oldcolor (oldcolor) wrote in arch_heritage,
oldcolor
oldcolor
arch_heritage

Categories:

Как менялись ворота Арка в Бухаре на протяжении 170 лет

Сегодня в рамках проекта Коридоры времени мы совершим путешествие во времени длинною почти в 170 лет, чтобы проследить судьбу въездных ворот крепости Арк, которая является, наряду с минаретом Калян, ханакой Надира Диван-беги и мечетью Чор-Минар, одним из четырёх наиболее узнаваемых архитектурных памятников Бухары.

Арк являлся цитаделью внутри крепостных стен Бухары, одновременно служил главным дворцом эмира. Это был примерный аналог западно-европейского бурга (городского замка) или русского кремля (крома, детинца).
Согласно основной версии, Арк расположен на искусственном холме, состоящим из множества культурных слоёв (бухарские правители жили там не менее полутора тысяч лет!)
К началу 20 века помимо дворца эмира (включавшего и гарем), в крепости находилась резиденция куш-беги (главного министра), различные государственные службы, казна, арсенал, склады и прочее хозяйство. Там постоянно проживали от 700 до полутора тысяч человек. А вот сам эмир в Арке появлялся довольно редко, предпочитая жить в своих нескольких загородных резиденциях.
Прокудин-Горский подписал свой снимок с парадными воротами Арка как "Въезд во дворец Эмира в Старой Бухаре".

Снимок Прокудина-Горского января 1907 года и фото Рахмата Шарифова декабря 2017 года:

Высокое разрешение

Пожалуй, это самое часто снимаемое место во всей Бухаре, поэтому есть богатый материал для сравнения. Хотя фирменная узость кадра Прокудина-Горского и здесь нас подвела: все самые значительные изменения происходили вокруг ворот, а сами они оставались образцом почти полной неизменности. Вероятно, именно таким их увидели первые европейцы, которые сумели побывать в Бухаре в первой половине 19 века.

Самое раннее изображение Арка датируется 1840-ми годами (опубликовано в Европе в виде гравюры в 1848 году).
Возможно, старейшее изображение Бухары, которое имеет хотя бы некоторую реалистичность:


"Дикие" склоны холма Арка ещё облицованы под "крепостную стену" (это произойдёт только в начале 20 века).
Над воротами ещё не установлены трофейные часы, вывезенные после взятия Коканда в Бухару примерно в 1863 году.
По поводу часов есть и другая версия, исзложенная в книге Костенко Льва Феофиловича (1841-1891) "Путешествие в Бухару Русской миссии в 1870 году: С маршрутом от Ташкента до Бухары" / [Соч.] Л.Ф. Костенко. - Санкт-Петербург : Бортневский, 1871.
На стр. 51 можно прочитать: "Ворота цитадели защищены башнями; на воротах висят часы довольно аляповатой работы - дело рук русского афериста Каратаева, лет десять тому назад бежавшего в Бухару и теперь искавшего случая возвратиться в Россию.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003544233#?page=58

Фотографическая история Арка начинается довольно поздно, во второй половине 1880-х гг. (более ранние  снимки пока не найдены).

Возможно, самый ранний из известных снимок принадлежит загадочному фотографу с подписью "Ф. ОрдэN".
"Бараний базар на площади Регистан перед Цитаделью бухарского эмира", 1885-1887 гг.:


Перед воротами располагалась главная площадь тогдашней Бухары - Регистан. Остаётся только в очередной раз пожалеть, что Прокудин-Горский не сделал такой панорамный кадр!

Ещё один из первых снимков опубликован в американском фотообзоре Российской империи 1889 года:


Здесь видно, что склоны холма Арка в конце 19 века всё ещё не были облицованы.

В 1890 году парадный въезд во дворец эмира запечатлел француз Поль Надар:


Ворота дворца крупным планом на снимке конца 19 века:


Фотографии Милия Федоровича Достоевского, начало 1900-х:


В январе 1907 г. Прокудин-Горский делает первый цветной снимок ворот:


В 1920 году во время ожесточённого штурма Бухары войсками Фрунзе воротам эмирского дворца очень повезло: они практически не пострадали, тогда как восточная часть крепости Арк была сильно разрушена артогнём и воздушными бомбардировками.

На картине художника-фантазёра (некоего В.Сибирского) изображена фантастическая сцена лобовой атаки красноармейцев на ворота Арка, уже испещрённые многочисленными отметинам от снарядов. Рисовал наверняка по какой-то поздней фотографии, поэтому ничего не знал о существовании больших часов в галерее над порталом. Зато на своём месте музейные доски сверху и по  бокам от входных дверей, которые появятся там только к началу 1960-х))



На самом деле сразу после падения эмирата парадные ворота выглядели так:

Высокое разрешение

Первое время после падения эмирата символ старой бухарской власти занимал Окружной Исполнительный комитет, при этом площадь Регистан перед воротами оставалась центром общественно-политической жизни. Здесь проводились митинги и парады.

Один из митингов первой половины 1920-х (возможно, по случаю смерти Ленина в январе 1924 г.):


Ко второй половине 1920-х гг. облике парадного въезда в Арк кое-что изменилось. На снимках 1927-28 гг. на воротах уже нет часов, зато над ними появилась звезда на палочке:


Высокое разрешение

Курьеры-красноармейцы у стен Арка перед отправкой в Хиву, 1927 год:


В 1929 году Бухару, как и многие другие города СССР, накрыла волна сносов: вся историческая застройка у ворот Арка была стёрта с лица земли.

В 1941 году был снят документальный фильм "Город Бухара" по двухцветной технологии, в котором появились и ворота Арка:


Однако первое по-настоящему цветное изображение этого памятника со времён Прокудина-Горского мы можем видеть в фильме "Падение эмирата" 1955 года:


Вероятно, примерно в то же время Бухару начали снимать на цветную плёнку и советские фотографы. Увы, их работы дошли до нас только в виде открыточных репродукций. Здесь мы видим ворота Арка на открытке 1956 года издания.


В 1958 году Бухару посетил корреспондент американского журнала "Лайф" Эдвард Сохурек, который также сделал один из первых (после Прокудина-Горского) цветных снимков цитадели Арк.
Благодаря совпадению ракурса, мы может сделать фотосравнение 1907 и 1958 гг.:

Изображение

Несмотря на разное освещение видно, что цвет стен и даже их окраска в нижней части ворот за полвека не изменились.

Один из самых ранних качественных цветных снимков был сделан фотокором журнала "Огонёк" С.О. Фридляндом.
Въезд во дворец эмира Бухарского (Арк) в 1907 и 1959 г.:

Изображение

Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/4810/500 ... 1721e_orig

В 1961 году Арк запечатлел английский автопутешественник  Joel Martin Halpern:


В 1964 году замечательный кадр сделал датчанин Hans Munk Hansen:


Обратите внимание, те самые информационные щиты по периметру входа в цитадель, которые оказались на картине со сценой штурма.

Посетивший Бухару в 1966 году некий американский турист сделал очередное случайное "фотосравнение" с Прокудиным-Горским:

Изображение

Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6702/500 ... 170d4_orig

Целиком этот кадр американца просто прекрасен!


Арк в 1967 году:


1970 год:


Похожее освещение даёт нам ещё одну прекрасную возможность сравнить прокудинский снимок 1907 г. с фотографией 1973-го:
Изображение

На снимке 1975 года впервые видны элементы новой контрастной окраски:


Фото американки Хелен Ридинг, 1975:


1982 год:


1986 год:


Фотограф Roya Marefat, 1987 год:

Высокое разрешение

1990 год:


В 1990е контрастная окраска ворот Арка стала ещё более яркой.

1999 год:


Хотя, кажется, её яркость зависит от освещения.

1907 и 2008:
Изображение
Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6740/500 ... 46994_orig

2009 год, фото Игоря Демченко:


2016 год:


По-моему, очень символичное фото. Здесь одновременно и Арк, и ослики символизируют неизменность Старой Бухары, но прямо под стенами древней крепости шумит современная автомагистраль, которая как кинжал вонзилась в самое сердце заповедного Старого города.

В настоящее время в цитадели располагается Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник.

Tags: Средняя Азия, Узбекистан, архивные фотографии, крепости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment