koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Categories:

О немецком влиянии на русский неоклассицизм.

Сказать человеку что он не прав это совсем  не тоже, что сказать ему что он дурак. (с).

Перед вами кинжал 13 века. Кинжал утерян. Ножны от другого кинжала.
Эскурсоводчиский  бред.

Дорогие друзья! А ведь у нас большие проблемы с искусством эпохи модерна. Ему уже более ста лет, а мы совсем ничего о нем не знаем.  У нас до сих пор по большей части в каждой книге индивидуальное строение памятника, непохожесть, новинка или того хуже плавное течение линий и хоровод идей. Друзья, так быть не должно! Это совсем не так.
Искусство модерна буржуазно, повторяемо и академично. И это три вещи определяющие его более всего.   И вот о повторяемости и академичности я хочу сегодня поговорить подробнее. Но без буржуазности это не будет иметь смысла. И поэтому стачало о ней.



Посетив британский музей Тиффани заметил иранские сосуды для розовой воды.  Результатом стало рождение очередной "загадочной" формы модерна.
Посередине творение Тиффани. По бокам оригинальные персы.










Буржуазно. Рескин, Моррис, Гимар, Орта  и большинство остальных деятелей эпохи 1850-1918, например, к модерну не имеющих  никакого отношения: Матисса, Пикассо и Русо Таможенника творили для вполне определенных покупателей.   (В датах я не оговаривался очередная буржуазность искусства началась задолго до эпохи модерна) Именно в паре художник заказчик  мы и увидим  главную характеристику этого периода.  Московский купец покупал Пикассо,а не германский кайзер. Немецкий промышленник Крупп оплачивал выставки Ольбриста.  Моррис декорировал жилища среднего класса Англии, а не покои королевы. Было ли сближение? Было. Дармштадская колония или официоз сецессиона тоже был.  И вездесущий один из Бенуа тоже существовал. Но все-таки мелко-средний-крупный буржуа кормилец этого времени.  Он носил деньги художникам. Он оплачивал им их выкрутасы.  А купеческий ум он простой товарищи. Тут купил, там продал.  Поставил станок, а он тебе пару обувей строгает в минуту. Нету сложности в искусстве модерна поэтому. А есть копирование. Правда не простого, а с приемчиками. Об одном из основных почитать можно кроме всего прочего здесь. Называется иллюзорность. http://koloma9.livejournal.com/30188.html .
  Простота купеческая она давала очень простую вещь. Повторяемость.  Но только совсем особого рода.


Повторяемость  и Академичность Абсолютное большинство памятников модерна это калька европейских идей 18-19 века.  Гауди, Орта, Гимар, Вагнер, Мунк, Климт и другие.   Все  высокие ориентиры эпохи не рождались из вакуума, а первоначально получали долгое, нудное и академическое образование.  Ходили в музеи, слушали музыку, посещали театры и выставки. И были наследниками всего этого. Рождали свои произведения повторяя основные ошибки академической школы. Главный из них -пресловутый синтез искусств - проклятие всех художественных академий. И получали опять повторяемость. Повторяемость опять же выпускниками этих же академий. Ну получил ты вышку, но не большой ты мастер. Куда же ты пойдешь? К королю или купцу простому. Где найдешь мецената?
Многочисленные копирования одних и тех же приемов бич эпохи и во многом одна из причин ее гибели. Дефицит новых форм в новом искусстве вот причина рождения геометрии Хофмана, а не упрощение и стремление к порядку.   Постыдное обращение дармштадцев к микенскому наследию нечем не прикрытый привет академизму и романтизму в худшей его форме.
Идеи же европейские академические и есть главные  демоны модерна. Имя им легион. Мать их философия и литература и быть может музыка.  В отряде этом нестройном можно и нужно разбираться. И тут и открывается красота эпохи, а не в глупых словах, я этого не знаю и не понимаю и поэтому это витальная энергия стиля модерн.   Но это только что,  присказка была, а сказка наша неправым посвящается.


oscar-wilde-91.jpg

Оскар Уальд, подсолунухи, лилиии и выигранная битва за белоголубой фарфор -  базовые знания об английском эстетизме не включенном в  существующие программы изучения искусств.
И вот я о чем. При всей кажущейся простоте эпоха совсем нам не знакома. При внимательном взгляде мы поймем,  в иконографии модерна очень много пробелов.  Отлично мы вооружены павлинами Уистлера и грубо отесанным камнем Ричардсона,  или плывущем металлом Орты.  Но никто нам не рассказывал о подсолнухах, настурциях и гротесках женских масок на фасадах.   Кто как и когда включил это в круг модерна.  Зачем это было надо?
Эту статью я посвещаю трем исследователям модерна  Лаврьентеву, Давидич и Лопатько.  Именно их статья https://cyberleninka.ru/article/v/tvorchestvo-arhitektora-nikolaya-vasilieva заставила меня откликнуться и рассказать о немецком скульпторе  Франце Мецнере. Именно о его творчестве в конечном итоге этот текст.  Могучем камне чье падение в омут модерна вызвало многочисленные круги подражаний.  Эта та глыба что заставило меня написать все остальноt. Мне искренне жаль что его не знают.  Текст выше это всего  лишь мой искренний взгляд на происходившее в конце 19 века.  Возможно он не академичен. Но  по словам академиков модерн боролся с академизмом). И без этого затянувшегося начала, без его причинно следственных связей  я не мог рассказать краткую правду о том, что иконографию  любимого тобою модерна надо знать. В тексте ниже я занудно буду упоминать о буржуазии,повторяемости и академичности.


Одна из работ скульптурного немецкого символизма. Франц Мецнер?

Итак основная проблема модерна была не в развитии, а в дефиците форм.   Заявленная новизна требовала ее постоянное подтверждение.  Только поэтому ближе к  концу эпохи в творчестве художников заимствовавшие свои идеи у других стали появляться  образцы плагиата из начального периода  эпохи. (Интересный феномен воровства у себя же) Ярким примером такого рода может служить творчество Франца Мецнера.  Эпоха модерна знала многих "молодых гениев".  Вчерашние выпускники фактически со студенческой скамью получали громкую известность.  Виной тому я опять вижу буржуазию. Именно опора на заказчика может вам дать шанс открыть в 26 свою мастерскую в Берлине. А в 30 выступить на главной для модерна Парижской выставке 1900 года.   Все эти успехи и продемонстрировала звезда Франца Менцнера.
 Отступим чуть в бок опять к занудству. Одно из главных отличий буржуазии от дворянства тяга к национальному вопросу. Феодал (дворянин) служит сюзерену(царю).  На вопрос кто я? Он ответит слуга государя. Для купца такой ответ может звучать менее основательно. Мешок золота или мошна. Каталонский Гауди  и Финский Сааринен вошли в историю  как певцы национальности. Однака эта песня была оплачена из кошелька местной буржуазии. Каталонский вопрос из новостей наших дней существовал и вначале 20 века наряду с финским. Однако последний уже давно решен, каталонский же ждет ответа.


Зал битвы народов в Лейпциге.

Творчество Мецнера собственно хорошо известно его "космонавтами" из зала битвы народов при Лейпциге. И входит в обязательный графический ряд всех обзорных книг по эпохе модерна.  На этом хорошо известном примере видна символичность, схематичность и главное какая-то отчаянная композициозностью происходящего. Из названия такого рода скульптур в интернете следует что это немецкий скульптурный символизм.  Но вот символизм символизму рознь и вовсе не означает композициозность. Вот пример другого немецкого символиста.


Бруно Шмитц. Памятник Барбароссе.

Вся красота в том что у Мецнера была другая группа работ. И она менее засвечена.


Оформление Ресторана в Берлине. Франц Мецнер.


В этих работах видна тяга Мецнера к употреблению барельефа как части своей скульптур.  Насколько хватает моих знаний он был первый кто так делал.  Неожиданная находка льстила известному принципу синтеза. И определенно была новаторской.


Скульптура щипцов Хебель Театра.
Cобственно стреляла ли она где-то еще мне пока не ясно. Но она определенно выстрелила в 1909 году на фасаде злополучного Хеббель Театра в Берлине.  Некто Herman Feuerhahn использовал  творческую манеру Мецнера при украшательстве щипцов упомянутого сооружения.
И тут начинается еще одна красота нашей истории.  Злополучный как я уже театр Хеббель известен "плагиатом" (на самом деле не совсем так.  главной мыслью здесь должно быть что театр все же не фасад, а зрительный зал) петербургских архитекторов Бубыря и Васильева.


Хеббель Театр Берлин 1909 год. Оскар Кауфман.


Напомню, сразу после постройки таллинская газета  указала на подозрительную похожесть фасадов двух театров.   В этой истории удивляет скорость распространения идей и влияний. Между датами завершения строительства всего год. Скорее берлинский театр строился чуть дольше, но все же.







Театр Бубыря и Васильева в Таллине. 1910

И на театре Бубыря и Васильева  скульптур похожих на Франца Мецнера не было. Но фасад внешне был похож. Тут важно  сказать ,что композиционно  и использованными формами он был совсем не похож.  (Уникальный пример в истории архитектуры как другими формами можно рассказать примерно  то же самое.)Но  именно внешне очень.  Ну а дальше произошло что произошло.  И в иконографии русского модерна стали появляться отчаянно композиционные барельефы.


                                                                      Дом Бассейного товарищества Петербург 1916.  Васильевский угол.



Образец декора  Дома Бассейного товарищества. Фигуры водоносов.
Дом Бассейного товарищества известен всем Петербургским критикам тем, что документального подтверждения того что это строили Бубырь и Васильев нет. Но похоже очень. Фирменное решения углов одного из корпусов, до сих пор признается всеми безъальтернативно Васильевским.



                                                                                 Образец декора  Дома Бассейного товарищества. Атлант.

Схематичность этого декора многими признавалась загадочными. Однако смысловая нагрузка  оказывается довольно простой.  Дом Бассейного товарищества располагался у Бассейного садика. Места где раньше располагались пруды. Начало системы подводящей воду к фонтанам в Летнем Саду. После одного из наводнений фонтаны были утрачены и пруды засыпаны за отсутствием необходимости. Однако топоним  сохранился. Много из  декора дома Бассейного товарищества связано с водой.


Образец декора  Дома Бассейного товарищества. Девушки моют голову ( видна стекающая вода).


Часть декора отсылает к другим памятникам модерна так же связанным с водой. К примеру многочисленные схематичные вазоны и  бородатые мужики отсылают нас к небесно голубым вазам городского парка в Вене. Только серые пацаны Бассейного товарищества изображены в на редкость схематичной манере.  Скорее всего венские товарищи тоже имеет какое-то основание или прототип под собой. Но пока по датам ниже 1907 года в поисках ничего похожего для меня не видно.

.

Вазоны Городского Парка Вены.





Серый дух воды похожий на своего голубого венского коллегу.






Схематичное изображение фонтана. Здесь важно что вода в него сначала вливается, а потом выливается на равных уровнях.   Разносторонне направленное движение это то, что стачало любило барокко, а потом модерн.






Вода бежит  и пенится меандром из всех щелей.
Схематичность заставило искать этим фигурам объяснение. Городские легенды Петербурга говорят о ассирийских, нордических или ацтекских корнях.   Виноват же один немецкий скульптор.  Хотя тут нам надо вернуться к академичности модерна. Был ли Мецнер изобретателем чего то нового?  Разумеется нет. В предпосылках его работ нельзя наверное увидеть ничего конкретнее чем музейный остров Берлина.  Но эта абстрактность предположения приведет нас к  богатству археологических выставок европы 19 века.
И тут мы опять столкнемся с буржуазией.  Вот цитата из википедии в которой звучит предсказание разнообразия источников модерна.
...........В 1810 году своим высочайшим указом король Фридрих Вильгельм III повелел заложить «публичное собрание тщательно отобранных произведений искусства». Этим указом он пошёл навстречу становившимся всё более громкими призывам образованного бюргерства к созданию публичных собраний произведений искусства.....
    Берлинские музеи по праву спорят с археологическими коллекциями величайшего британского.  Если у англичан было время и территория то у немцев отчаянное желание догнать. Гонка археологов продолжалась весь 19 век и завершилась только последней войной европейских империй.




Ассирийский зал Пергамского музея в Берлине.









Ацтекская экспозиция в Берлинском Этнологическом музее.




Пергамский алтарь  экспонируется в специальном здании для него построенном.
Поняв откуда взялись источники и вдохновения нам нужно понять, что заставило архитекторов конца эпохи модерна прибегнуть к использованию
скульптуры на стенах домов. И тут нам поможет Сергей Чобан.  Современный русско-немецкий архитектор 1962 года рождения.  В своей книге  30/70 он вспоминает анекдот из своей юности.  Дело происходило в 80 годах 20 века. Учась в одной из последних  в мире классических академий(Институ Репина в Санкт-Петербурге) при сдаче диплома студенты прибегали к хитрости. Как бы нова и не концептуальна была проектируемая постройка, ее фасад обязательно должен был содержать скульптуру.  Принимающий экзамены специалист обязательно спрашивал. А где у вас здесь синтез искусств?  Скульптура была нужна только для этого.
Как бы не забавен был этот анекдот в конце 19 века ситуация была куда более абсурдной. Покинув стены академий (предварительно получив там образование), молодые европейцы показушно от нее отделялись.   При этом изобретались громкие лозунги, печатались тексты. Все они содержали идеи свободы и красоты нового искусства. Вся проблема в том что в этих рассуждениях синтез искусств(один из базовых принципов художественных академий) по-прежнему присутствовал. Родители нового требовали соблюдение традиционных устоев.
Рассмотренные нами барельефы на доме Бассейного товарищества, таки образом, один из примеров академизма модерна. Его настоящей а не прокламативной истории.
  Ну и немного поговорив о странностях модерна нам следует обратиться к классике.  Как известно  из суровых рыночных годов если вы взялись повторять спортивные костюмы Addidas то это не помешает  вам нашить на них надпись Puma.   Использование барельефов похожих по технике на Мецнера был отмечен еще один петербургский дом.



Большой Казачий переулок Дом 4. Гингер.
У выпускника Рижкского политехнического политехнического института Гингера Сергея Григорьевича каждый следующий дом был не похож на предидущий. Но то что он построил в 1914 в казачьем переулке совсем не похоже на остальное. Из-за этого дом переодически встречается в подборках русского арт-деко. Не будем однако забывать что его строительство случилось до Первой Мировой Войной. Над входом в парадную нас ждут два барельефа. Один из них классической тематики.  Гермес и Эрот. Напомню что в мифологии Гермес это папа, Афродита мама, а эрот это их сын.  Классический сюжет узнаваемо обработан в манере Мецнера.






Эрот со стрелой,Гермес в крылатой шапке.



Сюжет второго изображение пока никем не распознан. Любители античности где Вы?
Рядом располагается  другой барельеф. Сюжет которого к сожалению пока не узнан. Это похоже на купидона едущего на лошади. Но что это может означать. Так или иначе но второй берельеф еще более Мецнеровский.  Этому способствует абстрактный завиток камня размещенный под барельефом.
Теперь следует отделить зерна от плевел. Любители античности, коих очень много традиционно видят гибель модерна и победу неоклассики.  Если в данном конкретном примере это и случалось то только за счет средств немецкого символизма.
На противоположном барельефе изображен эрот занимающийся обработкой камня.
 Имеет ли этот сюжет мифологические корни мне так же выяснить не удалось.

Показушный разрыв с традицией имеет много забавных оттенков и примеров.  Мой любимый это корзины с цветами и плодами. Как не глупа и не взыскательна была буржуазия но один из своих основных своих символов она знала.  Корзины с цветами и плодами - один из главных декоров эпохи модерна и эклектики.  Ни дом бассейного товарищества ни здание Гингера без них не обошлись.


Корзина-Сова. Дом Бассейного товарищества.

Георграфия и значение сов в модерне материал для отдельной большой статьи. Нас же интересует что на одном из барельефов бассейного товарищества видна не сова и не корзина, а чтот то среднее снабженное в дополнении ко всему замковым камнем.   Опять же проявление иллюзорности модерна. http://koloma9.livejournal.com/30188.html  Повторюсь но основы и интересный пример я разбирал в указанной ссылке.  Корзина один из увелеченных объектов творчества Венского модерна во главе с его предводителем Отто Вагнером. И я думаю что корни  петербургских корзин надо искать в венской практике.


Типичная корзина Бассейного товарищества.






Корзина  из Казачьего переулка
Посмотрев петербургские памятники можно переходить к Харьковскому.   Здание гостиница Астория  была построенно по проекту архитекторово Васильева и Ржепишевского.  Васильев тот самы соавтор Бубыря. Ржепишевский выпускник  петербургского института гражданских инженеров.


Гостиница Астория Харьков 1910-1913.


На его фасаде мы так же находим аля мецнеровские барельефы.  Собственно их привычная античная трактовка украинских авторов и заставила меня все это написать.  Совсем это не античность, а германия с которой мы в 1914 году будем воевать. Быстрые механизмы забывания первоосновы думаю, совсем очевидны.
Русский неоклассицизм в очередной раз обратился ко всему миру модерном.



Из всех стилистик модерна я считаю самой неизвестной и неописанной новый берлинский стиль.    Собственно ошибки украинских или глупости украинских авторов совсем нет.  Об этом я тактично указал в заголовке статьи, об этом повторюсь и сейчас. Волшебный мир модерна большое лоскутное одеяло.  Пропустил маленький лоскуток и начинается загадочность и неповторимость. Как выглядел  новый берлинский стиль?. Гостиница "Астория" , Здание "Бассейного Товарищества" и кинотеатр в берлине направят ваши поиски.





Оскар Кауфман  Ноллендорф театр. Скульптура наверху Мецнера.











Subscribe

  • Особняк П. П. Смирнова, интерьеры.

    22 сентября 2019. Москва. Тверской бульвар 18. Особняк Смирнова. Тройное окно-витраж в Романском зале особняка. Я уже показал…

  • Особняк П. П. Смирнова

    22 сентября 2019. Москва, Тверской бульвар 18. Особняк П. П. Смирнова. Архитектор Ф.О. Шехтель. Я уже бывал в особняках…

  • Елисеевский

    3 апреля 2021г. Москва, Тверская ул., 14, Гастроном «Елисеевский». Эмблема магазина на тротуаре перед входом в «Елисеевский».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments