В выставочном зале "Новый Манеж" музей, которого нет, отмечает 100-летний юбилей. Выставка "Музей и театр. 100 лет вместе (1918-2018)" - настоящий подарок для театралов, поклонников Большого театра и всех интересующихся историей театра и искусства. Это первая масштабная выставка коллекций Музея Государственного академического Большого театра, у которого нет своего здания. Многие экспонаты представлены впервые.
Но сначала - несколько слов о здании, в котором расположен Новый Манеж. К началу 1880 годов перед управлением Москвы встала необходимость введения в строй электростанции, которая освещала бы центр города - Красную площадь и Большой Каменный мост. Городская дума совместно с "Обществом электрического освещения 1886 года" заказала строительство здания архитектору Владимиру Шеру, который принял решение разместить электростанцию на территории бывшего женского Георгиевского монастыря XV века, разрушенного при пожаре 1812 года. В XVIII веке у стен главного собора были захоронены Троекуровы, Стрешневы, генерал-фельдмаршал Александр Бутурлин, учитель Петра I - дьяк Никита Зотов и другие.
Владимир Шер спроектировал краснокирпичное здание электростанции в стиле эклектики. Фасад имеет трёхчастную симметрично-осевую композицию, которая подчёркнута порталами ворот и угловыми ризалитами. Электростанция открылась в 1888 году, её первоначальное оборудование состояло из четырёх паровых машин и шести котлов, а предельная мощность составила 2000 лошадиных сил. Станция обслуживала 800 абонентов, а также обеспечивала уличное освещение центра города.
В 1896 году во время празднования восшествия на престол Николая II, мощности Георгиевской электростанции не хватило для поддержания праздничной иллюминации. По этой причине городские власти были вынуждены поставлять электричество из частной электростанции Веры Фирсановой - владелицы Сандуновских бань. Инцидент показал необходимость постройки более мощной городской электростанции, которую было решено разместить на Раушской набережной. После введения её в эксплуатацию в 1897 году, Георгиевскую электростанцию закрыли за ненадобностью. В 1908 году здание было впервые использовано в качестве выставочного пространства для размещения II Всероссийского электротехнического съезда, на котором Попов представил проект первого радио.
В 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей-такси престижной марки Рено и Фиат. Здание на углу Георгиевского переулка и Большой Дмитровки оказалось самым подходящим для первого столичного таксопарка. В это же время здание получило название "Малый Манеж". В последующие годы в нём также размещалась станция технического обслуживания правительственных автомобилей.
Сейчас общая площадь отреставрированных залов составила 1200 м², а Новый Манеж стал одним из крупнейших выставочных залов Европы. Вот в этом здании и проходит выставка "Музей и театр. 100 лет вместе". История музея Большого театра началась в 1918 году с организации коллекции, основанной на архивах Императорского театра. Сегодня в музейных фондах насчитывается более 100000 единиц хранения.
О выставке могу сказать только несколько слов, так как фотографировать категорически нельзя и за этим очень строго следят. Выставка сформирована по хронологическому принципу с показом документальных фильмов, слад-шоу, по всей выставке звучит музыка. Большая часть экспозиции рассказывает о том, как сценические предметы становятся музейными раритетами: макеты декораций, предметы бутафории, театральная обувь, головные уборы, гримировальные принадлежности известных исполнителей.
В исторической части можно увидеть 120 костюмов артистов оперы и балета, самый старинный из которых XVIII века, портрет Федора Шаляпина в заглавной партии в опере "Демон", выполненный Александром Головиным. Этот раритет был недавно отреставрирован. Дебют Шаляпина в этой партии состоялся как раз на сцене Большого.
Александр Головин. Портрет Федора Шаляпина в партии Демона
в одноименной опере А. Рубинштейна, 1906
Среди других реликвий - гримировальный столик Шаляпина, ларец с бутафорскими украшениями Марии Максаковой, веера, принадлежавшие Марии Тальони и Анне Павловой.
Ларец Марии Максаковой.
В Новом манеже представлены очень впечатляющие эскизы костюмов и декораций к опере "Снегурочка" Н. Римского-Корсакова, выполненные Борисом Григорьевым. Постановка не была осуществлена, но эскизов осталось очень много.
Борис Григорьев. Эскиз декорации к опере "Снегурочка" (неосуществленная постановка), 1920
К юбилею Музей подготовил уникальное издание: первую подробную публикацию о его коллекции. Четырнадцать разделов, посвященных четырнадцати фондам и наиболее интересным экспонатам, представляют богатую коллекцию Музея.
Григорий Пожидаев. Эскизы костюмов к балету "Маска красной смерти" (неосуществленная постановка)
Выставка будет работать в Новом Манеже до 10 марта 2019 года и открыта для посещения со вторника по воскресенье с 12.00 до 21.00.
Источники информации: Новый Манеж , Выставка к 100-летию Музея Большого театра , На светлой стороне: как развивалась энергетика Москвы