koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Category:

Мельцер. Композиция.

Я совсем, вроде бы, не описывал любимый в композиции модерна прием соподчинения масс.


1904–1906 годы: Роберт Мельцер.Собственный дом.
Сначала как всегда пройдемся по глупым высказываниям. " стиль модерн стремился выявить внутреннею структуру здания.  Его внешние формы это не случайный и не художественный результат, а следствие  новаторского принципа построения здания изнутри наружу. "  Последнее высказывание мы бережно отправляем в печь.  И обращаем внимание на главную особенность собственного дома Мельцера. В его основе два равных деревянных сруба. Их границы очень хорошо видны благодаря заботливо оставленным венцам бревен. Давайте промерим это треугольником. Что бы было видно что срубы действительно равны.
Основа структуры особняка два одинаковых по ширине  сруба.

К сожалению фронтальной фотографии или планов фасада у нас нет. Но и та фотография, что есть тоже вполне подойдет, смещение точки, с которой мы воспринимаем композицию особняка, от фронтальной   совсем не большое.
Итак, два равных по ширине сруба вроде бы совсем не мешали создать симметричную композицию. Но Мельцер "все испортил". И у нас появился еще один объем слева.  Объем балкона.

Основные объемы особняка Мельцера. Два сруба и балкон слева.

Восприятие особняка как единого целого нарушилось.   И нам надо либо смирится с его по-настоящему несимметричным видом. Либо как-то уравновешивать создавшуюся композицию.

Перед тем как это делать давайте разберемся еще с парой важных вопросов.  Для этого нам надо сначала разбить особняк по горизонтали.
Горизонтальные уровни особняка Мельцера.
Видите, наш особняк напоминает бутерброд. Первый уровень каменный подклет, второй уровень срубы и балкон, которые мы описывали и третий уровень крыша.    Смотрите как они интересно связаны между собой. Размеры подклета  чуть больше чем размеры двух срубов. В этом нет большой практической пользы. Но этим достигается художественный эффект слитности первого и второго ярусов. Подклет как-будто наползает на балкон. Связь крыши с нижележащими срубами и подклетами интересней. Сруб с права прорезан окнами вполне традиционно. Окна расположены вдоль оси симметрии правого сруба.

Ось симметрии левого сруба делит пополам большое окно на крыше и маленькое окно подклета.  Напомню окна в модерне зачастую нарезались произвольно. И могли в угоду фасадной композиции  оказываться в углу комнаты.  Таким образом в нашем примере крыша связана со срубами при помощи расположения оконных осей. Обратите внимание как демонстративно "неправильно" расположены окна левого сруба.  Любимая забава мастеров модерна. Одной рукой создавать слитный облик, другой разрушать его.



Оконные оси особняка Мельцера.


Крыша, балкон и часть подклета.
Крыша, часть подклета и балкон создают видимую большую массу. Которая приводит к тому, что визуально особняк  крениться на лево. Это тоже создает видимую необходимость уравновесить композицию.  И тут нам и понадобится прием соподчинения масс.

Соподчинение треугольных масс в особняке Мельцера.
После всего сказанного фабула композиции особняка Мельцера проста.  Большая масса крыши, балкон и подклет тянут здание влево. Легкие штрихи навеса над входом и треугольная часть крыши направо.  Хаос но хаос равновесия.    Расположенные слева массы здания вполне материальны в своей тяжеловесности. Легкий штрих навеса  ничего не весит. Но создает эффект воображения. Здесь крайне важно, что треугольники увеличиваются в размере по диагонали. Сначала маленький спереди, потом позади на искосок большой.
С диагоналями потом будут здорово забавляться всякие конструктивисты.  Вот для примера фотографии Родченко. Я же считаю что вся эта "диагональная показушность" началась в модерне.

Пример работ Родченко.



Ну и о чем забыл сказать.  В композиции фасада должно быть как можно больше сбивающих вас с толку деталей. Ведь все-таки это модерн.
Вход в здание расположен на оси встречи двух срубов. На этой же оси располагается дымовая труба.  Здание как будто сохраняет нормальные симметричные черты. Но все опять портит балкон слева, подклет под ним и большая часть крыши.  Таким образом началом ваших рассуждений служит "правильно" расположенный "по центру" вход. Когда-то я рассказывал об этом в посте об особняке Форостовского. Как можно больше важных деталей в нессиметричной композиции модерна размещается на ничего не значащей оси. Она при взгляде на здание воспринимается главной. Ошибочно главной.

Условная ось симметрии особняка Мельцера.
На последок скажу зачем я это написал. Современные архитекторы не понимают и не знают фасадную композицию модерна.  Я виню в этом высказывания искусствоведов о чудодейственной энергии стиля и формировании изнутри наружу. В фейс буке один из архитекторов попросил оценить его работу в духе модерна. На его странице я так же нашел что ему нравится дом Мельцера.  Что же вот мой подробный ему ответ. Красота особняка Мельцера прежде всего не в большом количестве хорошо прорисованных деталей. А в их композиционном размещении. Я счел возможным использовать фотографии современной работы. Что бы оттенить страсть к композиции Мельцера.






Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment