koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Categories:

Нарушая правила.

Из всех эпох в искусстве я больше люблю рассказывать о модерне. Причина проста. Его  неправильная красота упадка кажется мне совершенной.
Однако нельзя не искать знаки хаоса и в других временах. Иногда примеры находятся в совсем, на первый взгляд, спокойных и скушных разделах истории искусств.
Вот архитектура эклектики.  Застройка европейских городов середины 19 века.  С множеством откровенных и неудачных цитат из прошлого. С клеймом узнаваемой, бесконечной и тяжелой линией руста до горизонта. Пожалуй, всем любителям искусств этот период известен как нечто совсем банально-очевидное.
 Однако и в этом тихом болотце водятся отборные караси неправильного. И сегодня мое повествование об одном из них. Может пример ниже и покажtтся вам хорошо известным, однако в этом контексте о нем пожалуй ни кто не рассказывал.

Дом  Мурузи.
Если в Петербурге и есть турецкий уголок то он связан с знаменитым домом Мурузи и его окружением. История возникновения здания одна из ярких городских легенд северной столицы. Она же - маленькая строка в бесконечных войнах Российской империи с Турцией.  В интернете этот дом довольно хорошо описан.
https://pantv.livejournal.com/867772.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%9C%D1%83%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8

Следует только добавить, что дом соседствует со Спасо-Преображенским собором, ограда которого возведена из трофейных турецких пушек.  На которых остались арабские надписи. Так что о восточном уголке Петербурга, я сказал совсем не зря.
 Интересна и литературная судьба здания. Но об этом вы найдете много по ссылкам.

Ограда Спасо-Преображенского собора в Петербурге.

А нас же интересует теория архитектуры. И  как все наверно помнят большинство когда либо возведенных зданий следовало простому закону тектоники.  Более тяжелую архитектурную массу по вертикали меняет более легкая. Соблюдая это простое правило мы избегаем строительства домика на курьих ножках.  Однако что в теории хорошо то в искусстве повод для творческих экспериментов. Как тут не вспомнить какую-нибудь из башен авангарда. Вот например из Екатеренбурга.
Белая Башня из Екатеренбурга.
Творческие опыты они бывают разного порядка. Окрыленные возможностями бетона авангардные мастера быстро стали возводить конструкции опровергающие простую архитектурную истину.  Однако с тектоникой боролись и раньше. И эти более ранние примеры хотя и не так очевидны, но зачастую гораздо изящнее и глубже в творческом потенциале. Много примеров такого рода мы найдем в барокко. Вот об одном ,пожалуй самом ярком, я рассказывал здесь https://koloma9.livejournal.com/44473.html.
Дом Муруззи это тоже пример здания отрицающего тектонические законы.
Дом Муррузи нарастание архитектурных масс.

Колонны, балконы и эркера в своем развитии как будто разламывают дом на две части.   Осознав этот непростой эффект следует осмотреться в истории архитектуры по сторонам. Подобное устройство эркеров  можно было найти в средневековой Германии. Стены домов расширялись уступами вверх для удобства подъема грузов. Или в случае слишком узких улиц. В доме Муруззи этих проблем нет. Перед нами свобода архитектурного творчества.
Другой неожиданной стороной медали станет сравнение с модерном.  Помимо всего прочего эпоха модерна претендовала на естественность. А атектоничные решения однозначно таковыми считаться не могут. Поэтому если в композиции и формах модерна для хаоса простор и раздолье. То в решениях на тектонику эклектика получается обогнала.   Результат этих рассуждений немного предсказуем. Не было разумеется никакого поступательного развития. И красивый пример дома Муруззи эту простую и известную мысль  подтверждает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments