Итого, Общество изучения русской усадьбы, "Русская кладовая", "Неизвестная провинция" под нашим предводительством реализовали труднореализуемый маршрут. Плюс еще один раз мы целенаправленно съездили в Бобылевку для обмеров узким кругом специалистов.
Дважды мы оказывались в Бобылевке под потрясающим небом. Поэтому на многих фото здесь ракурсы одни и те же при разных световых эффектах.
У замечательного архитектора Николая Львова было пятеро детей. Александру Николаевичу досталось от отца имение Бобылевка в Балашовском уезде Саратовской губернии. Ныне это село на самом краю Саратовской области, на границе с Тамбовской. Обустройством усадьбы Александр Николаевич, участник войны 1812 года, друг Карла Брюллова, занялся после женитьбы на Наталье Мордвиновой, дочери адмирала. Был построен каменный дом, разбит парк.
Супруга Александра Николаевича
Сын и внук А.Н. и Н.Н. Львовых
Единственное найденное фото усадебного дома
Ради этого ракурса и похожих пришлось залезть по шатающейся железной лестнице на крышу сарая.
Троицкая церковь заложена в 1831 в благодарность за прекращение эпидемии холеры, освящена в 1836. Это самая большая сохранившаяся ампирная ротонда в России. До недавнего времени она не привлекала внимания ни ученых, ни путешественников. Появление в свое время не самых удачных кадров на сайте Соборы.ру позволило нам с Андреем Чекмаревым av4 сразу же заподозрить московский след. Ясный, как кристалл, образец московского ампира удивительно напоминал работы Доменико Жилярди - храмы-мавзолеи в Суханове и Отраде-Семеновском. В апреле 2016 г. мы привезли в Бобылевку первую группу - Общество изучения русской усадьбы, а в августе под руководством Алексея Яковлева hablador специально сгоняли одним днем сделать обмер. План вышел потрясающе, можно сказать, безупречно красивым: идеальный круг, наложенный на крест.
С западной стороны от храма в траве сохранились остатки ограды - она тоже шла по кругу. Встретить такую чистоту геометрической идеи у сына Архитектора, известного своей любовью к игре идеальных форм, совершенно не удивительно. Тем более что сестра Александра Николаевича, Вера, в соседей усадьбе Ольшанка построила затем храм в форме треугольника (об этом расскажу отдельно). Подтверждением авторства явилось обнаружение А.Чекмаревым в папке графики коллеги Д. Жилярди Афанасия Григорьева в фондах Исторического музея проекта, почти полностью соответствующего зданию. Особенно удивительно было видеть почти полную иденичность проектного и обмерного планов - значит, хорошо обмерили, а Алексей Яковлев превосходно выполнил сам чертеж плана! Почти совпали и по форме, и по измерениям.
Отличия от натуры: верх колокольни, шпиль над главным куполом, лепной декор, открытый переход к колокольне.
Проект не подписан, что не исключает участия в проектировании Григорьева, постоянно работавшего в тандеме с Жилярди вплоть до отъезда последнего на родину, в Швейцарию. Однако распластанный "итальянский" купол заставляет предполагать, что основным автором здесь является именно Жилярди, учившийся в Милане и спроектировавший, как установил Чекмарев, немало храмов именно с подобными пологими куполами (в отличие от Григорьева, тяготевшего к более вертикализированным композициям типа корабля). Отцу Богдану привезли сначала обмерный план, а потом и проект из ГИМа. Уж не знаю, скажется ли это как-то на судьбе храма, который после лет бездействия отремонтирован довольно грубо. О многом говорит и густая посадка о. Богданом сосен с самой выигрышной видовой стороны - юго-западной. Когда вырастут, из села церковь будет плохо видна.
Максимально удаленная точка, из села. Дальше уже столбы и дома. И вот этот ракурс будет со временем закрыт посаженными соснами. "Ну, купол-то виден будет!" - говорит отец Богдан.
Переход к колокольне первоначально был открытым.
Это тоже с крыши сарая снималось.
Восточный портик аналогичен притвору ротонды в Отраде-Семеновском.
С колокольни. Яблоко с крестом родные. На самой же колокольне поверженное в позднесоветское время яблоко водружено на нечто ведроподобное.
Убранство 1990-х нехитрое. Пространство напоминает Отраду.
2018. "Неизвестная провинция" не шмогла доехать до храма. Этому асфальту два года.
"Я отец Богдан, у меня есть план". И фасад тоже есть.
Занимательная геометрия от детей Н. Львова. Часть 2. Старая Ольшанка