Это здание, являющееся одним из архитектурных символов города, многие до сих пор по привычке называют "дворцом Олега", что, конечно, не соответствует истине.
Первый камень "дворца" заложили только в середине XVII века, а князь Олег умер ещё в 1402 году. На самом деле эта длинная трёхэтажная постройка возводилась для рязанских архиереев, но, по мнению историков, именно на её месте в XIII–XV веках находился княжеский двор. Имеются сведения о том, что в овальной раме под крышей здания в XVII–XVIII веках был изображён тот самый князь Олег.
Первые два этажа фасада — допетровские, середины XVII века. Как и полагается, первый скромный, второй нарядный. До какой-либо логичности положения окон и симметрии ещё далеко. Третий этаж — времён молодости Петра I, 1690-х годов. Он уже более европейский, декор более утончённый, появились резные капители.
Архиерейский дом на снимке Прокудина-Горского 1912 г. и в 2008 году:
Оригинальный размер
Теперь совершим сквозную прогулку по времени.
Старейшее известное изображение "Дворца Олега" можно найти на рисунке, который датируется примерно второй четвертью XIX века (фрагмент):
Очевидно, в те времена архиерейский дом был побелен, как и сейчас. Медальон на фронтоне, похоже, тоже был забелен.
Первый этаж почему-то не виден, вероятно, из-за ракурса. Большое окна справа зактыто то ли ставнями, то ли створками ворот.
В остальном всё вполне узнаваемо.
Далее мы видим эти палаты на литографии В.Тимма "Дворец Олега в Рязани", опубликованной в 1862 году в издании "Русская старина. Из путевого альбома графа М.Д.Бутурлина. Русский художественный листок":
Два окна на втором этаже и одно на первом заложены, как и вход. На медальоне появляется изображение (по всей видимости) князя Олега.
К большому сожалению, из довольно большого числа ранних фотографий Рязани периода 1860-х - 1890-х гг. нет ни одной с видом Архиерейского дома.
В начале 20 века Архиепископские палаты запечатлел на своём рисунке Г.К.Лукомский:
Как видим, изменения с 1860 г. произошли весьма значительные. Штукатурка многих местах отвалилась, обнажив кирпичную кладку.
На втором этаже два "парных" окна словно поменялись местами: теперь заложено левое. Также раскрыто большое окно справа (веротно, когда-то служившее дверным входом с лестницей и крыльцом).
На первом этаже раскрыто левое окно и появился вход по центру. Также появился вход через пристройку между вторым и третьим этажами.
"Дворец Олега" на снимке В.Макушова 1902 г., вид примерно соответствует рисунку Лукомского:
По всей видимости, за тем последовали некоторые реставрационные работы, после которых памятник приобрёл тот вид, в котором его и запечатлел Прокудин-Горский в 1912 году:
Высокое разрешение
Фасад подштукатурен и покрашен в красноватый цвет, на втором этаже нарисовано заложенное левое окно.
1-я Областная Музейная Конференция, 1924 год:
На снимке 1925 года видно, как облезает краска с фасада, исчез крест на фронтоне:
1928 год, фасад выглядит подновлённым:
Далее идёт провал в 20 лет.
1948 год, снимок П.В.Клепикова:
Как и в начале 20 века, штукатурка фасада снова отваливается. В 1940-е было не до реставраций. Медальон с изображением князя утрачен.
По всей видимости, к концу 1940-х всё ещё оставались следы прежней, красноватой окраски фасада.
Об этом можно судить по этюду Болховитина К. И. "Уголок Рязанского кремля" 1945 года:
Архиепископские палаты (Дворец Олега) на снимке А.Г. Чинякова, 1953 год:
За промежуток между 1948 и 1953 гг. фасад побелили.
На снимке 1956 года М. Трахмана не заметно больших изменений по сравнению с 1953-м, разве что вырос фонарный столб прямо переж фасадом:
Около 1966 года появляется первое цветное фото после Прокудина-Горского:
Неожиданно на фронтон вернулся крест (редкость для советского времени!), зато вдруг исчезло левое окно второго этаже (точнее, его наличник). На третьем этаже заложено крайнее правое окно.
1975 год, снимок Б.Н.Яхонтова:
Вроде бы никаких перемен с 1966 г.
Около 1977 г.:
1989 год, наличники окон выделены красным цветом:
Посмотрите, насколько понизился уровень почвы по сравнению с 1977 годом, почти на два метра! Входная дверь первого этаже буквально повисла в воздухе.
С тех пор фасад дворца, кажется, оставили в покое. Он перестал меняться.
2017 год:
Вот странно, конечно, что медальон не восстановили. Он бы очень оживил вид.
Буду рад за любые замечания читателей и ссылки на интересные фотографии по теме поста.