vittasim (vittasim) wrote in arch_heritage,
vittasim
vittasim
arch_heritage

Categories:

Чуфут Кале. Гробница Джанике-ханым. Часть VI

Метрах в 20 от мечети https://vittasim.livejournal.com/263649.html  пролегает обрыв, с края которого открывается захватывающий вид на живописное ущелье Ашлама-Дере далеко внизу. Здесь же, на самом краю пропасти, возвышается центрическое восьмигранное сооружение под черепичной крышей. Со стороны привратной площади к нему пристроен резной портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой ). Погребальные сооружения такой конструкции — мавзолеи — в Крыму появились в XIV в… На крымско-татарском языке они назывались „дюрбе“, или „дурбе“. Это дюрбе - мавзолей Джанике-ханым XV в. — прекрасный образец малоазийской, так называемой «сельджукской», архитектуры. Территория, прилегающая к нему, сегодня пуста, но в прошлом тут находилось кладбище с башташами (надгробными памятниками) ордынских времен.



Джаныке-ханым (XIV-XV ст.(1437 г.) - дочь хана Тохтамыша и Тогайбек, внучка Хаджи-бека, правителя Кырк-Ора (Чуфут-кале). По линии отца Джаныке являлась чингизидкой (прямым потомком Чингисхана). Ее муж Едыгей, несмотря на знатное происхождение, и родство с чингизидкой, посредством женитьбы, претендовать на трон права не имел. Законные права на престол могли иметь лишь его дети, рожденные от Джаныке (по закону на престол могли претендовать только прямые потомки Чингизхана).Такое положение дел Едигея не устраивало, переметнувшись на сторону самаркандского правителя Тимура, заклятого врага Тохтамыша, он навлек на себя и жену гнев ее отца. Узнав о предательстве, Тохтамыш убил Тогайбек, мать Джаныке и отправился войной против зятя. В 1414 году Джаныке совершила хадж в Мекку. Это путешествие укрепило ее авторитет и влияние среди крымского населения.В 1420 г. состоялась битва Кадыр-Берды хана с Едигеем, в которой оба погибли - так одним махом Джанике лишилась мужа и младшего (в то время уже единственного) брата. С этого момента она - старшая по роду Тохтамыша, а значит первая, кто может претендовать на реальную власть в Крыму. Скорее всего, Джаныке стала правительницей кыркорского бейлика, и правила вплоть до своей кончины в 1437 г.


«Джанике-ханым» (картина Ю. Никитина, 2007)

В 1793 г. Крымский полуостров посетил академик П. С. Паллас. Осматривая древности Чуфут-Кале, он оставил следующую запись: «Виднеется мавзолей дочери хана Тохтамыша, состоящий из двух усыпальниц, одна над другой; с западной стороны он украшен изящным сводчатым портиком. Могила или мавзолей должен был быть построен для дочери Тохтамыш-хана, похищенной одним мурзой при помощи хитрости и бежавшим в эту крепость, в то время находившуюся во владении генуэзцев. Со времени этого происшествия прошло приблизительно 350 лет. Татары в то время имели много домов и мечеть в Чуфут-Кале». Основываясь на обычной для ученого точности, неоднократно продемонстрированной в своих работах, есть основания предположить, что к моменту его визита в крепость мечеть находилась в заброшенном руинированном состоянии, при этом в архитектурном плане она не выделялась из общей массы обыденных построек городища.


В 1837 году русский поэт В. А. Жуковский во время посещения Чуфут-кале в дневниковых записях сделал такие заметки, относящиеся к мавзолею: «Гробница с прекрасно сделанной надписью. Свод под ней. Прах встревожен».

Еще один знаток Крыма Е. Марков во второй половине XIX века пишет в “Очерках Крыма” : “Из ханской темницы мы зашли в ханскую гробницу… Это главнейшая примечательность Чуфута. Погребена здесь Ненекым-Ханым, дочь одного из крымских ханов, — по имени Тохтамыша. Мавзолей ее вполне сохранился, и построен в легком поэтическом стиле мавритан… Ступени проросли травою, но еще ясна арабская надпись на мраморной доске — без сомнения, стих Алкорана; склеп сверху несколько разобран, и моему нагнувшемуся любопытству предстала в глубине его старая, пузатая жаба, неподвижно распластавшаяся на том самом месте, где хан Тохтамыш думал сохранить грядущим векам дорогой ему прах…”


Дюрбе Джанике-ханым. Рисунок М. Вебеля. 1848 г.

Л.А. Бертрен (Луи де Судак) уже в 1893 году в своей книге «Путешествие по мертвым городам Крыма» тоже вспоминает дюрбе Джанике-ханым: “По дороге мы останавливаемся у мавзолея Ненкеджан-Камин, дочери Тохтамыш-хана. Где-то в XIV веке молодая княгиня была похищена и помещена в эту крепость татарским князем, имя которого не дошло до наших дней. В те времена Чуфут-Кале, называвшееся «Киркова», или «Киркиелия», было населено генуэзцами и татарами, разрушенную мечеть которых мы видим перед собой. Камни от этой мечети с их надписями можно заметить также в стенах караимских домов. Легенда, возможно правдивая, рассказывает о том, что хан Тохтамыш сам пустился в погоню за своей дочерью. Приблизившись к закрытой крепости, он с горечью увидел, как та, которую он намеревался освободить, стоя на крепостной стене, с любовью прильнула к своему похитителю. В гневе и бешенстве от душевной боли, он зарядил свою пращу и попал прямо в сердце своей дочери. Видимо, чтобы увековечить это событие, над главными воротами помещена мраморная плита, на которой можно еще различить грубое изображение пращи и двух камней внутри сердца. Могила этой несчастной княгини — самое красивое, что есть в Чуфут-Кале».


Мавзолей Джанике-ханым. Вид до ремонта начала 80-х гг. XIX в.

Время наложило отпечаток на облик Мавзолея. Ремонты и реставрация, приуроченная к посещению Крыма Александром III в 1886 году, изменили первоначальный облик дюрбе, придав ему несвойственные сельджукизму черты. Это касается главным образом входной части дюрбе, верхние элементы которой — полуциркульная арка и гладкостенное щипцовое (то есть двускатное) завершение — чужды сельджукским традициям архитектуры средневекового Крыма. Мавзолей также потерял ряд резных орнаментов. Не смотря на эти перестройки, здание настолько прочно вошло в туристический обиход, что служит наряду с кенаса чуть ли не визитной карточкой Чуфут-Кале.


Реконструкция в формах сельджукизма Е.В. Крикуна, В.И. Даниленко.

В 1940 году археолог В. Н. Бабенчиков проник в склеп под мавзолеем, стены которого выложены хорошо обтесанными и подогнанными друг к другу блоками. Среди земли и камней, которые накопились на полу усыпальницы, обнаружены разрозненные кости нескольких человеческих скелетов. Первоначальное захоронение не сохранилось


Гробница Джанике-ханым. Современный вид.

Восьмигранная форма здания заимствована из малоазиатской архитектуры, строили её мастера Востока. Сооружение под черепичной крышей, украшенное по рёбрам граней резными колонками,


Фотография из интернета.



Лицевые плоскости пилонов, несущих арку, украшены бордюром из геометрически переплетенных валиков (плетенка). Портал покоится на высоком постаменте, завершенном несложным, четкого рисунка подобием карниза.






Фотография из интернета

В боковых стенах портала устроены так называемые сельджукские ниши, украшенные трехчетвертными колонками и резными арабесковыми полукуполами.




Фотография из интернета

Парадная лестница из семи ступеней подводит к дверному проему, мастерски украшенному профилированной рамкой с резными по камню надписями арабской вязью, возвещающими: «Мухаммед, (да будет над ним мир!) сказал: этот мир есть жилище суеты, будущая же жизнь вечна. Да будет прославлен тот, кто вечно велик и милостлив к своим рабам смертным и тленным»; «Мухаммед, (да будет над ним мир!) сказал: эта жизнь есть нива для будущей жизни. Еще он сказал: настоящая жизнь есть часть; употребляйте ее на служение Богу. Еще он сказал: спешите молиться и покаяться прежде смерти»; «Мухаммед, (да будет над ним мир!) сказал: верующие не умирают; но переходят из мира тленного в вечность. Месяца Джемазиульахир 720г.».






Прорисовка надписей на памятнике Джанике-ханым (по О. Акчокраклы, 1928)

За решеткой, что преграждает путь досужим туристам внутрь гробницы, в полумраке помещения видны белый мраморный памятник с искусной каллиграфической резьбой и каменная плита, что прежде была вмурована над входом в здание. На обоих камнях высечено имя Джанике-ханым, дочери ордынского хана Тохтамыша, которая умерла, как сообщает надпись на плите, в рамазане 841 (т. е. в марте 1438) года.











Буквы арабской вязи в надписях заплетены столь затейливо, что у читающих издавна возникало сомнение: как правильно прочесть разделенное по слогам имя ханской дочери? В 19 веке общепринятым считалось прочтение «Ненкеджан», но в 1928 году крымскотатарский ученый Осман Акчокраклы поправил, что правильное прочтение имени — «Джанике». К слову сказать, Акчокраклы занимался не только строго научным изучением этого памятника, но и написал о Джанике-ханым красочную фантастическую повесть, творчески переработав в ней старинные крымские легенды об этой женщине.



Произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз разорялась, поэтому праха государыни или других захоронений в склепе не обнаружено.





Костылев Дмитрий - Сайт художника - Работа "Чуфут Кале "

http://www.krimoved-library.ru/books/vozdushniy-gorod-dzhuft-kale-ocherki-arhitekturi6.html
http://ipilgrim.ru/hristianskaya-istoriya-kryma/peshhernye-goroda-hristianskaya-istoriya-kryma/
https://qrim.org/?p=34151
https://avdet.org/ru/2015/04/19/mavzolej-dzhanike-hanym-na-chufut-kale/
https://public.wikireading.ru/71866
Tags: Крым
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments