vittasim (vittasim) wrote in arch_heritage,
vittasim
vittasim
arch_heritage

Categories:

Церковь Архангела Михаила в Подмосковном Архангельском

В Подмосковное Архангельское я приехала в первой половине августа. Солнечный, радостный денек располагал к длительной прогулке. К церкви Архангела Михаила пришла уже прилично уставшая. От Святых ворот, возведенных наподобие модных триумфальных арок в 1823-24 гг. по распоряжению Н.Б. Юсупова по проекту Е. Тюрина, к церкви ведет дорожка, мощеная камнями.






Дорожка упирается в необычную глинобитную ограду из камня, декорированную в модернистском духе мелкой галькой. Этой оградой обнесли церковь с северной стороны в 1826году. В центре ограды - низкая арка. По бокам глинобитного забора возвышаются башни со шпилями, целиком сделанные из дерева и похожие на колокольни.












На внутренней стороне ворот в верхней части арки расположена Мозаика Архангела Михаила.







Уютный двор, цветники и главный фасад церкви, обращенный не только ко мне, но и к селу, когда-то бывшему здесь, и к усадьбе. Сейчас самое время нырнуть в седую древность.




В последние годы правления Ивана Грозного сельцо Уполозы (хозяйские хоромы и прилепившие к ним крошечные, в 2–3 избы, деревеньки, населенные вольными крестьянами) стояло на высоком берегу реки. К холму, где стояла деревня, река подступала крутой излучиной, поэтому здесь часто случались оползни. По селу именовался и его первый известный ныне хозяин – московский дворянин Алексей Иванович Уполоцкий. В грамоте, где упоминалось это село, говорилось и о: «церкви без пения да двух дворов вотчинниковых».




Следующие сведения об Уполозах относятся к XVII веку. Вдова Любава Уполоцкая дешево продала мужнино наследство братьям Киреевскими, а вскоре усадьба бала перепродана и далее в течение двух десятков лет поочередно принадлежала боярам Шереметевым, Одоевским, Черкасским. Последний, если верить летописцам, приобрел усадьбу уже с 6 дворами и новой каменной церковью Михаила Архангела, построенной по заказу Якова Никитича Одоевского взамен обветшавшего. Зодчим, по всей видимости, был крепостной Одоевских Павел Сидорович Потехин.




Будучи постройкой значительной для своего времени и места, она дала название селу, с той поры (приблизительно с 1646 года) именовавшемуся не иначе как Архангельским. В переписной книге той поры имеется любопытная запись: «За боярином Федором Ивановичем Шереметевым вотчина, что была за Немиром и Григорием Киреевскими, село Уполозье, Архангельское тож, а в нем церковь Архангела Михаила деревянна, а у церкви во дворе поп Михайло (видимо, поповский дом); да задворных людей два двора конюхов, да деловых людей три двора и один двор пуст. Деревня Захарково, а в ней крестьян 14 дворов да два двора пусты: Парфенка Наумов и Трофим Васильев бежали безвестно в нынешнем году».




«Подмастерье Пашка Потехин», как зодчего именовали господские писцы, выбрал для Михаила Архангела место на редкость удачное. Построенный на крутояре, невысокий храм смотрелся не просто солидно, а величаво. С берега реки прихожане видели его четкий, тяжеловатый внизу и легкий вверху силуэт, наверняка замечая, что на фоне соснового леса он выглядит особенно красиво. Перед теми, кто подходил к церкви со стороны усадьбы, открывался главный фасад, а за ним – беспредельные дали: водная гладь, луга, поля, перелески и тающие в белесой дымке холмы.







Невысокая, простая по конструкции церковь была лишена пышного декора, зато радовала взор прекрасными пропорциями. Ее отличала едва заметная наивность облика, характерная для провинциальной архитектуры. Еще одной оригинальной чертой послужила асимметричная композиция: одноглавый четверик в центре и такие же, четырехгранные в плане, приделы, стоявшие не на одной линии, как полагалось, а по диагонали.




Среднюю часть храма венчала живописная пирамида из кокошников с венцом в виде луковичной главки. Такие храмы в архитектуре носят название «огненных». Световой барабан центрального купола смотрел на прихожан узкими прорезями окон и опирался на распалубку, благодаря чему небольшое здание казалось выше снаружи и просторнее внутри.




Своеобразным украшением служили окна в круглых апсидах – узкие, окаймленные скромными наличниками и забранные решетками, они позволяли солнечным лучам свободно проходить в зал, где не было ни росписей, ни богатого иконостаса, которых, впрочем, нет и сейчас. Все убранство церкви до сих пор составляют чисто выбеленные стены, черно-белый плиточный пол и отнюдь не драгоценная утварь – подношения часто сменявших друга друга вотчинников.







Вначале единственный вход в храм Михаила Архангела находился с северной стороны, там, куда подходила дорога из села. Позже здание было перестроено по канонам классицизма и, к сожалению, утратило свою оригинальную композицию. Тогда же снесли маленькую звонницу над западной стеной, а вместо нее возвели колокольню, сначала деревянную, а потом каменную, трехъярусную, с часами и шпилем.







В советское время усадьба Архангельское была национализирована и превращена в музей. Церковь в 1964-1965 гг. реставрировалась: была разобрана колокольня, на центральной части и северном приделе восстановлены «огненные» завершения. Перестроенный придел сверху остался без изменений.





С недавних пор Михаил Архангел вновь принадлежит Церкви. Вход на территорию музея-усадьбы платный, но тем, кто направляется по Святому пути на богослужение, билет не нужен. К сегодняшнему дню вблизи храма сформировалось маленькое кладбище. Среди разнородных, хотя и одинаково ухоженных могил внимание чаще привлекает надгробная плита у южной стены. Под ней покоится княжна Татьяна Николаевна Юсупова, дочь одного из последних владельцев усадьбы, умершая от тифа в 1888 году. Когда-то ее прах охранял «Ангел молитвы» работы Марка Антокольского. Когда имя скульптора стало слишком известным, статую ради сохранности перенесли в один из парковых павильонов, и хочется верить, что на этом переделки в храме закончились навсегда – служенье Богу не терпит суеты.




Побродим еще немного в этом тихом месте, где над крутояром упираются в небо вековые сосны, белой кипенью цветов осыпаны кусты, бабочки наслаждаются запахом цветов и вертикаль фонаря старается быть параллельной вертикали шпиля на башенке ограды.












http://arkhangelskoe.ru/history/21.php
 
http://hramy.ru/regions/r50/krasnogorsky/archangelskoe/miharh.htm
Tags: Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments