?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это самая ценная реликвия Украинских Карпат - древнейший каменный храм региона, всегда бывшего дальней окраиной европейских держав, будь то Венгерское королевство, более поздняя Австро-Венгрия, Чехия, СССР или нынешняя Украина. Потому мировых шедевров эта земля не дала, улавливая лишь слабые колебания крупных культурных течений, развивавшихся слишком далеко отсюда. Уникальны Карпаты разве что своей действительно самобытной деревянной архитектурой. Но сейчас не о ней.

Ротонда Святой Анны (в других источниках - Николая) была возведена не то в 12, не то в 13 веках по одной версии венгерскими королями, а по другой - галицко-волынскими князьями в крепости, недалеко от Ужгорода. Сейчас это окраина Ужгорода. Небольшого замка давно нет, а каменная церковь осталась. В 1367 году она пострадала от пожара, но была восстановлена и даже расписана. В 15 веке западные портал и конху разобрали и пристроили прямоугольный неф. В таком виде она дошла и до нас, обогатившись позднее невысокой барочной башней над входом. Это совсем не столичная вещь - приземистая, кривая, с заметной асиметрией в плане. Все здесь говорит о работе местных мастеров, не очень знакомых с романской каменной архитектурой центров. Внутри ротонды изначально было шесть конх, теперь пять, после устройства на месте одной прохода в неф. Высота, 8 метров, равна диаметру - тоже 8 метров. Масштабы камерные.







Если снаружи здание не очень впечатляет, так как фактура стен давно замазана штукатуркой (любимая на Украине обмазка "под шубу"), то внутри вы неожиданно попадаете в подлинную средевековую архаику, где все родное - кривые своды, толстые стены и великолепные фрески, местами потертые, местами вовсе утраченные, но от этого еще более загадочные, выразительные и живые. Здесь выделяют три этапа живописи. От самого раннего, 13 века, осталось совсем мало, я даже не и понял, что именно. От следующего, 1367 года - основная роспись в ротонде, и от 15 века - фрески в нефе, на стене, примыкающей к ротонде. Живопись 1367 года предположительно выполнена тирольским мастерами, но есть версия, что работали художники из Северной Италии. Эту версию сейчас особенно любят, связывая горянскую ротонду напрямую с влиянием Джотто через возможного заказчика Дьердя Другетта, выходца из Италии. Не берусь комментировать, ибо совсем не специалист в этой области. Пишут про влияние Проторенессанса, но мне как-то больше романика вспоминается, не вижу я тут джоттовских черт. Фрески отличные, во всей Украине ничего подобного нет. По ценности и древности сопоставимы разве что с мозаиками и фресками Софии Киевской. Все сцены хорошо прочитываются - "Благовещение", "Поклонение волхвов", "Бегство в Египет", "Тайная вечеря" и т.д. В пристроенном нефе живопись 15 века выглядит тоже весьма архаично, совсем готика. Это две большие композиции - "Распятие с предстоящими" и "Покров Богоматери". Наверху еще "Благовещение". Лица тех, кто предстоит перед Девой Марией, очаровательны... А еще забавен младенец, летящий за голубем от Гавриила к Деве Марии. Наглядно зато...


















Благовещение 1367 г.


Поклонение волхвов 1367 г.




Бегство в Египет 1367 г.




Тайная вечеря 1367 г.


Вид из нефа 15 в. в сторону ротонды. По сторонам живопись 15 в. - "Распятие" и "Покров Богоматери". Наверху слева "Благовещение", еще полностью подлинное. А сцена справа уже подверглась недавнему прописыванию. У прихода в планах и далее таким образом поновлять потертые фрекси - это они реставрацией называют и возлагают на нее большие надежды. С ужасом думаешь, ЧТО можно увидеть через несколько лет на стенах горянской ротонды вместо подлинной живописи. И главное, никакого контроля со стороны государства. Словно не уникальный памятник Средневековья, а рядовая сельская церковь 19 века. Так что спешите видеть.















Comments

( 35 comments — Leave a comment )
varandej
Feb. 16th, 2009 06:08 pm (UTC)
"Никакого контроля со стороны государства" - а ведь еще несколько лет назад Тилипман на форуме МГР с таким восхищение расписывал "централизованную систему восстановления памятников на Украине, которая отличается от нашей резко и положительно". Это что: он ошибался, или система изменилась?

И почему церковникам везде так неймется заниматься евроремонтом? Неужели им самим не понятно, что в окружении Истории молитва светлее, чем в окружении Роскоши?
av4
Feb. 16th, 2009 06:28 pm (UTC)
Там есть централизованная система именно восстановления, т.е. воссоздания национально значимых утрат. Вроде как еще при Кучме была принята программа со списком предполагаемых к воссозданию памятников - в основном городских соборов. По ней и были воссозданы храмы Киева, собор в Полтаве, в Одессе, в Яготине и т.д. А что касается реставрации и контроля за состоянием памятников, то, увы, там все далеко от идеала. С реставрацией в Украине вообще плохо, все пока держится на киевской школе, насколько я знаю. Там в советские времена сложилась сильная школа спецов по древностям. Но наука там долго еле теплилась, специалисты разбежались, старшее поколение ушло. Сейчас в стране нет ни одного серьезного научного центра по истории архитектуры и градостроительства. Киевский НИИТАГ, когда-то филиал нашего московского, был упразднен несколько лет назад. Я сам общался с его последним директором, он уже тогда говорил, что они меньше всего заняты наукой. Зато процветает фантазийный подход к всякого рода историко-архитектурным реконструкциям. Заново и на сомнительных научных (а точнее, псевдонаучных) основаниях строятся туристические диснейленды в Чигирине и Батурине. Очень жаль, но пока у меня нет оптимизма относительно судьбы украинского наследия. Может украинские друзья какими последними новостями порадуют...
(no subject) - albokarev - Feb. 16th, 2009 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Feb. 16th, 2009 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - varandej - Feb. 16th, 2009 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Feb. 16th, 2009 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vera_z - Feb. 16th, 2009 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Feb. 16th, 2009 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Feb. 16th, 2009 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - varandej - Feb. 16th, 2009 10:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Feb. 17th, 2009 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - varandej - Feb. 17th, 2009 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Feb. 17th, 2009 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - bekalo - Feb. 17th, 2009 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Feb. 17th, 2009 08:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozhav - Feb. 18th, 2009 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Feb. 18th, 2009 08:54 am (UTC) - Expand
alexjourba
Feb. 16th, 2009 06:20 pm (UTC)
Да, фрески совершенно необычные...и стиль какой-то свой, оригинальный.
Жаль, что ничего не знал об этой церкви, возможно добрался бы из Ужгорода до нее.
hgr
Feb. 16th, 2009 06:50 pm (UTC)
большое спасибо.
а Покров такой мне тут и вообще очень кстати, по роду моих занятий.
vera_z
Feb. 16th, 2009 10:37 pm (UTC)
да, зафиксирован в справочниках такой иконографический ка, кажется, только для Зап. Евр..
bekalo
Feb. 16th, 2009 07:05 pm (UTC)
Насколько я знаю, ротонда - Святой Анны, а пристроенный позднее неф - Святого Николая
av4
Feb. 16th, 2009 07:11 pm (UTC)
А... тогда понятны разночтения.
olbening
Feb. 16th, 2009 07:59 pm (UTC)
Забавные фрески. И хорошая сохранность, на самом деле. Конечно, ренессанс там даже не пробегал. Проивнциальные мастера и в ротонде, и в нефе. Но очень живо. Порадовал!
forsker
Feb. 16th, 2009 08:36 pm (UTC)
Пожалуй,ротонда в Горянах-одно из тех мест,посетив которое,человек становится светлее,откуда не хочется уходить,остается радостное воспоминание навсегда.Стоя под сводом,ощущаешь присутствие незримого.Нечто подобное (невыразимое) пока еще испытываешь в ротонде Воскресенского собора Нового Иерусалима.А у меня из Горян весь август цвело одно фиолетовое растение, не помню его названия.
av_otus
Feb. 16th, 2009 09:37 pm (UTC)
Ротонда, по-моему, вообще как интерьерная форма особенно гармонична и лучше всего олицетворяет вечность и бесконечность. За все не могу ручаться, но во многих ротондах я это чувствовал.
(no subject) - av4 - Feb. 16th, 2009 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forsker - Feb. 16th, 2009 10:00 pm (UTC) - Expand
av4
Feb. 16th, 2009 09:48 pm (UTC)
А я еще помню тамошнюю ежевику, как мы все ею объелись.
(no subject) - forsker - Feb. 16th, 2009 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Feb. 16th, 2009 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forsker - Feb. 16th, 2009 10:28 pm (UTC) - Expand
r2m5l5
Apr. 15th, 2009 05:47 pm (UTC)
Очень интересный материал.
Спасибо!
organmusic
Oct. 11th, 2012 03:08 pm (UTC)
Вы про "прописывание" фресок несколько не правы. До 1980-х годов на месте якобы "прописанной" фрески была совсем другая, поздняя живопись. Реставраторы из Львова её убрали, выявив более древнюю картину. Из-за этого она и кажется "новее". Кстати, до недавнего времени на месте нынешнего "символического" иконостаса был другой, полностью закрывавший ротонду и её фрески.

horiany

---
Органная музыка
av4
Oct. 11th, 2012 04:56 pm (UTC)
вот оно как...
спасибо!
vladpawley
Jun. 22nd, 2013 11:05 am (UTC)
Большое спасибо автору. Замечательный пост. Впечатляет глубина интереса к памятнику архитектуры.
( 35 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel