Храмы монастыря и колокольня построены в 1689-1716 годы, по традиционным русским средневековым архитектурным канонам всё той же артелью мастеров, которые создали Благовещенский, Сретенский и Воскресенский храмы. Узнаваемый стиль, характерная геометрия колокольни, общность декоративного убранства - яркий образец уходящей эпохи, на смену которой вскоре повсеместно придет навязанный Петром Первым псевдо-европейский кич-подделка:

[ Нажмите, чтобы продолжить чтение...]

По мнению историков, производивших раскопки на территории Никольского монастыря, на Никольском холме в 9 веке уже существовало упоминаемое в летописях "городищо Гороховецкое", жители которого в те далекие времена были крестьянами-земледельцами. Еще до нашествия монголов у подножия городища располагался посад, где селились рыболовы, крестьяне, ремесленники. В 12 веке по указанию князя Андрея Боголюбского на этом же холме была отстроена крепость, гарнизон которой оборонял северо-восточные границы Владимиро-Суздальского княжества. В 1239 году Гороховец был полностью разрушен татаро-монголами, впоследствии отстроен и укреплен вновь. А в Смутое время подвергся разорению и опустошению в последний раз за свою историю. В дальнейшем город-крепость постепенно превратился в ремесленно-торговый город - а на территории крепостного холма в начале 17 века (при первом царе династии Романовых, Михаиле Федоровиче) был основан Троице-Никольский монастырь.

Каменный Троице-Никольский собор с колокольней построен на месте деревянной церкви в 1681-1689 годах на средства всё того же Семена Ершова, который спаивал народ, а на заработанные деньги храмы ставил, да какие, глаз не оторвать! Объединяет два храма - апсида нижнего яруса выдвинута далеко вперед и относится к зимнему (теплому) Никольскому храму, включающему в себя еще и трапезную. Верхняя апсида обозначает летний (холодный) Троицкий храм на втором этаже, к которому ведет крылечко с узнаваемыми "ползучими" арками.
Территории монастыря при советской власти был присвоен статус охранной зоны - естественно, никаким монастырем в то время здесь не пахло. Пахло совком - в святой обители поселилась пролетарская коммуна, разбив огороды на месте некрополя, развесив подштанники перед настоятельским корпусом. Келейный корпус монастыря целиком пошел на кирпич для нужд строителей коммунизма - но Мудрый Создатель не допустил, чтобы из ворованного кирпича светлое будущее строили. Собор простоял пустым и холодным почти 60 лет, некоторое время использовался в качестве склада - с прорубленными дверями и окнами и заложенными световыми барабанами. Росписи стен на фото 60-х годов еще просматриваются. Сейчас здесь - лепота и благодать, а на фото 50-летней давности - жуть жуткая и мерзость советского атеизма.

Это - церковь Иоанна Лествичника, 1710 год. Двухэтажное здание слева - настоятельский корпус. Церковь построена также на средства уже другого богатого гороховецкого купца Ивана Ширяева. Русское нарядное крылечко с бочкообразными столбами, пустые ширинки для изразцов, оконные наличники с бусинами, декоративный карниз, кокошники - все атрибуты памятника средневековой архитектуры. В 30-х годах, после закрытия монастыря, была снесена главка храма и произведена внутренняя перепланировка помещений, после чего храм и настоятельский корпус были переданы гороховецкому Горжилуправлению. Оба здания превратились в общежитие. Южное окно алтарной апсиды растесали в дверной проем, к которому пристроили деревянную лесенку в два пролета. В перекрытии апсиды прорубили дымоход. Вдумайтесь, в алтаре, священнейшем месте храма, доступ в который настрого запрещен любому смертному, не являющемуся церковнослужителем, жили пролетарии... В те незамысловатые времена перед настоятельским корпусом бегают куры, сохнет бельишко. Это апофеоз, ребята, без душевной боли фотографии 60-х годов смотреть невозможно...Но нужно, чтобы память не замыливалась.

В общем, церковь Иоанна Лествичника охранялось государством настолько ревностно, а пролетарии относились к месту своего обитания настолько бережно, что в один прекрасный день терпение Создателя лопнуло. Храм треснул. Перекрытия и кровля не выдержали непрофильной эксплуатации. Коммуналку пришлось выселить, и позвать на помощь волшебников из "Владимирреставрации". К началу реставрационных работ здание представляло собой руины, уцелели лишь стены - купола, перекрытия рухнули. И полюбуйтесь, какое чудо теперь перед нами..
Безграничное восхищение, бескрайняя благодарность и низкий земной поклон Творцам-Реставраторам, Архитекторам, Искусствоведам, Историкам с большой буквы, спасателям ускользающей каменной красоты, благодаря опыту, мастерству и знаниям которых мы имеем счастье любоваться древними шедеврами. Которые возрождают из пепла, поднимают из руин, воссоздают из пыли и щепы грандиозные памятники ушедшего времени, подхватывая оброненную было эстафетную палочку из рук предыдущих поколений зодчих.
А за оградой Троице-Никольского монастыря - смотровая площадка, с которой открывается фантастически яркий вид на Гороховец с высоты 70 метров. Не испорченная цивилизацией панорама старинного городка, утопающего в зелени, под летним небом, окаймленная поймой Клязьмы - церкви, колокольни, маленькие домики, средневековые жилые "палаты". Неописуемое ощущение - красота, проверенная временем, древняя наша история перед тобою. Ослепительно. Изумительно красиво.

Я хочу, чтобы люди ехали сюда. По одиночке, семьями, группами, паломниками ли, дикарями (вроде меня) ли, любого возраста - лучше поздно, чем никогда этого не увидеть. Здесь красота средневековой России сохранилась вкупе с тишиной и покоем. Я прекрасно понимаю, что голос мой утонет в грохоте столиц, заграниц и суете повседневности. Но если вам позарез расхочется жить - бросьте все, приезжайте в Гороховец. Оживете.
Да, здесь нет дорог, а автостанция представляет собой крытый павильончик со скамейкой - пятерым от дождя удастся укрыться. Зато здесь такси по 100 рублей. Да, здесь чувствуешь себя отрезанным от внешнего мира - но именно ради этого ощущения нужно сюда ехать, особенно если мир не хочет под вас прогибаться. Да, здесь нет тусовки - но зато нет очередей, пробок, толпы. Здесь вообще всего 13 тысяч народу - это ли не чудо?
Да, здесь нет работы. На это жалуются все горожане. До перестройки градообразующим предприятием был судостроительный завод, закрывшийся в 1994 году. Работало на нем 3500 тысяч человек - а Гороховцу больше и не надо. При заводе был техникум - у молодежи была перспектива. Кому-то всё это очень мешало. Сейчас работоспособное население активно разъезжается - в резиновую Москву, Владимир, Нижний Новгород. Владимир Владимирович, верните же завод обратно, вдохните жизнь в город!!!

Знаменский Красногривский монастырь на противоположном, левом берегу Клязьмы. Красной Гривой назывался небольшой холм в пойме реки, во время весеннего половодья единственно возвышавшийся над водою. Именно здесь и основали монастырь в 16 веке. А небезызвестный нам Семен Ершов финансировал постройку каменного храма, освященного в 1679 году - это самая древняя сохранившаяся постройка Гороховца. В интернете можно найти снимки полностью отрезанного от мира монастыря в период разлива Клязьмы.
При советской власти здесь был колхоз. Скотный двор, огородные поля, маслобойня, в храме разместилась конюшня, у колокольни была сбита верхняя часть шатра, все остальные каменные здания и ограда были разобраны - мерзость запустения и разруха, несмотря на историко-охранный статус территории (а кого это останавливало?). В 80-е годы под стенами храма снимался фильм о войне ""Битва за Москву" - в готовых декорациях руин.

"Знаменский монастырь является редким примером компактного аснамбля культовых построе 17-18 веков... В связи с приспособлением монастыря под нужды совхоза "Комсомолец" келейные корпуса используются под жилые квартиры рабочих совхоза. Арка проездных ворот заложена кирпичом с двух сторон, в ней находится контора совхоза. Ограда монастыря утрачена. Основной объем Знаменской церкви не используется, придел и ризница заняты квартирами рабочих. Первый этаж колокольни занят под склад. Почти на территории монастыря построены бревенчатые скотные дворы. " - цитата из карточки объекта культурного наследия республиканского значения, 1976 год. С 1995 года силами братии Троице-Никольского монастыря территория обители приводится в порядок, а с 1999 года обитель возобновляется как самостоятельный Знаменский женский монастырь с 20 насельницами на сегодняшний день.

Каждый маленький провинциальный русский городок - это живой учебник сразу по нескольким дисциплинам. По архитектуре - столько информации перелопачено. По истории - это, конечно, в первую очередь. По реставрации - интереснейшие первоисточники находятся. По православной культуре, разумеется. По географии - сколько карт и планов пересмотрено. По искусствоведению - ищешь мнение профессионалов.
Русский художник, академик, реставратор, искусствовед и просто тонкий ценитель прекрасного И. Э. Грабарь в 1919 году в составе комиссии Наркомпроса приехал в Гороховец с целью защиты богатого историко-архитектурного наследия от посягательства новых властей (весьма вовремя) - и записал свои впечатления: "...и дивная муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом. Правда, здесь половину дела сделала природа. Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII века. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне. Другого такого Китежа я не знаю".
