galik_123 (galik_123) wrote in arch_heritage,
galik_123
galik_123
arch_heritage

Categories:

Усадьба Воробьёво



Многие любители архитектурного стиля модерн уже побывали в усадьбе С.П. Фёдорова в Воробьёве, где сохранился усадебный дом и большой пейзажный парк. Но ведь хочется увидеть всё своими глазами, поэтому было принято решение заехать в санаторий Воробьёво, на территории которого и находится оригинальный двухэтажный особняк.

1. К сожалению, никаких изменений в лучшую сторону с домом не произошло, он продолжает разрушаться. И даже более того, музей уже давно закрыт, и внутри запустение, что можно увидеть, заглянув в окна. Но сохранилось всё же очарование заброшенной усадьбы и романтика старого парка.
Сразу отмечу, что доктор искусствоведения Мария Владимировна Нащокина, специалист по московскому модерну, считает автором проекта Льва Кекушева. В своих научных публикациях о московском модерне она убедительно связывает проект этого дома с творчеством Л.Н. Кекушева.




2. Действительно, в архитектуре дома много типично "кекушевских" элементов и много совпадений с московскими постройками, например с особняком Кекушева на Остоженке. По-видимому, шведский инженер-строитель Гуннар Свенсон только руководил строительством по просьбе владельца усадьбы.




Сначала несколько слов о достойнейшем человеке, с чьим именем связано возникновение этого архитектурного шедевра - выдающемся хирурге, основоположнике отечественной урологии Сергее Петровиче Фёдорове.


Сергей Петрович Фёдоров в рабочем кабинете Императорской военно-медицинской академии. Фото из интернета

"Знаменитый хирург Сергей Петрович Фёдоров (1869–1936) был настолько талантлив, что ему даже не завидовали. Он разрабатывал новые методы диагностики, новые виды хирургических вмешательств и новые варианты общего обезболивания, оставляя местную анестезию «любителям оперировать в новокаиновом болоте». Он конструировал новые хирургические инструменты и регулярно вывозил из Германии медицинские аппараты, чтобы использовать их в своей клинике. Современники утверждали, что у него «легкая рука», и поражались изяществу, с каким он без спешки и без лишних движений, но непредвиденно быстро и бескровно выполнял операции. Его считали одним из основоположников урологии и брюшной хирургии, нейрохирургии и анестезиологии в Российской империи и в СССР.
Во время Первой мировой войны он постоянно находился при императоре, сопровождая его при каждом выезде из Петрограда. Лейб-хирургу и лечащему врачу цесаревича Алексея неизбежно приходилось вступать в противоречие с духовным наставником императрицы Г.Е. Распутиным.
В последний вечер своего царствования, 2 марта 1917 года, Николай II долго обсуждал с Федоровым перспективы жизни и здоровья наследника. Лишь после категорического утверждения лейб-хирурга о неизлечимой болезни цесаревича император отрекся от престола и за себя, и за сына.
Февральскую революцию Федоров воспринял без воодушевления, проявленного тогда радикально настроенной интеллигенцией, но все-таки с надеждой на перемены к лучшему. Как расценивал он дальнейшие события в стране и где находился во время октябрьского переворота (в Петрограде или за границей, в Москве или в своем имении), неизвестно. Формально он значился в отпуске по болезни с июня 1917 по январь 1918 года, а затем вновь приступил к исполнению повседневных обязанностей.
На протяжении последующих трех лет немалая часть его друзей и сослуживцев, пациентов и просто знакомых бежала в Западную Европу. Однако он не допускал и мысли о том, чтобы навсегда покинуть пределы своего государства. Такое решение определялось не только запечатлением в его памяти событий детства и юности, но также уверенностью в том, что врачи его уровня останутся востребованными при любом социальном устройстве. Кроме того, он отчетливо сознавал, что за границей он никогда не станет первым среди равных, никогда не займет того положения, которое принадлежало ему в Российской империи и потом в РСФСР. Федоров же был достаточно честолюбив и предпочитал, подобно Юлию Цезарю, быть первым в деревне, чем вторым в Риме."
Виктор Тополянский. Лейб-хирург последнего императора


3. В октябре 2006 года в здании усадьбы был открыт "Дом-музей Фёдорова С.П.", проводились экскурсии, но сейчас он почему-то уже закрыт.




Наверное, в интерьерах особняка ощущались рука и художественный вкус Евгении Николаевны Коншиной - невесты, а с 1899 года жены Сергея Петровича, происходившей из семьи крупнейших российских текстильных фабрикантов Коншиных. Евгения Николаевна обучалась живописи в Москве и в Париже, имела свой художественный салон и прекрасно знала тогдашние новейшие московские архитектурные веяния. Особняк в Воробьёво стал подарком Сергея Петровича жене.




4. Петербургский хирург С.П. Федоров приобрел земли в Калужской губернии в 1897 году, и год спустя начал строительные работы, которые были закончены к 1904 году. В этом же году на его средства были построены амбулатория для крестьян и церковноприходская школа, в которой до сих пор учится местная детвора.
А теперь давайте рассмотрим подробнее архитектурные детали особняка в стиле модерн. Наиболее эффектный фасад обращён к реке Суходрев.




5. Угловая башенка с окнами-бойницами выглядит как типичный элемент московского модерна. Обратите внимание на деревянные кронштейны.




6. Дверь главного фасада асимметрично оформлена необычной колонной.




7. Плавные линии модерна завораживают.




8. Замысловатой формы колонна у двери отсылает нас к постройкам Кекушева.




9. Помните угловую колонну особняка Кекушева в Глазовском переулке.




10. Капитель угловой колонки у двери особняка Фёдорова - крупным планом.




11. На фасадных плоскостях дома удачно сочетаются различные приёмы отделки и фактуры: гладкие поверхности, оштукатуренные участки "под шубу", ковка по металлу, дерево. Формируют образ и окна самых разных форм: овальные, арочные, прямоугольные, ступенчатые и узкие, наподобие бойниц.




12.




13. На главном фасаде особенно эффектны огромное овальное окно с мелкой расстекловкой и входная дверь.




14. Ещё одно окно на главном фасаде.




15.




16. И другие фасады этого причудливого двухэтажного особняка с мансардой индивидуальны. Его объёмная композиция усложнена угловой башней, террасами, балконами, выступами и крыльцами. На фото - правый фасад с большой террасой.




17. Из дерева выполнены фигурные кронштейны кровли, ограждения балконов, оформление козырьков.




18.




19. В стиле мансарды с этой стороны, её линиях и элементах чувствуется что-то восточное.




20.




21.




22. Большая каменная терраса с крыльцом кажется необыкновенно уютной.




23. Ещё одно угловое крыльцо с плавными линиями модерна.




24.




25. Задний фасад, обращённый в парк, тоже очень интересен.




26. Мансарда с оригинальными элементами оформления.




27. На заднем фасаде сохранилась мемориальная доска доктору С.П. Фёдорову.




28. Ах, эти окна в голубом...




29. Левый боковой фасад выглядит попроще.




30. Вот такое деревянное ограждение углового балкона.




31. В усадьбе Воробьево были большой плодовый сад, оранжерея, парк с прудами. Парк был распланирован на плато и на склоне к реке Суходрев. Здесь росли лиственницы, кедры, пихты, туи, голубые ели, грабы, ясени. Были посажены сиреневая и розовая аллеи. Для реки прорыли новое русло - ближе к дому, плотиной образовали пруд, на берегах которого устроили лодочную станцию и две купальни.




32. После революции в разные годы в бывшем имении размещались совхоз-коммуна, дом отдыха ВЦСПС, в годы войны - госпиталь. С 1945 года и до сих пор на территории бывшей усадьбы располагается санаторий "Воробьево", на балансе которого и находится особняк Фёдорова. Этот рисунок реконструирован по фотографии из бывшего музея.




33. Cуровой зимой 1939-40 года вымерз сад и часть деревьев в парке. В 1950–80-х годах была вырублена четверть бора и парка.




34. Спуск от дома Федорова вниз по парковой лестнице ведёт к прудам.




35.




36. Территория этой части парка сейчас находится в совершенно запущенном состоянии, тем не менее очень живописна.




37.




38. Пруды разделеы между собой небольшой плотиной или водосбросом, над которым устроен мостик.




39.




40.




41.




42. Неужели мы потеряем и этот памятник архитектуры?!



Источники информации: magazines.russ.ru, mosjour.ru, nataturka.ru

Tags: Калужская область, модерн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments