?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дом Мельникова


Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, 10, Москва


Дом архитектора Константина Степановича Мельникова, расположенный в Кривоарбатском переулке, 10, является одноквартирным жилым зданием и по праву считается самым известным образцом советского авангарда не только в стране, но и в мире.




Фото отсюда


Строился дом в период с 1927 по 1929 годы. Проект строения выполнен с использованием новаторских конструктивных архитектурных решений, продуманным устройством внутреннего объема, функциональной и эргономичной распланировкой внутренних площадей.








Идея о строительстве собственного дома-мастерской возникла у Мельникова уже в годы учебы в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества». На первых порах, когда появилась такая возможность, архитектор посчитал, что лучше купить уже готовое здание и перестроить его согласно своим видениям будущего жилища.







Об изменениях архитектурной концепции будущего дома Константина Степановича можно судить по сохранившимся в архивах документах, датированных 1916-1917 годами. В частности, там имеются планы перестройки каменного особняка в стиле неоклассики, к которой был склонен архитектор под влиянием своего учителя Ивана Владиславовича Жолтовского.





Кардинально меняется видение архитектурной составляющей собственного дома в начале 1920-х годов, когда Мельников набросал эскизы будущей постройки, но уже выполненные в новаторском стиле.

Теперь архитектор решил возвести не просто жилой дом, а дом-мастерскую, где должны были органично разместиться, в его видение, бытовая и рабочая пространственные зоны.






Первоначально дом Мельникова планировалось строить в два этажа с планировкой в виде квадрата. Форма двух сопряженных окружностей и цилиндрические стены стала окончательным вариантом в 1922 году, хотя до этого разрабатывались и овальные, и даже яйцеобразные здания.




Стоит отметить, что к началу строительства здания в Кривоарбатском переулке, дом 10 приступили в тот период, когда в стране подходила к концу эпоха НЭПа и вместо частных строений в Советском Союзе больше строили так называемые дома-коммуны.





Опустим вопрос, каким образом Мельников смог как частный застройщик получить землю под строительство индивидуального дома в самом центре столицы, хотя заслуги его тогда были весьма внушительными: это и признание его архитектурного таланта в стране и за рубежом; и участие в проектировании саркофага для мавзолея Ленина; и, к тому же, придание новострою статуса экспериментального дома для дальнейшего применения в массовом строительстве.


















Начало строительства и архитектура


Утвердили проект лишь к началу лета 1927, но и в процессе возведения Мельников продолжал прорабатывать внутреннюю планировку.






Стены жилища с устроенными двумястами шестиугольными окнами возводили при помощи особой кладки, которую разработал сам Константин Степанович. Это новшество позволило не использовать в конструкции несущие столбы, а также стабилизационные перемычки. В дальнейшем, часть разработок, которые были применены при строительстве этого дома в Кривоарбатском переулке, 10, архитектор запатентовал как изобретения и использовал в других своих проектах.




Стены дома Мельникова сложены из красного кирпича в виде ажурного сетчатого каркаса. Кладка проводилась с четким сдвигом как вдоль стены, так и поперек нее, следствием чего стало возможным устроить на плоскостях порядка 100-200 оконных проемов (точное их количество так до сих пор и неизвестно, т.к. часть из них в процессе эксплуатации здания была заложена и к настоящему времени их осталось всего чуть более 60, причем, вместе с нишами).



Многие специалисты считают, что при проектировании конструкции здания Константин Мельников использовал и наработки инженера Владимира Григорьевича Шухова, с которым тогда тесно сотрудничал.


Преимущества цилиндрической формы зданий Мельников аргументировал экономией материалов, приводя при этом геометрические расчеты.

Планировка дома-мастерской Мельникова и его история



Главный фасад возведенного дома выходил в Кривоарбатский переулок.


В усеченной части меньшего цилиндра был устроен единственный вход в это жилище, с двух сторон от которого располагаются большие окна обычной прямоугольной формы. На втором уровне, во всю его высоту, установлено огромное по размерам окно-экран над которым имеется надпись: «Константин Мельников Архитектор».









На боковых плоскостях переднего цилиндра находится всего несколько оконных проемов шестигранной формы.







В фасадной части другого цилиндра окон-шестигранников 57, которые своим видом образуют некий пятиярусный орнамент. Оконные переплеты имеют три разных вида, соответственно, на первом, втором и четвертом, третьем и пятом уровнях.












Внутреннее пространство дома было хорошо организовано, несмотря на его необычные формы.

На первом этаже, включающем оба цилиндра, располагались передняя (6,3 квадратных метра), столовая (17), небольшая кухня (7) с устроенной вентиляцией, санузел, ванная, две детские (по 4,5), гардеробная (11), рабочая комната для жены архитектора (5,4) и коридор (11,7).







На втором этаже находились парадная гостиная (50), единственная спальня в доме (43), причем, для всех членов семьи сразу.

На третьем этаже была устроена мастерская Мельникова (50) с выходом на террасу.













Современники по-разному оценивали это архитектурное творение: некоторые критиковали, некоторые восхищались. Но несмотря ни на что, к дому Мельникова стали часто приходить простые люди, а в гости к хозяевам заглядывали известные личности.


Так, здесь побывал Игорь Эммануилович Грабарь, который, по его признанию, был восхищен увиденным, и даже поймал себя на мысли, что хотел бы пожить в таких условиях.

К сожалению, здание сегодня находится в неудовлетворительном состоянии. Не закончилась еще история с определением собственников, что негативно сказывается на сохранении этой уникальной постройки.

Дом Мельникова по адресу Кривоарбатский переулок, 10 трудно отнести к какому-то одному архитектурному стилю, хотя некоторые специалисты определяют его как конструктивизм или функционализм. Сам автор утверждал, что его творение не принадлежит ни к какому из известных архитектурных направлений.









источник

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
rudy_ogon
Apr. 19th, 2018 06:56 pm (UTC)
Уёбище... Консервная банка.
vladimirtan
Apr. 19th, 2018 06:57 pm (UTC)
"Черный квадрат"
livejournal
Apr. 19th, 2018 08:30 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
vladimirtan
Apr. 20th, 2018 05:53 am (UTC)
спасибо, livejournal!
q_w_z
Apr. 19th, 2018 09:02 pm (UTC)
Жолтовский не был учителем Мельникова.

Мельников всего лишь, в числе десятков других посещал неформальные семинары-беседы Жолтовского в период их работы в одной мастерской.
vladimirtan
Apr. 20th, 2018 05:55 am (UTC)
Спасибо за уточнение!
pan_baklazhan
Apr. 19th, 2018 09:49 pm (UTC)
Очень интересно!
Надо же - "по праву считается самым известным образцом советского авангарда не только в стране, но и в мире" - а впервые узнал, и думаю, я не один такой.
vladimirtan
Apr. 20th, 2018 05:56 am (UTC)
Сам в их числе...
bobrov_58
Apr. 20th, 2018 02:03 am (UTC)
Яркий пример ущербности конструктивизма и как стиля и как идеологии. Спальни-детские по 4,5 м2 это ж как надо детей ненавидеть.
vladimirtan
Apr. 20th, 2018 05:51 am (UTC)
Полностью согласен.
ser_stepanov
Apr. 20th, 2018 01:24 pm (UTC)
Спальня была общая 43 кв. м., разделенная на зоны небольшими стенами-ширмами. Дверей между зонами не было.
Принцип Мельникова, что в спальне должно быть много свежего воздуха.
А 4,5 метровая были детская комната для игр.
Даже сейчас это очень круто, ведь при Хрущеве кухни были чуть более 4 кв. метров.
bobrov_58
Apr. 20th, 2018 04:00 pm (UTC)
Общая спальня это достоинство? Странные у вас и у Мельникова представления об интимности.
Хрущёвские нормы как раз и были логическим продолжением идеологии конструктивизма. Гигиеничные стойла для рабочего скота. Без надежды на какие-то улучшения. Хоть ты как работай, а все равно больше сначала 6 м/чел, позже 9 м/чел, получить не сможешь.
Архитектурный троцкизм = конструктивизм.
Гала Эйснер
Sep. 21st, 2018 02:05 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Спасибо за рассказ о доме и его создателе. Очень интересно. "Удобно-не удобно"-не вы же в ответе), претензии к архитектору. Самой жить постоянно в таком доме вряд ли бы захотелось, может быть всего несколько дней), но как архитектурный поиск, здание безусловно интересно! В домах Гауди тоже не шибко удобно). Стоит сохранить, здание и сейчас смотрится современно и необычно. К тому же Мельников поселил в этом доме себя и семью, а не заставлял кого-то там жить. Жаль, если этот объект будет утрачен(...хотя бы даже как зримый образ спорного, но яркого архитектурного воплощения, поисков и ошибок, которые совершает архитектор как личность и вся архитектура в целом. Ещё раз спасибо за статью и особенно за разрез дома, стало понятно, как там всё было устроено.
vladimirtan
Sep. 21st, 2018 04:07 pm (UTC)
Re: Спасибо, очень интересно!
Спасибо за проявленный интерес! Дом, конечно. особенно ценен уже тем, что он самый известный...
( 14 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel