По этой дороге кто только не проезжал. В Малоярославце даже мемориальная доска висит, сообщающая, что в здании этой самой почтовой станции останавливался Н.В.Гоголь. Да и не только он, а все, кому требовалось ехать хоть в Европу, хоть чуть поближе, — все не миновали этих станций.
Станции были разного класса — первого (в крупных городах), второго (в уездных городках) и третьего (в деревнях и селах на трактах). Были опубликованы типовые проекты, предписывающие строить их именно так. Наверняка многие, проезжая по нашим дорогам, обращали внимание на небольшие домики совершенно не деревенского вида, но и не усадебного, — со стрельчатыми готическими окнами, с каменными оградами… Вот это почтовые станции и есть.
На Варшавском шоссе их сохранилось очень много. Примерно через каждые 20 верст стоят такие здания. В некоторых размещаются кафе, в некоторых живут люди, некоторые полузаброшены.
Одна такая станция стояла в деревне Кононово Калужской области. Не в лучшем состоянии, но крепкое здание, с сохранившейся кровлей, даже с подведенным электричеством, о чем сообщало объявление в интернете о его продаже. В этом объявлении подробно (хотя и по-дилетантски) рассказывалось, что здание старинное, видело чуть ли не Екатерину Великую, замечательно подходит для стилизованного кафе или мотеля...
На днях, проезжая по старому Варшавскому шоссе, мы на месте этой станции увидели вот это:
Видимо, у здания появился-таки новый хозяин. Который начал с того, что превратил достаточно крепкое каменное здание в груду мусора.
Подробнее об этом здании можно прочитать здесь, на сайте, посвященном дорожной инфраструктуре Российской империи.
Что можно сказать о таком «хозяине», которому не нужен редкий исторический памятник, на одной истории которого можно было бы раскрутить сколь угодно красивую рекламу своего заведения? Я лично могу ему только предсказать полный провал его бизнеса, начавшегося со сноса здания, которое не сумели разрушить наступавшие по шоссе на Москву немцы. Но сумела разрушить собственная бесхозяйственность и недалекость владельца, не понимающего, что попало ему в руки.
Таких зданий 1850-х годов постройки, видевших множество великих людей, проезжающих по стране, — в том числе и царственных особ, которым ведь тоже меняли лошадей в каретах, — по всей России осталось не так много. Теперь стало на одно меньше.