vladimirtan (vladimirtan) wrote in arch_heritage,
vladimirtan
vladimirtan
arch_heritage

Category:

Дом Мельникова


Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, 10, Москва


Дом архитектора Константина Степановича Мельникова, расположенный в Кривоарбатском переулке, 10, является одноквартирным жилым зданием и по праву считается самым известным образцом советского авангарда не только в стране, но и в мире.




Фото отсюда


Строился дом в период с 1927 по 1929 годы. Проект строения выполнен с использованием новаторских конструктивных архитектурных решений, продуманным устройством внутреннего объема, функциональной и эргономичной распланировкой внутренних площадей.








Идея о строительстве собственного дома-мастерской возникла у Мельникова уже в годы учебы в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества». На первых порах, когда появилась такая возможность, архитектор посчитал, что лучше купить уже готовое здание и перестроить его согласно своим видениям будущего жилища.







Об изменениях архитектурной концепции будущего дома Константина Степановича можно судить по сохранившимся в архивах документах, датированных 1916-1917 годами. В частности, там имеются планы перестройки каменного особняка в стиле неоклассики, к которой был склонен архитектор под влиянием своего учителя Ивана Владиславовича Жолтовского.





Кардинально меняется видение архитектурной составляющей собственного дома в начале 1920-х годов, когда Мельников набросал эскизы будущей постройки, но уже выполненные в новаторском стиле.

Теперь архитектор решил возвести не просто жилой дом, а дом-мастерскую, где должны были органично разместиться, в его видение, бытовая и рабочая пространственные зоны.






Первоначально дом Мельникова планировалось строить в два этажа с планировкой в виде квадрата. Форма двух сопряженных окружностей и цилиндрические стены стала окончательным вариантом в 1922 году, хотя до этого разрабатывались и овальные, и даже яйцеобразные здания.




Стоит отметить, что к началу строительства здания в Кривоарбатском переулке, дом 10 приступили в тот период, когда в стране подходила к концу эпоха НЭПа и вместо частных строений в Советском Союзе больше строили так называемые дома-коммуны.





Опустим вопрос, каким образом Мельников смог как частный застройщик получить землю под строительство индивидуального дома в самом центре столицы, хотя заслуги его тогда были весьма внушительными: это и признание его архитектурного таланта в стране и за рубежом; и участие в проектировании саркофага для мавзолея Ленина; и, к тому же, придание новострою статуса экспериментального дома для дальнейшего применения в массовом строительстве.


















Начало строительства и архитектура


Утвердили проект лишь к началу лета 1927, но и в процессе возведения Мельников продолжал прорабатывать внутреннюю планировку.






Стены жилища с устроенными двумястами шестиугольными окнами возводили при помощи особой кладки, которую разработал сам Константин Степанович. Это новшество позволило не использовать в конструкции несущие столбы, а также стабилизационные перемычки. В дальнейшем, часть разработок, которые были применены при строительстве этого дома в Кривоарбатском переулке, 10, архитектор запатентовал как изобретения и использовал в других своих проектах.




Стены дома Мельникова сложены из красного кирпича в виде ажурного сетчатого каркаса. Кладка проводилась с четким сдвигом как вдоль стены, так и поперек нее, следствием чего стало возможным устроить на плоскостях порядка 100-200 оконных проемов (точное их количество так до сих пор и неизвестно, т.к. часть из них в процессе эксплуатации здания была заложена и к настоящему времени их осталось всего чуть более 60, причем, вместе с нишами).



Многие специалисты считают, что при проектировании конструкции здания Константин Мельников использовал и наработки инженера Владимира Григорьевича Шухова, с которым тогда тесно сотрудничал.


Преимущества цилиндрической формы зданий Мельников аргументировал экономией материалов, приводя при этом геометрические расчеты.

Планировка дома-мастерской Мельникова и его история



Главный фасад возведенного дома выходил в Кривоарбатский переулок.


В усеченной части меньшего цилиндра был устроен единственный вход в это жилище, с двух сторон от которого располагаются большие окна обычной прямоугольной формы. На втором уровне, во всю его высоту, установлено огромное по размерам окно-экран над которым имеется надпись: «Константин Мельников Архитектор».









На боковых плоскостях переднего цилиндра находится всего несколько оконных проемов шестигранной формы.







В фасадной части другого цилиндра окон-шестигранников 57, которые своим видом образуют некий пятиярусный орнамент. Оконные переплеты имеют три разных вида, соответственно, на первом, втором и четвертом, третьем и пятом уровнях.












Внутреннее пространство дома было хорошо организовано, несмотря на его необычные формы.

На первом этаже, включающем оба цилиндра, располагались передняя (6,3 квадратных метра), столовая (17), небольшая кухня (7) с устроенной вентиляцией, санузел, ванная, две детские (по 4,5), гардеробная (11), рабочая комната для жены архитектора (5,4) и коридор (11,7).







На втором этаже находились парадная гостиная (50), единственная спальня в доме (43), причем, для всех членов семьи сразу.

На третьем этаже была устроена мастерская Мельникова (50) с выходом на террасу.













Современники по-разному оценивали это архитектурное творение: некоторые критиковали, некоторые восхищались. Но несмотря ни на что, к дому Мельникова стали часто приходить простые люди, а в гости к хозяевам заглядывали известные личности.


Так, здесь побывал Игорь Эммануилович Грабарь, который, по его признанию, был восхищен увиденным, и даже поймал себя на мысли, что хотел бы пожить в таких условиях.

К сожалению, здание сегодня находится в неудовлетворительном состоянии. Не закончилась еще история с определением собственников, что негативно сказывается на сохранении этой уникальной постройки.

Дом Мельникова по адресу Кривоарбатский переулок, 10 трудно отнести к какому-то одному архитектурному стилю, хотя некоторые специалисты определяют его как конструктивизм или функционализм. Сам автор утверждал, что его творение не принадлежит ни к какому из известных архитектурных направлений.









источник

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments