Колотун-Бабай (v_murza) wrote in arch_heritage,
Колотун-Бабай
v_murza
arch_heritage

Categories:

Русско-финский архитектор Иван Кудрявцев (1904-1995)



ЕГО ГЛАВНУЮ ПОСТРОЙКУ В ПЕТЕРБУРГЕ СНЕСЛИ В ПРОШЛОМ ГОДУ
Купол церкви православной
Бледным золотом блистает
Над туманным финским лесом...
(© Вадим Гарднер, 1932)

Есть много причин писать о Финляндии в радостных тонах и четырехстопным хореем, размером «Калевалы». И одна из них — ностальгия. Здесь находишь уголки, схожие до степени смешения со стародавней, утраченной Россией. Центр Хельсинки — застывший во времени блестящий Петербург своего золотого века, первой трети XIX столетия.
Ильинское кладбище — концентрат российской истории. На надгробиях под православными крестами причудливо смешались русские, финские, шведские и еврейские фамилии, а рядом очаровательная белоснежная церквушка в псково-новгородском стиле.
За нее мы должны быть благодарными соотечественнику Ивану Николаевичу Кудрявцеву, 115-летие которого исполнится через несколько дней.

Ильинское православное кладбище г. Хельсинки

Русский и финский архитектор, историк архитектуры и педагог Иван Кудрявцев родился 31 марта (13) апреля 1904 г. в Санкт-Петербурге. Его отец — Николай Галактионович Кудрявцев (1856-1941), инженер-строитель и архитектор. В семье было 8 детей, пятеро детей от второго брака на фотографии ниже. Иван — самый младший справа.

Владимир, Михаил, Евгения, Андрей и Иван Кудрявцевы

Кудрявцевы — династия зодчих, основанная плотником Андреем Минеевичем Кудрявцевым (1768–1865). От деда Галактиона Андреевича (1802–1867), крупного стройподрядчика, приписанного к г. Вильманстранду (Лаппеенранта) Великого княжества Финляндского, семья сохраняла финское подданство, но проживала в Петербурге. После революции семья переехала в собственный дом рядом с городом Луга.

В 1923 г. Иван Николаевич поступил во 2-й Политехнический институт в Петрограде, но тут же был исключен из-за своего происхождения, как «сын помещика». Учеба в Географическом институте также оказалась невозможной из-за финляндского подданства. Лишь дополнительный набор в Архитектурном институте (б. Академии Художеств) дал возможность поступить туда. Окончив три курса и сдав экзамены за четвертый экстерном, Иван Николаевич показал блестящие результаты во время учебы. Еще за два с половиной года он оканчивает также Архитектурный факультет Академии Художеств (1928 г.).
В 1928-1937 гг. работает в Ленинграде по проектированию общественных зданий, принимает участие в архитектурных экспедициях, зарисовывая и делая обмеры архитектурных памятников и древних храмов Кавказа, многим из которых тогда грозило уничтожение.
В 1937 г. был арестован по делу профессора А.К. Кампе и подвергнут полугодичному заключению в одиночке на Шпалерной ул. После освобождения продолжал работу в Ленинграде по строительству зданий первых АТС и узлов связи.

В 1938 г. был выслан в Финляндию, как подданный этой страны. Поселился в Хельсинки, куда вскоре переехала семья. Первое время работал подмастерьем маляра на окраске домов. Позже устроился проектировщиком в архитектурное бюро Пауля Бумана. В годы войны (1939-1945) работа бюро была прервана. Иван Николаевич трудится на фарфоровой фабрике «Арабия», принимает участие в строительстве военных укреплений. После войны возвращается к работе в фирме «Пауль Буман», а также принимает активное участие в жизни русской общины.
В 1961 г. избирается директором фирмы «Пауль Буман». В 1960-1970-х гг., помимо напряженного труда в Финляндии, совершил около двадцати путешествий для изучения памятников архитектуры Скандинавии, Средней и Южной Европы.
Был Иван Николаевич Кудрявцев подвижником православия и русской культуры в Суоми. Главным направлением его творчества стало проектирование и строительство православных церквей (на общественных началах). Вот три его главных храма, построенных в неорусском стиле, обращенном к зодчеству древнего Новгорода и Пскова.

Церковь св. Пророка Илии на православном кладбище Хельсинки
Была возведена в 1951-1954 гг.

Открытие Ильинской церкви в 1953 г. после малого освящения. На фото члены Комитета по церковному строительству, И.Н. Кудрявцев — второй справа (источник)

Дубовый резной иконостас храма изготовил Илья Васильевич Репин, племянник художника по рисунку И.Н. Кудрявцева. Образа были написаны в Париже членами общества «Икона» — княжной Е.С. Львовой, Г.В. Морозовым и Н.И. Исцеленовым.


Скульптор-керамист М.Н. Шилкин безвозмездно исполнил пять рельефов для фасада церкви.

Керамический крест работы М.Н. Шилкина, источник

Так выглядит церковь в наши дни.


Спасо-Преображенский собор на Новом Валааме в Хейнявеси
Он на фото в заголовке поста, ниже еще несколько авторских снимков. Закладка храма была проведена 7 октября 1975 г., а 5 июня 1977 г. в неделю Всех святых храм был освящен архиепископом Карельским и всея Финляндии Павлом.
В своих воспоминаниях Кудрявцев писал, что отсутствие средств вынудило отказаться от симметричного нынешнему левому правого крыла, где планировалось разместить монастырскую ризницу, а также от стенных росписей.




На решение церкви в качестве однокупольной постройки повлияло то, что в запасниках монастыря хранилось в разобранном виде огромное бронзовое паникадило весом 850 кг. из Спасо-Преображенского собора на старом Валааме, подарок Императора Александра II. Новая церковь должна была вместить это чудо литейного искусства.


Трехъярусный иконостас главного придела украшен резьбой. Царские врата и часть образов происходят из старого Валаама. Новые иконы написал талантливый иконописец Петрос Ивао Сасаки, «финский православный японец» .


В особом киоте хранится главная святыня Финляндской Православной Церкви – чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая была привезена в конце XIV в. прп. Арсением Коневским с Афона. Икона — двухстороннего письма, на ее обратной стороне изображен Нерукотворный Спас.


В нише на северном фасаде храма находится мозаичная икона прпп. Сергия и Германа Валаамских работы финского художника Юрия Митрошина. В руках святых — макет нового храма.


Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Ярвенпяя
Строилась с 1977 по 1979 гг., освящена в 1980 г. В этом храме мне побывать не удалось, привожу снимок из сети.


Роспись Казанской церкви выполнил тот же Юрий Митрошин.

Интерьер церкви в Ярвенпяя, утащено отсюда

В 1979 г. И.Н. Кудрявцев вышел на пенсию и посвятил себя общественным обязанностям, связанным с Русским благотворительным обществом в Финляндии, Гельсингфорсским православным приходом и частными православными общинами. Благодаря своему авторитету он становится к этому времени и воспринимается многими, как «староста» всей русской общины в стране.

И.Н. Кудрявцев. Май 1989 г., источник

Усердием Ивана Николаевича и по его инициативе в 1984-1989 гг. в Хельсинки возводится новое здание Русского старческого дома при Русском благотворительном обществе с храмом св. Елены, где многие пожилые члены русской общины нашли себе достойный приют и уход.
Скончался И.Н. Кудрявцев 13 августа 1995 г. и был похоронен в семейной могиле на Ильинском православном кладбище в Хельсинки, неподалеку от выстроенного им храма.

КАК БЫЛО УНИЧТОЖЕНО ЗДАНИЕ «ГИПРОСВЯЗИ» В ПЕТЕРБУРГЕ
Теперь о грустном. Похоже, единственной достоверной постройкой И.Н. Кудрявцева в Ленинграде являлось здание Красноармейского телефонного узла (1935-1936 гг.) по адресу Малодетскосельский пр., д. 40, переданное позже институту «Гипросвязь».
В литературе упоминаются еще Василеостровская АТС и жилые дома при Выборгской АТС. Мне обнаружить их следов не удалось, буду очень рад, если они сохранились и весьма благодарен за любую подсказку.
Я прекрасно помню это небольшое, но какое-то гармоничное и уютное здание, оно было смещено вглубь от красной линии, и перед ним существовал крохотный сквер. Вот фотография его главного корпуса из Citywalls.


Был еще один корпус, ориентированный вглубь двора, на его крыше стояла высокая мачтовая антенна.
Теперь ничего этого нет.


Зданию «Гипросвязи» была посвящена целая статья в сообществе arch_heritage. Композиция его лицевого фасада несет яркие отпечатки своей эпохи и иллюстрирует переход от конструктивистского авангарда к сталинскому классицизму. Есть здесь и элементы ренессанса: ярусная структура, опоясывающие здание карнизы, рустовка первых двух этажей. А посмотрите, каким интересным было оформление окон. На фасаде здания целых пять вариантов решения — нижний ряд окон утоплен в нишах, в межоконных пространствах сформированы подобия пилястр. Второй ярус имеет обрамление в виде сплошных квадратных рам. Третий ряд подобен первому, но без пилястр. Окно первого яруса с замковым камнем над ним находится возле двери, а крайнее правое окно в верхнем ряду лишено декора и очерчено голой плоскостью стены.
Вот так культурная столица бережет свое архитектурное наследие (источник фото Канонер, 21.08.2018 г.)


Здесь, знамо дело, построят «элитное» жилье.


Фонтанка.РУ выяснила интересные подробности о персоналиях, стоящих за всей этой историей. Мне не хочется их даже комментировать, да и закон тут оперативно приняли соответствующий. Так что, об этих людях либо хорошо, либо ничего.

Простите нас, Иван Николаевич!

На Гугль-панораме построенный Кудрявцевым дом до сих пор еще виден.


Все материалы заимствованы из открытых источников сети, ссылки указаны в тексте.
Авторские фото разных лет.
Tags: Санкт-Петербург, Финляндия, конструктивизм, неорусский стиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments