Сергей Выжевский (dharma_ser) wrote in arch_heritage,
Сергей Выжевский
dharma_ser
arch_heritage

Categories:

Забытые первые архитекторы Павловского села (П. Ю. Патон, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен)_Часть II

Оригинал взят у dharma_ser в Забытые первые архитекторы Павловского села (П. Ю. Патон, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен)_Часть II
Тогда кто?
Просмотр ранних изображений Павловского парка дает неожиданную подсказку. Известно, что часть первоначального парка в долине реки Славянки представляла собой четыре искусственно созданных острова, соединенных друг с другом и с берегом причудливыми мостиками и нерегулярным рисунком дорожек [1]. Сейчас из четырех островов сохранились только два: один у Большого каменного моста, другой соединен с берегами Славянки Черным и Горбатым мостом. На месте двух остальных - Фасадный пруд, в котором отражается дворец Камерона. На «Плане Паульлюста» 1780 года [2] присутствует изображение всех четырех островов, причем на самом большом острове, а также на полуострове, где позднее возникнет Семейная роща, в центре размещаются какие-то парковые объекты. Более крупный объект, размещавшийся на острове примерно напротив фасада «Паульлюста» изображен в медальоне с правой стороны плана 1780 года. Несмотря на то, что художник был не очень умелый, сооружение опознается достаточно хорошо - это Китайская беседка, крыша которой имеет два яруса. Сама беседка размещается на насыпном холме из диких камней и к ней ведет изогнутая лестница. Верхняя часть этой же Китайской беседки изображена на Генеральном плане увеселительных домов Паульлуста и Мариенталя... 1779 года [3]. Объект же в центре Семейной рощи, как видно на плане 1780 года, занимает меньшую площадь (под ним нет насыпного холма, или он относительно небольшой), однако это еще одна Китайская беседка, на этот раз с одноярусной крышей, ее верх хорошо прорисован на картине Семена Щедрина с видом «Паульлюста».


Фрагмент «Плана Паульлюста» (ГМЗ «Павловск». Инв. № Ч-1047. Plan de Paul-Lust contenant le Jardin et deux villages avec leurs champs et le bois lever an 1780 par C. B. de Brunolt): 1 - «Паульлюст», 2 - Большой остров перед фасадом, 3 - Китайская беседка на Большом острове, 4 - Китайская беседка в будущей Семейной роще, 5 - каскады, 6 - Горбатый мостик, 7 - мост с плотиной (на месте будущего Черного моста), 8 - Эрмитаж (Хижина отшельника), 9 - Руина; 10 - <Старое> Шале.

Обе эти беседки очень схожи с китайскими беседками, изображенными на двух эскизах Ю. М. Фельтена (№ 8752 и № 8753) из «садовой серии», хранящейся в Эрмитаже [4]. Беседка на острове, так же, как и беседки на эскизах Фельтена, стоит на насыпном холме, украшенном живописными дикими камнями, так же, как у Фельтена, к ней ведет изогнутая лестница, проложенная между этими же дикими камнями. Правда, пропорции беседки на «Плане Паульлюста» 1780 года несколько отличаются от тех, что изображены на чертеже под № 8752, на «Плане» 1780 года она выглядит более сплюснутой, однако не стоит забывать, что это всего лишь неумелый рисунок. Зато другой неумелый рисунок, изображающий эту же беседку и сделанный годом ранее на «Генеральном плане Паульлюста и Мариенталя» 1779 года, показывает нам общий силуэт беседки весьма схожий с фельтеновским № 8752 по всем пропорциям. Исключение составляет ажурный пояс, разделяющий два яруса крыши: на плане 1779 года он отсутствует, зато отображен в гипертрофированном виде на плане 1780 года! Таким образом два неумелых художника с разницей в год в сумме отобразили все существенные детали проекта Фельтена.


Ю. М. Фельтен. Китайская беседка (№ 8752) (вверху), Китайская беседка на острове в медальоне на «Плане Паульлюста» (ГМЗ «Павловск». Инв. № Ч-1047. Plan de Paul-Lust...) (слева внизу), Китайская беседка на «Генеральном плане увеселительных домов Паульлуста и Мариенталя ... 1779 года» (справа внизу)

Второй проект китайской беседки Фельтена (№ 8753) опознается на картине С. Щедрина «Паульлюст» в центре будущей Семейной рощи. Правда, на этой картине отражена только верхняя часть беседки, но зато она предельно схожа с фельтеновской.


Ю.М. Фельтен. Китайская беседка (№ 8753) (сверху) и фрагмент картины С. Щедрина «Паульлюст». [1779-1781] (левее «Паульлюста» снизу виден верх второй китайской беседки) (снизу)

Еще одним доводом в пользу авторства Ю. М. Фельтена является синхронное сооружение по его проекту в Царском Селе «Китайского дома» («Скрипучей беседки»), начатое по указу от 23 февраля 1778 года.
Таким образом у нас есть основания полагать, что  в раннем Павловском парке создавались сооружения по проектам Ю. М. Фельтена, в частности две рассмотренные выше китайские беседки.
Проверим, нет ли данных, противоречащих этому предположению. В отличие от П. Ю. Патона, Ю. М. Фельтен известен гораздо лучше. Как и Патон, он учился у Б. Ф. Растрелли, как и Патон служил архитектором в Канцелярии строений / Конторе строения домов и садов, в том числе в то время, когда создавался Павловск. Более того после отъезда из России Б. Ф. Растрелли Ю. М. Фельтен становится главным архитектором Санкт-Петербургской канцелярии от строений, так что участие его в создании первоначального павловского ансамбля вполне естественно, это, можно сказать, было его прямой должностной обязанностью.
Попробуем присмотреться к остающимся постройкам раннего Павловского парка, не имеющим автора. Ближе всего к «Паульлюсту» находилась Руина, которая была построена в подражание храму Минервы Медики [5] в Риме. Изображение этого храма на гравюре Дж. Б. Пиранези, скорее всего и послужило прототипом для архитектора.

Мариенталь 1779.jpg
Дж. Б. Пиранези. Храм Минерва Медики

С другой стороны, мы знаем, что Ю. М. Фельтен далеко не всегда создавал проекты «с нуля». Так, прототипом «Скрипучей беседки» в Царском Селе стал «Павильон для рыбной ловли» из книги Darly M., Edwards G. A new book of Chinese designs. 1759 [6]. Возможно, и проекты китайских беседок для Павловска были творческой переработкой каких-то образцов неизвестных нам архитекторов, опубликованных в европейских изданиях.
К сожалению, мы достоверно не знаем, кто предложил прототипом для Руины храм Минервы Медики. Это могли быть хозяева Павловска Мария и Павел, императрица Екатерина II и, наконец, неизвестный нам документально архитектор. Зато мы можем с уверенностью утверждать, что этот редкий тип архитектурной конструкции (ступенчатая пирамида из двух цилиндрического образа конструкций) широко использовал именно Ю. М. Фельтен: в Башне-Руине в Царском Селе (1771 – 1773), угловых башнях Чесменского дворца (1774 – 1777), на фасаде церкви Святой Анны (1775 – 1779) со стороны Кирочной улицы [7]... Кроме того, к Руине на холм от Славянки вела изогнутая лестница, очень похожая на лестницу к Китайской беседке [8] на острове, что опять-таки свидетельствует о едином стиле ансамбля.

Мариенталь 1779.jpg
Руина в медальоне на «Плане Паульлюста» (ГМЗ «Павловск». Инв. № Ч-1047. Plan de Paul-Lust...)  и угловая башня Чесменского дворца

То же самое можно сказать и о Старом Шале. Как мы уже знаем, оно создавалось по прототипу в парке Хоэнхайма, изображение которого архитектору могла предоставить сама Мария Федоровна, как впоследствии в 1782 году она предоставила Ч. Камерону чертеж Молочни герцога Вюртембергского. Но само решение лицевого фасада Старого Шале - сочетание трех объемов (круглого большего и примыкающих симметрично по бокам меньших апсидообразных [9]) опять-таки перекликается с одной из оригинальнейших построек Ю. М. Фельтена - Чесменской церковью, заложенной в 1777 году, в том же году, когда начали строить Павловское село.

Мариенталь 1779.jpg
Старое Шале (Инв. № ЦХ-235XII. Ф.С. Чунихин. Атлас Павловского... Л. 112) и Чесменская церковь

Таким образом, мы вправе предположить, что первым архитектором Павловского парка мог быть Ю. М. Фельтен, чей творческий почерк проступает во всех проанализированных нами постройках.
К сожалению, от того раннего парка на настоящий момент почти ничего не осталось. Сначала по проекту Камерона рядом с Паульлюстом начали строить Большой дворец, при расширении русла Славянки исчезли Китайские беседки, и на месте острова, где одна из них стояла, появился Фасадный пруд, в 1797 году при расширении Павловского дворца архитектором В. Бренной была разобрана Руина. Во время Великой Отечественной войны исчезла Хижина отшельника, а затем были снесены руины Старого Шале.
До сегодняшних дней дожил только один Горбатый мостик, с которого в те далекие годы открывался вид на запруду (Каскад) на Славянке. Это тот самый Каскад, который осматривала Екатерина II в конце апреля 1782 года и отметила, что он не работал. Запруда с пробивающейся через нее шумящей и брызгающей водой представляла собой живописное нагромождение камней, что также вполне в китайском стиле и напоминает нагромождения камней на искусственных возвышениях в основании китайских беседок на рисунках Фельтена. И мостик, и Каскад хорошо видны на плане 1780 года. К сожалению, сейчас на приблизительном месте запруды неправильно ориентированная бетонная плотина. Однако изображение, и мостика и Каскада сохранилось в «Атласе Павловского» Ф. С. Чунихина [10]. На одном листе с Горбатым мостиком и запрудой изображен также мост (на месте которого сейчас находится Черный мост) с плотиной, имеющей водосброс, с которой этот каскад работал поочередно.

Мариенталь 1779.jpg
Ранние постройки Павловского парка на реке Славянке: вверху - каменная запруда, внизу - Горбатый мостик, с которого открывался вид на эту запруду (Инв. № ЦХ-235XII. Ф.С. Чунихин. Атлас Павловского... Л. 116)

Обратим внимание, что стилистически и в исполнении деталей изображения мостика и запруды очень близки к чертежам Ю. Фельтена с китайскими павильонами и вполне могут быть скопированными с его недошедших рисунков, что служит еще одним подтверждением гипотезы об участии Фельтена в создании первых построек Павловского парка.
P. S. Еще один отголосок стиля архитектурной группы, включавшей китайские беседки и горбатый мостик с каскадом, обнаруживается в основании Обелиска основания Павловска, сложенного из диких камней, возможно, тех самых, что лежали в основании одного из холмов, на которых стояли китайские беседки.

Мариенталь 1779.jpg
Обелиск основания Павловска. Неизвестный художник. 1825






[1] Как вспоминала подруга юности Марии Федоровны баронесса Оберкирх, «несколько искусственных островов на реке, связанных между собой китайскими мостиками» были в Этюпе, в имении матери Марии Федоровны под Монбельяром.

[2] ГМЗ «Павловск». Инв. № Ч-1047. Plan de Paul-Lust contenant le Jardin et deux villages avec leurs champs et le bois lever an 1780 par C. B. de Brunolt (План «Паульлюста, включающий сад и две деревни с их полями и лесом, снятый К. Б. де Брунольтом».)

[3] Генеральный план увеселительных домов Паульлуста и Мариенталя с окружающим местоположением в длину на две с половиною, а в ширину на одну версту. Снят геометрически 1779 года
[4] См. Коршунова М. Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988. Блок иллюстраций между страницами 96 и 97, а также Интернет-источник: http://artcyclopedia.ru/felten_yurij_matveevich.htm (Энциклопедия русской живописи. Фельтен Юрий Матвеевич).
[5] Сейчас считают, что это был не храм Минервы-Медики, а фонтан-нимфеум либо обеденный павильон.
[6] Андреева Т. С. Павильон «Скрипучая беседка» и английские архитектурные книги XVIII в. // Образ Поднебесной. Взгляд из Европы: Сборник научных статей XXI Царскосельской конференции. СПб., 2015. С. 5-11.
[7] Последний пример интересно сопоставить также с Храмом дружбы.
[8] См. медальон с изображением Руины на: ГМЗ «Павловск». Инв. № Ч-1047 и картину С. Щедрина с видом Руины и двух мостов – Руинного и моста с плотиной на месте будущего Черного моста.
[9] Из рисунка Хайделофа, кстати, неясно, была ли композиция с меньшей башней в «Der alte Thurm» симметричной и насколько эта меньшая башенка была круглой.

[10] ГМЗ «Павловск». Инв. № ЦХ-235 -XII. Ф. С. Чунихин. Атлас Павловского как всея дачи до самых границ так равно всех строений вод и садов. Л. 116.



Tags: Павловск
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments