Гостиница «Селигер» расположена в самом центре Твери, на улице Советской, ей уже больше восьмидесяти лет. Это старейший отель Твери. Большинство ныне живущих горожан ничего иного на этом месте не видели и не представляют. Однако это не так. До появления «Селигера» на этом месте не менее трех веков стояли православные храмы.
В 1806 году в центре старой Твери появилось крупное здание – церковь Владимирской иконы Божией матери. Пять куполов сияли над колоннами, колокольня возвышалась над окрестными невысокими домами на 39 метров. Церковь сразу стала архитектурной доминантой центра Твери. Храм хорошо был виден издалека, даже с противоположного берега Волги. Это была незаурядная постройка.
Вот как описывает Владимирскую церковь краевед, издатель православного журнала «Тверские епархиальные ведомости», протоиерей Василий Владиславлев: «По своей величественности, красоте и художественности архитектурного стиля Владимирская церковь принадлежит к числу замечательнейших в г. Твери построек конца XVIII – начала XIX столетия и свидетельствует о высочайшем развитии вкуса составителей плана ее постройки, к сожалению, оставшихся неизвестными для потомства».
На месте уничтоженной Владимирской церкви советская власть решила построить гостиницу по проекту братьев Яковлевых. Строительство велось быстро, и 12 декабря 1936 года здание оригинальной архитектуры распахнуло свои двери для посетителей. Отчего новому объекту жилищно-коммунального хозяйства дали такое название? Озеро Селигер в то время не являлось популярным туристическим объектом, впрочем, и туризма как такового в нынешнем понимании не существовало.
Строительство гостиницы «Селигер» вместе с оборудованием обошлось в один миллион 780 тысяч рублей – огромные тогда деньги! Здесь могло одновременно разместиться до ста постояльцев. Номера были оборудованы ваннами и душем, телефоном, сигнализацией для вызова горничной. Мебель изготовили по спецзаказу в Москве и Ленинграде. Еще лет 10-15 назад, пройдясь по коридорам «Селигера», можно было оценить большой советский стиль, хотя это уже были остатки прежней роскоши.
Да, «Селигер» был комфортабельной гостиницей. Останавливаться здесь предпочитали персоны высокого ранга, в том числе иностранные граждане.
Сотрудники органов безопасности пристально следили за каждым приехавшим в регион иностранцем, заранее подозревая в нем шпиона. Некоторых из них опознавали еще при заселении. Разведчики спрашивали у портье номера с окнами, выходящими на запад или на восток. Такие номера находятся в крыле по Студенческому переулку. Из них удобно наблюдать за пролетающими самолетами Мигаловского аэродрома, что, заходя на посадку, идут курсом как раз с востока на запад. Расположившись с комфортом в своих номерах, иностранцы скрытно, как им казалось, вели фотосъемку, не догадываясь, что сами являются объектами слежки.
Контрразведчики следили за «фотографами» либо из соседнего дома, либо из номеров этажом выше. Дождавшись, когда шпионы отправятся в ресторан, чекисты проникали в номер и засвечивали пленки. Домой те возвращались с безнадежно испорченными фотоматериалами.
Надо ли особо упоминать, что весь персонал гостиницы – горничные, коридорные, портье, администраторы, переводчики являлись штатными или внештатными сотрудниками Комитета госбезопасности?
На первом этаже гостиницы «Селигер» располагался одноименный ресторан. В послевоенное время это было популярнейшее в городе место, куда не так просто было зайти вечером! Все столики, как правило, были заняты. Днем было попроще и подешевле, так что пообедать в ресторане могли себе позволить представители творческой интеллигенции Калинина – журналисты, артисты, художники, музыканты, адвокаты и их клиенты. Это было недорого и очень вкусно.
По вечерам в «Селигере» собиралась самая разная публика. В зале располагались по интересам – торговые работники, научные работники, военнослужащие (когда-то в Калинине их было много), командированные жильцы гостиницы, студенты, криминальные деятели с дамами полусвета. Каждый подвид заказывал по потребности и возможностям. Оркестр громко играл модный джаз, парочки кружились возле эстрады. В воздухе висел плотный дым – курить разрешалось прямо в зале.
В двадцать первом веке «Селигер» сохраняет свой профиль. Здесь по-прежнему работает гостиница и пункт питания. Разумеется, и то и другое перестроено с учетом современных требований.
Источник