Среди всех неопознанных снимков Прокудина-Горского самым интригующим является фото неизвестного медресе в Бухаре, разгадать которое пытаются уже 10 лет! Это кажется совершенно невероятным: есть несколько фотографий ярчайшего архитектурного памятника, который существовал ещё в начале 20 века, и ни один краевед, ни один местный музейный работник не знает, что именно на них запечатлено и где это находилось.
Моя прежняя версия заключалась в том, что это несохранившееся медресе Мулло Мухаммад-Шариф в квартале Гозиён, однако найти подтверждения ей так и не удалось.
И, вот, кажется, разгадка наконец найдена!
Сегодня получил письмо от уже известного читателям бухарского краеведа Рахмата Шарифова, которому, в свою очередь, написал человек по имени Russo Damini:
Цитата:
"Рахматилло ака, огромное Вам и другим историкам и краеведам СПАСИБО и низкий поклон за Вашу проделанную работу. Буквально вчера, случайно, набрел на вашу страничку о Бухаре и ее архитектуре и впоследствии перешел на блог Oldcolor, где очень заинтересовала фотография неопознанного строения медресе из поста "Самое загадочое медресе Бухары: новая версия" И я, как диванный историк, ринулся искать информацию о этом объекте. Спешу обрадовать, что название этого медресе, я случайно обнаружил в труде Ole Olufson под названием "The emir of Bokhara and his country; journeys and studies in Bokhara" в главе 16, разделе Towns на стр. 522 , но на 99% уверен, что в данном тексте идет именно об этой постройке. Вот что пишет Olufsen - "Further may be mentioned the small fine Medresse-i-Topshi Bashi with a porch adorned with stalactites and magnificent small minarets on each wing of the front." Отсюда понятно, что название медресе Medresse i Topshi Bashi, поискав немного информации, нашел одно упоминание о Топши Баши, это может быть связано с Кулибеком Топши баши из знатного рода (из Википедии)".
Для тех, кто плохо владеет английским, переведу ключеву фразу из книги Олуфсона: "Далее может быть упомянута небольшое изящное медресе Топчи-Баши, с украшенным сталактидами порталом и чудесными небольшими минаретами на каждом из крыльев фасада".
Тут надо сказать, что из сотен известных мечетей и медресе Старой Бухары под это описание не подходит практически ничего, они все имели любом массивные башни-гульдасты по краям фасада, либо одиночный минарет.
С другой стороны, мы совершенно точно знаем, что Прокудин-Горский снимал медресе Топчи-Баши, ведь в списке Хантингтона есть "вакантная" подпись "Мечеть Топ-Чабаш". При этом в русских дореволюционных источниках писали обычно именно "топчибаш", а не "топчибаши", так что на слух наш Сергей Михайлович записал это название почти точно.
Осталось теперь только показать на карте, где находился этот утраченный памятник архитектуры.
На плане Парфёнова он обозначен цифрой 494. Совсем рядом под номером 497 значится уцелевшее до сего дня медресе Саида Камал-бия (Абдурассула Карванбаши).
Сопоставим со спутниковым снимком:
Увы, окончательно подтвердить правильность данной версии пока нет возможности. Ни одного подписанного снимка с видом мечети Топчи-баши пока не найдено. Скорее всего, она была сильно повреждена при штурме 1920 г. и затем разобрана.
На аэроснимке 1929 г. на месте Топчи-Баши уже ничего нет, расчищена широкая полоса в городской застройке под улицу Ленина (ныне ул. Бахауддина Накшбанди).
Есть ещё вопрос, на какую сторону света выходило фасадом запечатлённое Прокудиным-Горским медресе. Специалисты по солнечному освещению определили, что оно смотрит на Юго-Запад. Однако по плану Парфёнова придётся выбирать между Западом и Югом. Соседнее медресе Саида Камала обращено фасадом на Запад.