Skipper A.M. (Ариткин Михаил) (aritkin) wrote in arch_heritage,
Skipper A.M. (Ариткин Михаил)
aritkin
arch_heritage

Categories:

ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ “НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ”.

Оригинал взят у aritkin в ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ “НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ”.


На днях посетил Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, который длительное время находился на реставрации. Работы по восстановлению практически закончены, но, к сожалению, не все достопримечательности удалось посмотреть. Продолжается благоустройство территории, доступ открыт ограниченно, тем не менее кое-что удалось увидеть и сфотографировать.



Храмы монастыря:

1. Воскресенский собор

2. Церковь Рождества Христова

3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

4. Церковь Константина и Елены

Другие постройки монастыря:

5. Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.)

6. Братский корпус (XVII в.)

7. Братский корпус (XVII в.)

8. Трапезные палаты (XVII в.)

9. Палаты «монастырских детёнышей»(XVII в.)

10. Больничные палаты (XVII в.)

11. Настоятельские покои (XVIII в.) 12.Солодёжные и кузнечные палаты(XVIIв.)

13. Башни и стены ограды (XVIIв.)

14. Елизаветинская башня (выход в сад)

15. Келейный корпус (XVII в.) 16. Караульные палаты

17. Святой источник

18. Скит патриарха Никона

19. Часовня из с.Сокольники(копия сгоревшей часовни 1970 г.)

20.Церковь Богоявления Господня(1756 г.) из с.Семёновского. (Сгорела в 2001 г.)

Крепостные башни имеют палестинские названия: Иноплеменичья , башня Варуха , Ефремова , Дамасская , Гефсиманская , Сионская, Давидов дом и Елизаветинская

Русская земля издавна определяла себя именно как Землю Святую, как образ Царства Небесного. Интерес к историческому палестинскому Иерусалиму возник одновременно с принятием христианства. Всей глубиной души восприняв Евангелие, русский народ бесконечно дорожил всем, что было связано с земной жизнью Спасителя и с обетованием спасения в Царствии Небесном, в “Иерусалиме Новом”. Вероятно, что кто-то из русских бывал на Святой Земле в Х-XI вв. Но к этому времени Св. град уже сильно отличался от Иерусалима времен Христа. Первым, оставившим для потомков подробные записи о своем паломничестве туда в 1104-1106 гг., был игумен Даниил. В своем “Хождении...” он описал все святые места Палестины, Иерусалима.

В разное время, в разных местах Руси разнообразными художественными средствами создавались образы Святой Земли. Вот почему с древнейших времен встречаются у нас в различных местностях евангельские названия: Гефсиманский сад, Иордан, Иерусалимская долина, Елеонская гора... А в градостроительных композициях, начиная с Киева, Владимира, в других крупных русских городах, а также в Москве XVII в., совершенно сознательно стараются воплотить образы как древнего Иерусалима, так и нового, Небесного. Появляются в этих городах Золотые ворота, Голгофы и т.д. Патриарх Никон задумал устроить образ обетованной земли в Подмосковье, и ему это удалось. Новый Иерусалим, созданный патриархом, был наиболее полным воплощением образа Святой Земли на Руси.

Патриарх, пользуясь расположением царя Алексея Михайловича, захотел устроить обитель с храмом Воскресения Господня подобным иерусалимскому. Выбрав красивое место, напоминающее местность Палестинскую, и получив разрешение от царя, патриарх Никон отправил на Св.Землю ученого иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения Суханова, который по возвращении доставил патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма Рождества Христова. В 1656 году патриарх купил у помещика Боборыкина село Воскресенское и три деревни для строительства монастыря. По его замыслу, вблизи Москвы следовало создать подобие святых мест Палестины. Место было выбрано им лично - он останавливался здесь на ночлег и ему понравился высокий холм в излучине реки. В центре скупленных земель был заложен Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, задуманный как главная обитель Русской Православной Церкви. Под личным наблюдением патриарха Никона начались работы по воплощению в жизнь грандиозного замысла. И вот в 60 км от Москвы на глазах изумленных современников стал возникать “Новый Иерусалим” – архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

Центром его стал Ново-Иерусалимский монастырь, главный собор которого был построен по подобию храма Гроба Господня (Воскресения Христова) в историческом земном Иерусалиме.

Задумывая этот необычный монастырь более трехсот лет тому назад, патриарх Никон заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Чтобы человек, побывав здесь, имел возможность воскресить в памяти Евангельские события связанные с местами погребения и воскресения Иисуса Христа.

Окрестности монастыря: селения, холмы, река Истра – все напоминало оживший пейзаж христианской Палестины. Здесь был создан не имеющий аналогов в христианском мире архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли, где в топографическом соответствии с прообразом были расположены Елеон, Вифания, Фавор, Ермон, Иордан и др. святые места Палестины.

В конце XVII в. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря была заменена каменной крепостной стеной и по ней поставлены восемь башен с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим. Постройка была осуществлена по проекту выдающегося архитектора Я.Г. Бухвостова. Монастырская стена устроена по всем правилам крепостного зодчества того времени. Предположительно в XVIII в. башни получили палестинские названия. Рядом с монастырем в дубовой роще расположен скит патриарха Никона, служивший ему прибежищем в пору опалы. Но Никону не суждено было окончить предпринятую им постройку и увидеть ее осуществление. Осужденный Московским собором святителей и лишенный патриаршего сана, Никон был сослан в Ферапонтов монастырь простым монахом. В 1679 г. после смерти Алексея Михайловича, сын и преемник его Федор Алексеевич повелел продолжить строительство обители, возвратив из ссылки и самого Никона. Но первосвятителю и на этот раз не суждено было увидеть свое детище, как называл он свой скит и обитель. Удрученный годами и ссылкой Никон скончался в пути, а его тело было привезено и погребено в приделе Иоанна Предтечи под Голгофой. Только спустя сто лет, при императрице Елизавете Петровне, храм и монастырские корпуса были достроены, а сам монастырь обнесен каменной стеной.

Назвав обитель “Новым Иерусалимом”, Никон и самой окрестности дал Палестинские наименования. Село Микулино, расположенное на севере от монастыря, было названо Скудельничим. Две горы, находящиеся на северо-западе от обители, носили названия Фавора и Ермона. Ручей, протекающий вокруг монастыря, был назван потоком Кедрским. В большой березовой роще, названной Гефсиманским садом, одиноко стоял старый развесистый дуб, которому Никон дал название Мамврийского. Там была и Силоамская купель, и колодец Самарянки. Река Истра, окружающая большой полуостров, на котором расположен монастырь, носила название Иордана. Скит Никона устроен в виде восточных жилых башен. Это каменное четырехярусное здание с небольшими окнами. В нижнем ярусе скита находятся четыре комнаты с одной печью. Узкая каменная лестница ведет во второй ярус, где располагается небольшая комната, служившая трапезой Никона, и тут же снизу окно, куда ему подавали пищу. Из трапезы есть ход в третий ярус. Здесь находится небольшая русская хлебная печь. В этом ярусе устроена небольшая церковь во имя Богоявления Господня. Четвертый ярус составляет плоская железная крыша, обведенная кругом перилами, и здесь же находится особая келья - спальня Никона с небольшим каменным ложем, заменявшим ему кровать. Напротив спальни на той же площадке устроена церковь во имя свв. апостолов Петра и Павла, а позади ее - колокольня с одним небольшим колоколом. В монастыре было пять храмов, в которых находилось 39 престолов.

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» - книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Воскресенский собор лишен аскетичности и суровости каменных плоскостей своего прототипа, построенного в эпоху византийской империи и крестовых походов, в его облике как бы материализованы чаяния русского народа о райской красоте Горнего мира, о светлой жизни вечной; его непревзойденное убранство было наполнено духовным содержанием, хоть и несло элементы и светскости.

Соборные порталы, наличники окон, столбы, карнизы и даже иконостас оплетали растительные узоры, покрывали невиданные изразцовые цветы и расписные травы. Вероятно, и гигантский шатровый купол диаметром 23 м был покрыт поливной цветной черепицей.

В алтаре в семь ярусов - хоры, красные и судные ворота. Перед красными воротами - камень повития и помазания, на котором в Иерусалиме Иосиф и Никодим обвили плащаницей и помазали снятое с креста Тело Господне. Под главным куполом храма находится место гроба Господня. Над ним устроена роскошная высокая кувуклия. Над ней поставлена сень из нескольких золоченых колонн, и в ней - резное изображение воскресшего Спасителя, сияющего лучами. На самом верху кувуклии - золоченый крест. У стены, на каменной четырехугольной гробнице распростерта плащаница, заменяющая гроб, в которую вделана небольшая частица от Гроба Господня. Над ней изображение воскресшего Спасителя с хоругвию в руке - знамением победы над смертью. В 1723 г. шатер храма обрушился. Вместо каменного шатра в 1756-1761 гг. был сооружен деревянный, затем в период управления монастырем архимандрита (впоследствии, архиепископа Московского) Амвросия (Зертис-Каменского, + 1771), который явился вторым устроителем обители, Воскресенский собор был восстановлен, причем было создано новое, роскошное убранство его интерьера в стиле барокко.

Воскресенский собор - храм необычный: это единственное точное воспроизведение храма Гроба Господня в Иерусалиме. От своего образца он воспринял необычайную сложность строения, множество приделов (29 в одном соборе), особенности Устава и богослужения, утвержденные еще при Патриархе Никоне и вопринятые им из чинопоследований в храме Гроба Господня в Иерусалиме. С 1744-го по 1765 год архимандрит Амвросий с помощью своего брата-художника (впоследствии архимандрита Никона, управляющего монастырем с 1765-го по 1771 год) и его учеников создает единственное в своем роде живописное убранство храма. В иконах и настенной росписи оно воплощает православное учение о прообразовательном смысле Ветхого Завета по отношению к Новому и в то же время служит пояснением к особенностям строения храма и чинопоследований, присущих ему как подобию храма в Иерусалиме. В храме Воскресения Христова помещалась чудотворная икона Божией Матери “Троеручица”. Этот образ был прислан патриарху Никону из Хилендарского монастыря на Афоне в 1663 году. Здесь же находилась икона Господа Вседержителя с припадшими к Нему митрополитом Московским св. Филиппом и патриархом Никоном. В XIX веке у южных врат в Воскресенский собор богомольцев встречала надпись: “Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже во Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим святым местам поклонитися, но ради расстояния дальнего оного дойти не могущая, созерцая семо, вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, яже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестивых христиан в воспоминание Спасителевых страстей, смерти и тридневного Воскресения в сем храме Ново-Иерусалимском представляет”.





Купол собора.



Часовня Гроба Господня.





Алтарь и иконостас.


Вторая монастырская церковь была посвящена Рождеству Христову (конец XVII века). Этот храм был создан по образу Вифлеемской базилики, построенной святой равноапостольной царицей Еленой в IV веке; в храме внизу находились приделы, связанные с Рождеством Христовым, были устроены ясли и вертеп.

Трапезные палаты и храм Рождества Христова.



К 1666 под Подземную церковь Константина и Елены вырыли котлован, при рытье котлована для "земляной" церкви на месте Обретения Креста Господня забил ключ. Образовавшийся источник оформили как колодец, который сохранился и до настоящего времени.
Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены была освящена в 1690 году.
Низкая подземная или "земляная" церковь - первое, что видит вошедший через Святые врата на территорию монастыря. В XVII веке церковь возвышалась над поверхностью земли всего на 1,5 метра.На ее плоскую кровлю-гульбище можно было попасть через дверной проем в барабане главы. С восточной стороны на барабане был выложен из изразцов восьмиконечный, так называемый Голгофский, крест; окна, размещенные в арках керамической аркатуры, оформляли керамические же наличники. В первой трети XVIII столетия церковь была покрыта на два ската, барабан главы надстроен, керамический декор брабана XVII века сбит. Для надстроенной части барабана специально изготовили изразцы, повторяющие в упрощенном виде керамику первого строительного периода. С севера и юга появились восьмигранные объемы небольших часовен. Чтобы предохранить от разрушения кирпичную кладку стен, вокруг подземного храма вырыли ров. До нашего времени дошло оформление рва, выполненное по проекту М.Ф.Казакова в первые годы XIX столетия.
Подземная церковь примыкает к полукружию заалтарного обхода. Частичной перестройке и переоформлению в стиле барокко подверглись центральная часть Воскресенского собора и Подземная церковь, сильно поврежденные пожаром 1726 года. Подземная церковь, освященная вторично в 1751 году, поновлялась на средства братьев Алексея и Кирилла Разумовских.
В северной части Подземной церкви в начале XIX века был устроен придел в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали". В нем погребена Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная княжна Прозоровская (1750-1806). В этом же приделе похоронен сын великого русского полководца Аркадий Александрович Суворов (1786-1811). Придел обновлялся на средства Александра и Константина Аркадьевичей Суворовых в 1872 году.

Слева направо:Братский корпус (XVII в.); Караульные палаты; Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим; Подземная Церковь Константина и Елены.



При Воскресенском монастыре имелась церковно-приходская школа и странноприимный дом для богомольцев. Управлял обителью архимандрит. Тысячи паломников стекались сюда, чтобы помолиться в Ново-Иерусалимском монастыре. Монастырские традиции прервались после закрытия обители в 1919 г. В 1920 г. на территории упраздненного монастыря был образован государственный краеведческий музей, который много делал для сохранения этой святыни. Во время войны город Истра был захвачен немцами, которые при подходе Красной Армии взорвали башни монастыря, колокольню и деревянную ротонду собора. В 1956 году начались восстановительные работы Через 75 лет после закрытия обители, 18 июля 1994 года, на заседании Священного Синода наместником монастыря был назначен архимандрит Никита (Латушко), который до этого был начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а 28 июля 1994 года Министерством юстиции РФ был зарегистрирован Устав ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Особым стал день 25 августа 1994 года, когда Новоиерусалимскую обитель посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В 1995 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и в нем возродилась монашеская жизнь. 11 октября 1995 года администрацией Московской области было издано постановление “О поэтапной передаче памятников архитектуры комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре” во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года, в котором было определено на первом этапе передать Церкви Воскресенский собор с храмом святых равноапостольных Константина и Елены, храм Рождества Христова, Восточный братский корпус и скит Патриарха Никона. Обитель восстанавливается: увеличивается братия, приходят послушники, крепнет молитва. В храме Рождества Христова теперь находятся мощи святой мученицы Татианы, которые все советское время были погребены в фонде музея. Десницу мученицы Татианы в конце XVIII века подарила обители великая княжна Татьяна Михайловна, сестра государя Алексея Михайловича. Мощи были украшены драгоценными камнями, что сильно осложнило их возврат монастырю. В монастыре организована экскурсионно-паломническая служба, формируется монастырская библиотека, оборудуется воскресный класс, в котором будут обучаться юные прихожане. Вновь тянутся паломники в это необыкновенное место, возникшее трудами Святейшего Патриарха Никона, возжелавшего дать нам возможность прикоснуться к Священной истории.

Братский корпус, кузнечные палаты(XVIIв.)



Бывшие гостиницы.



Скит патриарха Никона был выстроен в 1658 г. архитектором Аверкием Мокеевым по подобию жилых башен на св. горе Афон. Этот скит, получивший название Богоявленского (или Богоявленской пустыни), занял своё место в парке-копии Гефсиманского сада на территории Нового Иерусалима, созданного патриархом. Строго говоря, скитом его можно назвать лишь с некоторой оглядкой: всё же здешнее уединение — не чета настоящим пустыням, которые основывались отшельниками за многие километры от ближайшего человеческого жилья. Но уважение и почитание, которыми пользовался св. отец, в полной мере распространились и на эту обитель.

Согласно свидетельствам современников, патриарх Никон проводил посты в этом уединённом ските, уделяя сну не более трех часов в сутки.
Здание было перестроено в 1661 г., так что в итоге оно стало представлять собой довольно большую трёхъярусную постройку, на первом этаже которой находились четыре жилых помещения и печь, а на втором — домовая церковь с Богоявленским престолом. Конструкцию завершает барабан-восьмигранник с куполом, увенчанным крестом: внутри находился Петропавловский придел церкви. На верхнем ярусе сегодня можно увидеть изящную балюстраду, а по периметру здания, над карнизами первого и второго ярусов — красочные изразцовые плитки (к сожалению, сохранившиеся далеко не полностью).





Источники:http://sobory.ru/article/?object=00379
http://g-vik.narod.ru/2004/n21/04_21s8.htm
https://tonkosti.ru/%D0%A1%D0%BA%D0%B8%D1%82_%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0


Tags: Московская область, монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments