gorod (z_gorod) wrote in arch_heritage,
z-gorod
z_gorod
arch_heritage

Category:

Исторические дома Звенигорода - 2



Продолжение.
Начало – «Исторические дома Звенигорода – 1»


Теперь спустимся с Конюшенной горы на Саввинскую улицу, на углу которой обратим внимание на дом Субботина.

Дом Субботина на Саввинской ул. Фото мая 2003 г.

Самое удивительное, что в первом имеющемся у меня упоминании дома, относящемся к 1882 г., сообщается, что звенигородский мещанин Николай Игнатьев Субботин купил его у наследников Власовых, и был он тогда двухэтажным. Выглядел он так.

Дом Субботина на Саввинской ул. Проект изменения фасада. 1882 г. ЦИАМ

В 1889 г. Николай Субботин сообщает о пожаре в доме и о своем желании на месте дома построить новый с подвальным этажом.

Дом Субботина на Саввинской ул. Проект перестройки. 1889 г. ЦИАМ

Проект нового дома очень напоминает первый этаж предшествующего. К западной стене дома владелец планировал пристроить лавку. В 1909 г. новая владелица дома крестьянка д. Кобяковой Дарья Петрова Глазова просит разрешение произвести ремонт в доме, «занятом в настоящее время чайным трактиром». Также она желает получить разрешение на перестройку деревянной лавки, примыкающей к дому.

Лавка при доме Глазовой на Саввинской ул. Проект перестройки. 1909 г. ЦИАМ

В 1913 г. владелицей дома еще называется Глазова, но позже его владельцем стал И. С. Барабанов, который до 1917 г. держал в доме трактир. Современное инновационное архитектурное решение дома неоспоримо свидетельствует о непревзойденном умении современных владельцев, в отличие от их заскорузлых предшественников, осуществлять перестройки без излишнего вмешательства дармоедов-архитекторов.

Дом Субботина на Саввинской ул. Фото января 2006 г.

Теперь прошу вас обратить внимание на другую сторону улицы, на дом № 12.

Дом № 12 на Саввинской ул. Фото сентября 2006 г.

В 1883 г. мещанин Павловской Подгородной слободы (ныне Павловская слобода Истринского района) отставной горнист Мовша Зальманович Евсеев купил землю у наследников Истоминых и подал прошение на постройку дома, проект которого очень похож на настоящий дом.

Дом Мовши Залманова Евсеева на Саввинской ул. Проект постройки. 1883 г. ЦИАМ

Можно долго выявлять различия, но главное, несомненно – зеркальное воспроизведение проекта дома с лавкой, дверь которой сейчас ушла в землю, в связи с подсыпкой грунта при прокладке шоссейной дороги по улице в конце 1950-х годов. Через три месяца владелец просит разрешить подстроить внизу дома подвальный этаж и вырыть под лавкой погреб. Через 11 лет в 1894 г. Мовша Зальманович продает дом с землей за 1500 руб. крестьянину Мышкинского уезда Павлу Калиновичу Калинову. Но память о фамилии Евсеевых не прошла бесследно.

Фрагменты ссудных документов дочери Мовши Залманова Евсеева из «Птичьего архива», открытого на крыше Звенигородского Успенского собора в 2015 г.

В прошлом году изучение крыши Звенигородского Успенского собора открыло миру документы, относящиеся к ссудной деятельности звенигородской 2-й гильдии купчихи Леи Мовшовой Евсеевой, дочери горниста. Крестьянин же Павел Калинин упоминается в собранных мной документах вплоть до 1910 г.

На другом углу перекрестка Саввинской ул. с Конюшенной горой стоит известный двухэтажный кирпичный дом крестьянки д. Скоково Авдотьи Прокофьевой Фокиной.

Дом № 23/2 на Саввинской ул.

Впервые мы встречаем упоминание об этой владелице в 1889 г. при постройке ей забора на своей усадьбе на Саввинской ул. К сожалению, не найден проект ее дома. Но ее сосед и одновременно член управы Николай Игнатьев Субботин помог нам узнать дату постройки дома – 1892 год (разрешение последовало 3 августа). Субботин докладывает думе об отходе от согласованного проекта: вместо двери в одном месте сделано окно, а также возведены несогласованные наружные лестницы. Фокина обращается с просьбой согласовать данные действия и получает разрешение с условием строительства лестниц не в дереве, а в камне. Между 1895 и 1910 г. у дома появился новый владелец московский купец Федор Николаевич Немчинов.

Соседом Фокиной был купецы с самой известной в Звенигороде фамилией Стариченковы.


Дом Стариченковых, № 25 по Саввинской ул. Проект по состоянию на 1894 г. ЦИАМ

Двухэтажный каменный дом был построен в 1869 г. Нижний этаж дома был предусмотрен его строителями Петром и Василием Стариченковым под лавки. Посредине первого этажа южного фасада находился проезд во двор. В 1894 г. дочь Петра Ивановича Анна Петровна Стариченкова испрашивает разрешение на перестройку лавок в жилые помещения (торговля, можно предположить, не приносит отныне столько дохода, сколько сдача жилья) с упразднением проезда и заменой его крыльцом с балконом над ним. В 1895 г. дом оценивается в 2500 руб., в 1910 г. его оценка несколько падает в цене.

Дом Стариченковых, № 25 по Саввинской ул. Проект переучтройства, 1894 г. ЦИАМ


Улица Саввинская. Дом Фокиной, Дом Стариченковых, сарай Стариченковых, дом Дьяковой. Фото 1896 г. из собрания Звенигородского музея

На фото из собрания музея 1896 г. мы видим как дом крестьянки Фокиной через четыре года после постройки, так и перестроенный дом Стариченковых.
Судя по двум другим точно датированным музейным фотографиям, между 1927 и 1934 годами произошла разборка второго этажа и западной части первого этажа стариченковского дома, равно как и полное уничтожение соседнего каменного дома Дьяковой (на его месте появляется деревянный двухэтажный дом).

Улица Саввинская. Фото 1927 г. Дома Стариченковых и Дьяковой целы. Из собрания Звенигородского музея


Улица Саввинская. Фото П. П. Корчагина, 1935 г.

Достоверные причины почти полного уничтожения двух каменных домов мне не известны.

Однако сейчас всем известна чудом сохранившаяся четверть дома Стариченковых, которая в ближайшее время отойдет ко всем своим остальным частям.

Дом Стариченковых, № 25 по ул. Фрунзе. Фото января 2006 г.

Страшно смотреть на такие памятники рядом с шикарным дворцом, подаренным городу строительной компанией «Стройпромавтоматика». Без всякого сомнения, на месте этого огрызка позапрошлого века должна появиться современная мега-лавка, она же гипермаркет.

Остатки дома Стариченковых закатаны автостоянкой перед торговым центром в Малиновом овраге. Первый идиллический проект освоения оврага и улицы. Стенд у стройплощадки. Фото декабря 2016 года

Через один от стариченковского в 1909 г. появляется дом жены учительского помощника Звенигородского городского училища Раисы Максимовны Бухаровой.

Улица Саввинская. Дом Р. Бухаровой. Проект 1909 г. ЦИАМ

В этом доме владелицей был устроен первый в городе кинотеатр. В архиве сохранились планы дома в связи с его устройством, но я не успел их еще откопировать. Участок дома, как и участки всех соседних домов, узкой линией вдавался вглубь устья Малинового оврага.

Улица Саввинская. План земли под домом Р. Бухаровой. Проект 1909 г. ЦИАМ

Название оврага старое. Впервые я его встретил в документах 1913 года (заметим, на плане города 1766 г. овраг называется Кабацким).

Р. Бухарова. Улица Саввинская, дом Р. Бухаровой

Дом был внесен в список культурного наследия, но в 1990-х годах он сгорел. В 2000-х освоить устье оврага безуспешно пыталась финансовая корпорация «Социальная инициатива», но обанкротилась,

Фото 2006 года

а ее «славное» дело продолжила «Стройпромавтоматика», воплотив мечту своей предшественницы в еще более ярком решении.

Лачуги прошлого на фоне дворцов нашего времени. Фото декабря 2016 года

Напротив дома Бухаровой, под Вознесенским холмом, стоит здание, которое ныне высокопарно называется «Особняк», а прежде обозначалось более скромным наименованием «богадельня».

Богадельня Вознесенского храма на Саввинской ул. Фото из собрания Звенигородского музея. Дар Е. Л. Станюкович, 2016 год

Построена богадельня была в 1852 г. Следовательно, ей уже 165 лет и она является одним из старейших гражданских зданий города. Осуществлял постройку здания староста Вознесенского храма купец Иван Семенович Стариченков, который специально для строительства на свои деньги купил землю (надо сказать, что земля в Звенигороде стоила тогда несравнимо меньше, чем сейчас), оформил эту землю в собственность храма и положил 3000 руб. серебром для получения процентов на содержание богоугодного заведения. Предполагалось, что в богадельне будут проживать 5 лиц мужского и 7 лиц женского пола из духовного звания и мещан. В 1890 г. упоминавшаяся нами уже Анна Петровна Стариченкова обращается к викарному епископу Можайскому и сообщает, что после Ивана Семеновича Стариченкова бессменным старостой Вознесенского храма более 30-ти лет был ее отец Петр Иванович Стариченков, но по его смерти и избрании нового старосты, причт церкви отстранил ее от заведывания богадельней и хочет отторгнуть дом в собственность храма. Это, как она считает, незаконно, поскольку ее дед строил здание на свои средства, на своей земле и никогда не передавал прав на здание церкви. Об этом она и просит архиерея поставить в известность причт храма. В ответ на письмо Анны Петровны Мосоковская духовная консистория провела расследование, в результате которого открылось, что ее дед пожертвовал землю храму, но продавший Стариченкову землю Корчагин уступил ее для богоугодной цели практически за бесценок, а кирпич под постройку произведен на церковные средства. С самого начала богадельня числилась церковной, и это отмечалось в ежегодных отчетах в вышестоящие инстанции. К тому же капитал на содержание богадельни только 3000 руб. был пожертвован ее дедом, а остальные 4000 – другими жертвователями. Поэтому нельзя считать, что Стариченковы содержали ее на собственные средства. В результате судебных прений Московский окружной суд в 1895 г. признал справедливость прав церкви на дом и постановил выдать храму свидетельство.
Сегодня богадельня находится в частной собственности. Если бы она принадлежала государству, то она попала бы под закон о возврате бывшей собственности Церкви, и тогда в ней можно было устроить дом причта Вознесенского храма. Но поскольку сегодня это «особняк», то приход претендующего на соборный статус храма будет жить в церковных подвальных помещениях храма, а в «особняке» будет обитать не богадельня, а ресторан, который в отсталом XIX веке даже не позволили ли бы устроить вблизи храма. В нашем же передовом XXI веке провозглашается незыблемость частной собственности, не смотря на то, насколько законно она возникла.
Отметим также, что современные владельцы стесняются недостаточно вычурного облика особняка-богадельни, почему в начале обшивали его баннером,

Богадельня-особняк. Фото 2011 г.

а затем, сняв его, украсили так не достававшими ему резными деревянными наличниками и раскраской в шоколадно-кофейном стиле.

Богадельня-особняк. Фото декабря 2016 г.

Сочетание каменного здания и деревянных наличников – весьма яркий ход современной звенигородской дизайн-политики по украшению хмурых остатков прошлого.

От богадельни логично перейти к истории так называемого церковного «островка» – квартала, образуемого улицами Фрунзе, Пролетарской и Московской. На этом «островке» до сих пор сохранилось четыре дома из пяти, принадлежавших прежде церковному причту. Это подтверждается как планом города 1766 года, так и собранным мною материалом.

Вознесенский холм. Дома причта

Среди этих домов – дом наследников священника Николая Фивейского (№ 1 по ул. Пролетарской). Открою секрет: сейчас дом принадлежит потомкам более чем вековой династии священства Вознесенского храма, служившей в нем начиная с конца XVIII века (хотя, может быть, и ранее: я пока не обработал генеалогический материал вознесенского духовенства за более ранний период) вплоть до 1905 года. Дом №2 по Московской – это тоже дом священника, построенный на одной линии, составлявшей, как я полагаю, первоначально единую священническую усадьбу, разделенную около 1888 г., когда у ушедшего за штат священника Николая Фивейского появляется преемник – взявший в жены его дочь священник Михаил Виноградов. Дом № 2 (тоже памятник!) сгорел в мае 2009 г., но все, что не зафиксировано сгоревшим от молнии, справедливо считать уничтоженным поджогом посредством злого человеческого умысла.
Соседней линией со священнической усадьбой являются нарезы земли дьяконов церкви – дом № 3 по Пролетарской – и земли псаломщиков – дом № 4 по Московской. Следующая линия лишь наполовину может быть отнесена к церкви – дом дьячков, ныне дом № 6 по Московской. Примыкающий к нему участок с домом № 5 по Пролетарской принадлежал в 1883 г. жене титулярного советника Федора Михайловича Троицкого, а затем его дочери Александре Федоровне Ивановой.
Муниципальной собственностью сейчас является дом-памятник на церковном «островке» – дом № 4 и земля под сгоревшим домом № 2 по Московской ул. Этим случаем, полагаю вполне может воспользоваться современная община храма Вознесения. Я готов оказать помощь в обосновании ее прав на частичное возвращение дореволюционной собственности в случае, если она (сейчас я буду не современным!) даст обязательства сберегать сохранившиеся объекты культурного наследия и восстановить утраченный дом священника в прежнем виде.

Но перейдем к другому зданию – знаменитому магазину № 1 на углу Московской и Пролетарской.

Дом Смолиных, Глухаревых. Улица Московская, 7. Фото 1890-х годов из собрания Звенигородского музея

Иногда можно встретить справедливые высказывания о принадлежности дома в конце XIX – начале ХХ веков купчихе Надежде Алексеевна Глухаревой. Но отныне можно утверждать, что до Глухаревой дом принадлежал знаменитой купеческой династии Смолиных. И именно смолинским было бы правильнее его называть. Уже в 1875 г. на нижнем этаже дома Смолиных помещается трактирное заведение отставного унтер офицера Никифора Кондратьева. В 1888 г. Глухарева просит разрешение на исправление купленного с аукциона каменного двухэтажного дома на углу ул. Московской и принадлежавшего прежде наследникам Смолиным. Тогда фасады дома выглядели следующим образом.

Дом Глухаревой. Улица Московская, 7. Фасады. 1888 г. ЦИАМ

В том же году супруг Надежды Алексеевны купец 2-й гильдии Никита Глухарев испрашивает разрешения на открытие в следующем году в доме гостиницы, но акцизный надзиратель подает протест, ссылаясь на то, что дом находится на расстоянии 36 сажень от храма, что меньше предусмотренных 40 саженей. Глухарев парирует, что данный закон принят по отношению к трактирам, а он обязуется не торговать вином в гостинице. Городская дума поддерживает купца: «в г. Звенигороде не существует приличных помещений для лиц приезжающих, тем более, что вход в предполагаемую гостиницу имеется не с лицевой стороны дома, а с боку онаго, выходящий на Дворянскую улицу». С этими условиями в апреле 1889 г. Глухарев получил разрешение на устройство в доме гостиницы.

Дом Смолиных, Глухаревых. Улица Московская, 7 (вид с Торговой площ.) Фото 1930-х годов из собрания Звенигородского музея

В 1910 г. у дома та же владелица. После революции, по свидетельству Н. А. Краснова, в доме «в 1917 г. был «Народный дом», где наряду с манежем проходили важные собрания в Звенигороде. Там же помещалась (на 2 этаже) городская и районная библиотека (примерно до 1930 г.) В первом этаже дома помещались кружки танцевальный, драматический и другие». Позже, в 1950-1960-е, здесь был ресторан.

Дом Смолиных, Глухаревых. Улица Московская, 7. Фото 2009 г.

Современный эксперт в области культурного наследия мог бы сказать, что двадцатый век нанес значительный ущерб первоначальному архитектурному облику дома, так что он уже не представляет никакой ценности. Посему эксперт предложил бы вывести дом из состава памятников и разрешить построить на его месте более современный магазин или гостиницу. Нам известны имена экспертов, которые могли бы дать подобное заключение, но выдавать их мы пока не будем. А лучше обратим ваше внимание на современные образцы новой торговой архитектуры, которые стали подлинным украшением исторического центра города.

Современные архитектурные шедевры улицы Московской. Фото 2011 г.


Окончание – «Исторические дома Звенигорода – 3»

Tags: Звенигород, Московская область
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Авраамиев Городецкий монастырь

    Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь расположен в селе Ножкино Костромской области на берегу Чухломского озера.…

  • Особняк П. П. Смирнова

    22 сентября 2019. Москва, Тверской бульвар 18. Особняк П. П. Смирнова. Архитектор Ф.О. Шехтель. Я уже бывал в особняках…

  • Паисиево-Галичский Успенский монастырь

    Паисиево-Галичский Успенский монастырь - женский монастырь Галичской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Галиче…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments