Видимо, первая фотография Сфинкса, хотя и указаны фотографы C. & G. Zangaki и годы съемки 1880-1900. Но снят Сфинкс, безусловно, раньше.
Фотографы снимали Египет в 1860-1890-х годах, но на многих фото еще и 1850-60-х годов состояние Сфинкса в задней его части гораздо "новее", задняя часть отреставрирована. А здесь состояние Сфинкса и стелы говорит о том, что это САМОЕ РАННЕЕ фото Сфинкса делалось в 1850-х годах. Стела Тутмоса IV не на месте, есть только верхняя часть. Ее только что привезли и поставили. После этого фото ее водворят на окончательное место и придадут окончательный вид.
Зад Сфинкса, одна из четырех тумб строительного мусора и бракованных блоков, еще даже не соединялась с остальными в единое туловище.
В 1867 году эта якобы природная скала продолжала дополняться твердеющей смесью, кирпичами и мусором.
В 1870 году ее продолжали наращивать тем же хламом.
Стела на всех следующих фото стала такой.
Так заканчивалось строительство на Гизе.
*
Подтверждения тому, что к 1802 году объекты Гизы - пирамиды и Сфинкс, еще не были достроены, перед глазами уже два века.
И оставил их не кто иной, как Доминик Виван, по титулу барон Денон (1747-1825).
Денон участвовал в Египетском походе Наполеона 1798-1801; опубликовал "Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту" (1802). В 1802 назначен генеральным директором музеев Франции: Центрального музея искусств Республики (ныне Лувр), Версаля, Монетного и медальерного двора и др. Руководил пополнением французских коллекций во время войн.
Великий подлог Великих пирамид в египетских альбомах Денона
Как ни странно, самому выдающемуся месту Египта, Гизе с Великими пирамидами и Сфинксом, посвящено всего две с небольшим страницы. Пренебрег ученый чудом света.
В Библиотеке Университета Гейдельберга можете полистать его книгу.
Странички.
Пирамиды набросаны наспех. Так нарисует ученый, приехавший знакомить мир с Египтом, величайшую постройку мира? Нет.
Ракурс Великих Пирамид находится не без труда.
Слева направо - Микерин, Хефрен, Хеопс.
Но у Хефрена нет знаменитой шапки, две из трех пирамид Цариц еще не построены.
А Нила здесь нет и не было, он к востоку от Гизы.
Для понимания. Взгляд гравера направлен на север, сам он к югу от Великих пирамид. Нил далеко на востоке, течет параллельно направлению взгляда.
Это именно набросок, представление, не более. Автор не видел Пирамиды Гизы там и такими, где и какие они сейчас, не знал, что Хефрена украсят шапкой.
Но план туннеля и погребальных камер уже есть. Значит, они были готовы, но песок еще не досыпали, блоками, формованными на месте, не обкладывали.
Вход в пирамиду Хеопса рисован с натуры. Его высота 15,6 м. Рядом фото 1867 года.
Сейчас ракурс этого рисунка невозможен. Его можно получить только вися в воздухе.
С приближением наблюдателя к высокому объекту его пропорции меняются: нижняя часть увеличивается относительно верхней.
Можно еще и так показать высоту глаз Денона в сравнении с современным снимком с дрона.
Дрон чуть левее и дальше, но лучшего ракурса не нашлось. В высоту пропорции совпадают.
Во времена Денона не было фотографий и дронов. Художник мог только стоять на строительном грунте.
Зарисовка 1803-04 годов, автор Johann Adam Bergk (1769-1834). Та же точка художника, ныне висящая в воздухе. Зная, что картинка невозможна, издатель отзеркалил ее.
*
Картинка со Сфинксом - единственная у Денона.
Фото головы с севера до 1931 года, когда ее серьезно изменили при реконструкции, делались редко.
Есть два фото неточного ракурса 1900 и 1906 гг и самый корректный ракурс на фото 1920-х годов: 1 , 2 , 3 .
Под точкой съемки последнего фото раскопан и принимает туристов восточный некрополь Гизы , гробница царицы Мересанх III. Холм срыт.
Гробница была найдена археологом Джорджем Рейзнером 23 апреля 1927 года. После этого фото Сфинкса с этой точки съемки невозможно. И бессмысленно после реставрации 1931 года, когда голова Сфинкса была существенно изменена, долита грива, доделана левая верхняя часть головы и т.д. Но и этих хватит для вывода: Денон не мог рисовать своего Сфинкса с натуры.
Эскиз у него был. Тот же, что у строителей. Для основателя Лувра, видевшего недоделанные объекты Египта и таскавшего античные шедевры со всей Европы, это не удивительно. Но строители серьезно отошли от него, особенно с наклоном и задней частью головы.
Смотрим верхнюю часть головы. Она целая, хотя стала такой только в 1931 году.
И - улыбнуться. Как виделся Сфинкс современникам похода Наполеона в Египет. Рисунок 1799 года, где он олицетворяет Францию (в одной версии), силу, довлеющую над наукой (в другой версии). Видели ли вообще французы Сфинкса?
*
Есть в альбоме довесок с якобы Гизой.
Даже в Гугле не вывернуть 3d-картинку, чтоб получилось так. Чистое творчество, которое не может принадлежать человеку, видевшему пирамиды Гизы.
Этот рисунок в книге "Описание Египта" 1810 года - еще одно свидетельство рисования по эскизам и фантазиям. Пирамиды при Деноне были еще в стадии куч грунта.
Хефрен без шапки (автор не знал, что она будет), ракурс невозможен. Максимум, что видно с южной стороны Сфинкса, это Хеопс и Хефрен, но не в профиль Сфинксу, как на рисунке, а в полу-анфас, с юго-востока. Чтобы было понятно, где что:
Микерин, Хефрен и Хеопс в ряд, как на рисунке, возможны только при взгляде с востока, относительно Сфинкса - строго анфас.
*
Вспомним изображение Великой пирамиды Пушкина после общения с египтологом Гульяновым и его записями-зарисовками в 1831 году. Поэт набросал ее близкой к готовности, но все еще римской формы; других пирамид никто не видел. Прикиньте скорость строительства от высоты входа в 1798 году до основания вершины в 1831 году.
*
И самое интересное.
В конце гейдельбергского издания автор, отрисовав все объекты, возвращается на Гизу и дополняет альбом двумя страничками с планом Великих пирамид и видом с северо-востока - теперь уже нормальных пропорций и расположения, только без шапки Хефрен, а Хеопс засыпан по вход; см. тут .
Идем в NYPL. В тамошнем издании труда Денона этих страничек нет.
Знакомо, правда? Одни экземпляры не знают ничего про объекты, и есть экземпляр с объектом. Видели этот фокус. До постройки Стоунхенджа шел идентичный вброс, поэтому в энциклопедии Дидро-Даламбера есть экземпляры 15 тома со Стоунхенджем и без. И старинные изображения Стоунхенджа столь же мало похожи на оригинал, как и изображения Великих пирамид.
Труд Денона ценен тем, что зафиксировал памятники Египта, сделанные создателями истории к концу 18 века. Объекты на Гизе в их число не входили. Их достраивали до эры фотографий. Абу-Симбелл и вовсе достроят через 10 лет после гизских, и строители оставили автографы до откапывания его учеными из песка.
Опалубный грунт строителей истории на первом фото Великой пирамиды
Нашлось первое фото Великой пирамиды. Акватинт 1842 года с дагерротипа 1839 года.
Уровень песка ближе к вершине, чем к основанию. На песке канувшие в лету хибары строителей и отвал брака. Такие же городки были при всех памятниках Египта, и еще жили почти век, до самой Пальмиры, поселок строителей коей Тадмор ликвидирован в 1930-х годах.
На камере 1839 года нет никакого зума, но ряды и отдельные блоки, коих не увидишь и нынешним зумом, хорошо видны - их до 50 (всего в пирамиде 203 ряда). Сектор обзора и угол пирамиды также исключают любые съемки издали. Вершина снята с близкого расстояния.
Сравнение с фото 1890 года.
Совместить с нынешним и любым следующим фото 180-летний снимок нельзя; аналогичный ракурс возможен лишь с точки высоко над землей. На фото с поверхности и угол пирамиды другой, и расстояние до вершины пирамиды больше. Кромка вполне узнаваема в нижней части; чем выше, тем больше пойдут расхождения по законам геометрии.
У меня получилось так. Старый поверх менее старого. Разница высоты происходит от разницы ракурсов. Фотограф 1839 года находился на высоте примерно в пол-пирамиды и значительно ближе к вершине, нежели фотограф 1890 года; это неизбежные зрительные искажения.
Крупно кромка.
Низ совпал один в один. Дальше рядков двадцать были выше в 1839 году; или просели в песок еще в первые полвека, или осыпалась большая партия. Дальше вполне сносно накладывается, хотя сильно растут искажения из-за разницы точек съемки на высоте в пол-пирамиды в 1839 году со строительного грунта и с нынешнего уровня в 1890 году.
Это строительный грунт. Который за десяток лет до первофото, при жизни Пушкина, напомню, был вообще на уровне тогдашней готовности объекта, еще не имевшего верхушки.
Когда строилась Великая пирамида
С финалом постройки Великих пирамид более-менее ясно.
А когда началось строительство?
Мастаба, ядро пирамиды, начата еще в 16 веке. Правдоподобно описана в книге 1591 года венецианского консула, ботаника Проспера Альпини (в Египте жил в 1580-83 гг). Но пирамиды и топография - фантазия из головы. Воспользуемся пересказом Вайса: "Самые известные три построены на песчаной возвышенности, в пяти итальянских милях восточнее Каира. Третья отдалена от других двух приблизительно на милю. Наибольшая, к которой сначала приближаются, составлена из каменных блоков такого огромного размера, что, по мнению многих, все горы Европы едва ли могли поставить материал для ее сооружения. Он наблюдал, что по мере возрастания к вершине, которая является площадкой в 10 шагов, каменные ряды числом 125 к вершине понемногу уменьшались; поэтому он заключил, что Пирамида была высотой 125 шагов. Он говорит, что каждая сторона основания длиной 150 шагов"... Мера длины шаг - 0,71 м и сейчас такая.
"Вторую он описывает как располагающуюся на расстоянии броска камня, или скорее меньше, от Большой Пирамиды; ее стороны были гладкими и без каких-либо ступеней, по которым на нее можно было бы подняться... Третья Пирамида была намного меньшей, также затворенной и без ступеней. Он наблюдал много других пирамид, но их он не мог описать, поскольку их не обследовал..."
Григорович-Барский путешествовал по святым местам в 1723-47 годах. Оставил 4 тома записей и 137 рисунков, изданных в 1778 по инициативе Потемкина. Третье издание "Путешествия" тут .
В 1727 году он 8 месяцев жил в Каире.
Много описывал здания, улицы, базар, упомянул пирамиды одной фразой. За которой следует другая, очевидная глупость: построены фараонами для спасения от разливов Нила.
Из чего ясно, что нынешних пирамид при Барском не было.
Они и сейчас видны из любой точки старого Каира, невозможно не видеть их.
Иллюстрируя книгу, Барский нарисовал панораму Каира с противоположным берегом и не нашел места пирамидам. Мечети и храмы, возвышающиеся над городом, описал весьма подробно, крепость в самом высоком месте города. Пирамид нет.
В Александрии, для сравнения, отметил на плане города колонну Помпея и иглы Клеопатры - единственные в тот момент готовые памятники Древнего Египта в городе, объекты несоизмеримо малые в сравнении с пирамидами. Копировал древнеегипетские письмена. А величайшие постройки мира описал одной глупой фразой, между упоминаниями о достопримечательностях - биржей Каира и крокодилами. Это фараоновы горы, сделанные, чтобы пережидать наводнения.
И в одах современника Ломоносова есть пара упоминаний про пирамиды без подробностей.
Иными словами, в 1760-70-х годах в проекте пирамиды были, насыпи подвид гор на их месте делались, ключевые фигуры цеха создателей истории про них знали и вклинивали их в текущие документы эпохи. Но представления о готовых объектах не имели.
Два слова о фоне публикаций. Именно в эти годы шло монументальное вписывание российской истории Татищева-Ломоносова в имевшуюся античную, сиречь мировую. В 1749-62 гг. Тредиаковский выпустил в 10 томах перевод труда Роллена "Древняя история" 1730-38 годов выхода, компиляцию Геродота, Плиния, Страбона... В 1763-64 гг. вышла в свет история Геродота переводчика Нартова. В 1774-75 гг. - 6 томов Диодора Сицилийского... В этой комплектности и делались пирамиды, сначала, как водится, в литературе.
*
В труде Роллена в переводе Тредиаковского два измерения.
С первым ясно. Ширина сторон и высота 800 ft - это 244 м. Реальные стороны - 230 м, высота 138 м. Это та же пирамида Цестия.
Второй раз Роллен и Шазелль намеряли стороны в 110 сажень - это близко, 234 м; и 77 3/4 сажени высоты - 166 м, это опять пирамида Цестия.
Про самые мелкие блоки в 30 ft (9 м), списанные еще со "свидетельства Геродота" (ниже о нем), помолчим.
*
Английский антиквар, астроном, математик, путешественник в Египет в 1639 году Джон Гривс смело и подробно показывал это в книге Pyramidographia: or, a Description of the pyramids in Egypt в 1646 году.
*
Ну а в самом первом проекте пирамиды Мемфиса строили не фараоны, а евреи в плену египетском.
Это включили в книгу Хождение в землю святую в 1582-1584 годах Радзивила Сиротки, литовского князя, якобы осматривавшего пирамиды Каира, все 17))) , в 1583 году.
Любуемся, что означенный князь самъ видѣлъ.
300 локтей, сторона и высота самой большой пирамиды - 126 м. 70-80 локтей третьей пирамиды блудницы Родоппы - 29-34 м.
В 1635-37 годах писатель-купец Василий Гагара прожил 2 года 3 месяца в Каире, но пирамид не видел, а передал, что знал, в книге Житие и хождение в Иерусалим и Египет. В литературе их все еще делали евреи, коротая египетское рабство, в описании они являли собой вольную фантазию.
В Рассказе и путешествии по святым местам Даниила, митрополита Эфесского между 1493 и 1499 гг, изданном в 1747 году по списанной копии рукописи, которую переписчик не видел, пирамиды, которых неопределенное множество, впервые переданы египтянам. Хотя это все еще житницы Иосифа, сына Иакова, но до этого были гробницами.
А вот в Путешествии Кира Бронникова мы видим вполне реальное свидетельство достройки, увиденное в 1820 году.
Пирамиды видны в любой точке старого Каира. В 1820 году в малоэтажном Каире узнавать дорогу можно было только к пирамидам меньше пушкинской 1831 года.
Сфинкс не доделан - гривы нет, нос есть, подземный ход до сих пор в проекте. Третьей великой пирамиды Микерина еще нет, ее делают, паломников в лагерь строителей не водят.
Немалая площадка побольше пушкинской 1831 года.
Вход съ самой земли - на той же высоте, на какой был Денон.
Подписи любопытныхъ странниковъ дожили до эры фотографий - смотрите на полном фото.
Спуск от входа с подъемом в центр пирамиды был готов и в 17 веке.
В месте Камеры Царя еще покои изъ мрамора сдѣланные с гулким эхом, и естественный свѣтъ проведенъ съ боку.
Камеру Царя из искусственного гранита еще предстояло сделать на оставленной под нее площадке - в покоях из мрамора предыдущего проекта.
Высота палат едва ли не въ половинѣ высоты означает, что на тот момент было готово примерно 70 м пирамиды.
Облик Великих пирамид до и после постройки
Упоминания в письменных источниках и последующая постройка в натуре - обычный алгоритм создателей истории.
Библейские Вавилон и Ниневия, как и Египет, были литературными образами, затем их сделали и открыли.
Стоунхендж точечно вбрасывался в литературные источники, затем сделан в натуре.
Саксайуаман, мало похожий на реальный, достроенный к началу 20 века, вбрасывался еще за три века до этого в книгу де ла Вега.
Так же и пирамиды точечно упоминались и рисовались до постройки.
Начиная с еврейских житниц на мозаиках Сан-Марко якобы 12 века, в кои библейский Иосиф собирал хлеб и из коих раздавал.
Посмотрите эту отличную подборку пирамид. Их рисовали для своего времени в текущей литературе и фабрикуя литературу прошлых лет. Практически все они похожи на пирамиду Цестия в Риме и не похожи на реальные.
Тут об этой гравюре.
Тут об этой.
Любоваться без слов!
Такие же пирамиды от Цестия стали известным знаком в 1776 году при написании Декларации независимости США и украсили доллар в 1778 году.
С начала 18 века пирамиды врисовывались в картины старых мастеров на библейские темы, и эта процедура оставила - спасибо блогеру nezvanov! - cледы. Сквозь пирамиды просвечивают детали пейзажа и зданий))
Цампьери Доменикино. Пейзаж с бегством в Египет. Ок. 1605
Ян ван Скорел. Мадонна с младенцем. 1530-1531
Николя Пуссен. Нахождение Моисея. 1651
Себастьяно Риччи. Обретение Моисея. 1711.
Нет слов.
Этьен Аллегрен. Ландшафт со спасенным Моисеем. К. 17 в.
Просвечивает не только газон и тумба, но и шагающая фигура.
И так далее. Тут о других дорисовках.
Все это означает, что образец, пирамида Цестия, был к началу этих вбросов; Рим - старый объект, к рубежу 16-17 веков уже был готов. Гизские пирамиды и Сфинкс еще не были готовы.
Это подтверждается и картой в альбоме Денона 1802 года, где вместо Сфинкса нарисовано незнамо что в другом месте, и самим Сфинксом на первофото, где он еще сложен из стопок бракованных балок и литья, пока не закрытых "реставрациями фараонов".
Битва у пирамид. Хроника достройки Гизы
Так называемая Битва у пирамид 21.07.1798 - сражение выдающееся. 29 убитых, 260 раненых на 20-тысячную армию французов, 10 тысяч убитых, раненых, утонувших, взятых в плен у соединенной армии мамлюков, арабов, янычар и др., захваченный обоз, полный разгром. Его увековечили многие современники, включая прямых участников. Например, тот же Денон.
С него и начнем. Вот какие замечательные пирамиды, на гизские мало похожие, а рядом незнамо какие (ближайшие пирамиды Саккары в 14 км от Гизы) на панораме!
Francois Andre Vincent. The Battle of the Pyramid, 1800.
Antoine-Jean Gros (1771-1835). Battle of the Pyramids, July 21, 1798.
Еще кто-то из современников битвы, автора не выяснил.
Гравюра Louis Francois Couche (1782-1849) и картина Jacques Francois Joseph Swebach (1769-1823).
Есть такие удивительные пирамиды!
Francois Watteau. The Battle of the Pyramids (1798-99).
И еще удивительнее.
Dirk Langendijk. Battle of the Pyramids. 1803.
И пошло-поехало...
Louis-Francois, Baron Lejeune. The Battle of the Pyramids. 1808.
A. Hugo, France Militaire Histoire des armees françaises de terre et de mer de 1792 a 1833 Tome 1, 1835.
Прославленная фраза Наполеона, фейк разумеется: "Солдаты, 40 веков величия смотрят на вас с высоты этих пирамид!" Это из книги My History of France. 1919.
Richard Caton Woodville the Younger. Bonaparte in Egypt, 21st July, 1798. 1911.
Jacques Maurice Henri Dieudonne (1868-1916).
С этими и другими картинами, вместе с так называемой Битвой у пирамид пирамиды вошли в подкорку французам и не только.
С картами сложней проявлять творческую фантазию, жанр не тот. Но картографы проявили, силясь хоть как-то срифмовать труды со знаменитыми картинами.
Любуемся картой того же Денона.
Север слева внизу. Крепость в северном углу - Embabeh, вокруг коего и разворачивалась битва, пирамиды в противоположном правом верхнем углу.
Поскольку Денон поменял местами пирамиды, которые относительно Нила должны стоять в обратном порядке, Хеопс-Хефрен-Микерин, эту карту нигде не светят. Сопровождает историографию эта, где пирамиды как бы есть, но незнамо какие: север справа вверху.
Для более продвинутых современников показывают эту схему, с пирамидами типа правильными.
Военные авторы про пирамиды вообще не говорят, предпочитая термин "Битва при Эмбабе". Но и любой вменяемый невоенный человек, просто взглянув на схему и расположение Эмбабе, увидит, что все картины и гравюры с пирамидами, сколько их ни есть, ложны. Видеть их и воевать под ними невозможно. Городок Embabeh есть и сейчас, как часть Каира. Он в 14 км от Гизы. В подзорную трубу можно было бы их видеть, если б они были, но все картины сражений на их фоне - ложь и вброс.
И выглядят они в подзорную трубу не шеренгами, а удаляющимся рядочком с Хеопсом впереди, в соответствии с направлением взгляда вдоль желтой линии, более никак.
Так и делается история.
Осталось посмотреть творчество свидетелей пирамид до и после Наполеона. Формировать легенду о пирамидах начали за два века до него; ведь не с бухты-барахты он поперся завоевывать пирамиды, приобщаться к их тайнам и захватывать их секреты.
Вот такие пирамиды увидел в 1591 году и описал в книге, впервые изданной в 1649 году, бенедектинец из Зеландии Jan Sommer.
Французский физик, судья, дипломат Balthasar de Monconys в 1647 году видел 5 пирамид, третья в стороне от двух в 100 шагах. Сын опубликовал книгу об этом в 1665 году.
В 1681 году якобы видел, в книге 1698 года описал пирамиды художник-путешественник Корнелис де Брюйн.
На его карте возле Каира 4 пирамиды.
В панораме — 7, все римские, само собой. Сфинкс из головы.
В Большой галерее разумеется не был. Она сделана абсолютно по-другому. Но идея подобной Галереи уже была.
Забавное свидетельство оставил по итогам путешествия в Египет 1699-1703 гг французский антиквар, натуралист Пауль Лукас в книге 1705 года.
Всех памятников — Сфинкс и пирамиды из головы, колонна Помпея еще без капители, понятий о письменности — ноль. Египет даже не начинался.
К сему приложена карта.
В гамбургском издании 1707 года Reise nach der Levante(Band 1) она была повторена. Рассмотрите как следует, она стоит того!
Условных пирамид 5 на Гизе, 1 в Луксоре, 3 в Асуане.
Колонна Помпея унесена на средний Нил.
В плане есть колоссы Мемнона, но пока стоящие с руками в стороны.
Песня!
Еще несколько работ "свидетелей Сфинкса и пирамид".
В 1690 году с пирамидами и сфинксами у свидетелей был полный туман. Jacob Peeters.
Не рассеялся туман и к 1737 году, когда в Египте был священник-египтолог Richard Pococke, о чем издал книгу в 1743 году.
На Гизе, как и у Лукаса в 1699-1703 годах, 5 пирамид; таков был первоначальный план.
Датский исследователь Фредерик Норден был в Египте в 1737-38 годах, книга с графикой издается с 1741 года.
Любуемся панорамой. Пирамиды на одном берегу с Каиром, и их всего две.
Любуемся картой, почти не известной, потому что в 1738 году количество Великих пирамид было сокращено до четырех, и Норден начертил все четыре.
Бросается в глаза, что Сфинкса планировали сделать значительно восточней, увести с плато и поставить у подножия охранять его.
Две малых пирамиды возле Сфинкса и две на полпути к Хефрену убрали из окончательного проекта, к Микерину добавили три малых пирамиды, четвертую убрали совсем. Похоже, произошла замена одной большой пирамиды на три малых, что дало существенный выигрыш во времени строительства.
Заодно взгляните на Гизу без песка - каменистое плато со скалами. В окончательной версии его выровняли, как столешницу, строительным песком пирамид.
Карте соответствует зарисовка плато. Все четыре пирамиды в ряд. Сфинкс стоит перед плато. Перевод: Bид на пирамиды Мемфиса, нарисованный из дома Каймакана, 1780 .
Две работы со Сфинксом. Коего, ясен пень, Норден не видел, а имел тот же эскиз, что и Денон. Голова, долитая в левой надлобной части в 1931 году, целая. Пирамиды небывалой формы.
1781 гг. Friedrich Justin Bertuch (1747-1822). Шапки нет, форма пирамид неизвестна. На гравюре дубли пирамиды Цестия как всегда.
1798-1801 гг, издание 1809 г. Шапку утвердили! Хотя форма ее еще неизвестна. Участник Комиссии Наполеона Franсois-Charles Cecile (1766-1840), получивший заказ на фиксирование замечательной детали для потомков, выполнил его на первый взгляд добросовестно. Эскизы ему предоставили, расположение Великих пирамид довели правильное. Художник сделал реалистично, как мог. Но для потомков добавил сумасшедшую деталь, ясно дав понять тем, кто понимает, что его свидетельство - ложное. Браво, Франсуа! Сумасшедшая деталь для потомков - восход солнца, особо подчеркнутый и лучами, и в названии: вид на вход в Великую Пирамиду на восходе.
Ни при каких обстоятельствах солнце не всходит на юге, как на гравюре.
Похожим образом поступил и наш современник Фоменко, коему надлежало в 2000 году открывать для рунета и мира Великую Тартарию, но он сделал это так, чтобы понимающие поняли: он не имеет к ней отношения и не в восторге от нее. Генерал Плиев таким методом сообщил, какой мизер был в реальности от Великой Стены, и что построено при Мао Дзэдуне...
На другом свидетельстве Сесиля пирамиды абсурдно перепутаны, Микерин унесен незнамо куда.
И улыбнуться - картина из того же Описания ученых Наполеона, публиковавшегося в 1809-28 гг. Шапку на Хефрене уже утвердили и может быть стали делать. У Денона в 1802 году ее еще не было. Пирамида Хеопса в форме церковного купола. Линии Микерина полностью из головы - сравните с фото.
Есть и прямые свидетельства подлога в Описании. Длина сторон Хефрена 207,9-240,0 м (реальные равны - 210,5 м). Так не ошибаются. Высота Микерина вообще не указана, хотя стороны указаны верно; только что заложили, как видно.
На панораме те же четыре пирамиды и повернутый к северо-востоку Сфинкс.
Карта точнее других, но Сфинкс повернут на северо-восток (что означает: тумба под голову уже готова, головы и тела еще нет); у Хеопса - руины малых пирамид (ученые еще не придумали для недостроенных пирамид термин "мастаба"); нет пирамиды Царицы у Хефрена и Восточного некрополя у Хеопса. Мелочи...
Но это скорей добавка издателя. А в рисунке по впечатлению та же ерунда: Микерина нет, Хефрен больше Хеопса, шапка утверждена, но еще абстрактна.
Строительство мастабы Хеопса
Ядро-мастаба старше пирамиды и требует отдельного показа.
Напомню нынешний вид.
Упомянутый выше историк-антиквар Гривс в 1646 показал старт насыпания холма и обкладывания его рядками блоков, формованных на месте. Большая Галерея еще не делалась, пока еще заложили ее коридор. Ибо невозможно быть в коридоре и не заметить сужающееся вверх пространство высотой 8,5 м, в архитектуре - т.н. ложный свод. И незачем делать ложный свод, если не планируется его засыпка.
Упомянутый выше Лукас по итогам путешествия 1704-07 годов зафиксировал Галерею в нынешнем виде.
Тогда и повились вмурованные чугунные скобы - оснастка опалубных щитов Галереи.
Норден, посещавший Гизу в 1737, и Поукок, в 1738 году, повторили Лукаса, только при Поукоке решили вместо лаза в предкамере сделать стенку для преодоления поверху, но вернулись к проекту лаза.
Французский востоковед Клод-Этьен Савари был на Гизе в 1776 году, книгу издал в 1786, повторил Поукока, в том числе его незнание формы пирамиды.
И лишь в отчете Комиссии Наполеона к 1798 году была сделана первая из пяти разгрузочных камер.
Открыл ее английский консул Дэвисон в 1765 году, о чем написал профессору Уайту в 1779 году. Оба скрывали письмо всю жизнь, лишь с их кончиной письмо увидело свет в книге Уолпола 1817 года, но египтологами скрывается по сей день.
Перевод Гугла: Я был удивлен, обнаружив, что этот канал, который должен был здесь заканчиваться, продолжается довольно далеко вниз по пирамиде. Раньше он был засыпан камнями и песком; они были смыты прошлой зимой дождем, который, кажется, дошел до этой части пирамиды.
Только в одном случае дожди могут промывать коридоры центральной мастабы: когда над ней нет вышерасположенной части пирамиды, а есть только незначительная часть песка, едва прикрывающего коридоры и камеры.
Чем занимались строители почти век? Заполняли грунтом тело пирамиды.
Реальную форму коей никто из свидетелей не видел, у всех она копия пирамиды Цестия.
Метаморфозы Хефрена
До конца 18 века свидетели шапку не видели, в планах ее не было. Появилась в 1790 году, затем исчезла и вернулась в 1820 году. По всему - убрана из проекта, но под финиш стройки возвращена. А вот вид пирамиды Микерина с характерным "разрезом" не меняли с эскиза.
На картине и рисунке Luigi Mayer 1790 года расположение пирамид абсурдно, они рисованы по отдельности с эскизов, но вид близок к реальным.
1820 год. Исследователь Giovanni Battista Belzoni (1778-1823) знал, что шапка будет, но не знал какая. Условную начертил.
К 1822 году пирамиды утвердились в детской литературе трудами писательницы Atkins Wilson о путешествии Бельцони. Отдаленно не похожи на гизские.
Ряды фальшивых свидетелей все забавнее.
Российский ученый, писатель, Министр народного просвещения, брат декабриста В. С. Норова и поэта А. С. Норова Авраам Норов в книге Путешествие по Египту и Нубии в 1834—1835 гг. умудрился в многословной главе о пирамидах не сказать ничего, кроме своих эмоций и пересказа Геродота, сопроводив сие картинкой из головы. Хефрен без шапки, Сфинкс из фантазий, расположение невозможное.
С этого ракурса со Сфинксом можно видеть Хефрена и Микерина, и с квадракоптера - две из Пирамид Цариц за Микерином.
Но перечень объектов у будущего министра был, без сомнений.
Может, с условием соучастия в историческом спектакле и становятся министрами?
Тем временем свидетели продолжали показывать Сфинкса то на плато (1832)...
то не на плато...
с головой то на восток...
то на запад (1823 год)...
с Великими пирамидами без шапок...
и с шапками...
И занимались этим до 1850-х годов.
Настал 1838 год. Шапка правдоподобна, но форма небывалая. Т.е. шапку уже делали, а пирамида, все еще никем не виданная, была в грунте.
За год до первого дагерротипа с верхушкой Хеопса Робертс правдоподобно нарисовал форму Хеопса и фантастично - Хефрена и Микерина, подтвердив, что они еще в грунте. Заодно в последний раз показал проект вековой давности с четвертой пирамидой.
И вот наконец - тадааам! - первые в мире подлинные изображения пирамид.
С реальными формами, расположением, деталями.
Их автор John Shae Perring (1813-1869). Работы 1839-42 годов.
Цех почти успел к началу эры фотографий.
Никто из свидетелей, рисовавших и чертивших на картах гизские пирамиды до этого, как мы убедились, в глаза не видел их.
Вместе с пирамидой Хеопса делался и проход аль-Мамуна, одновременно с вбросом легенды о самом мероприятии аль-Мамуна. Единственный источник ее - сказка из сборника "Тысяча и одна ночь" "Рассказ об аль-Мамуне и пирамидах". Ее не было в первом издании сборника The Tales from the Arabian Nights 1704-1717 гг. Отсутствует она еще и в парижском переиздании 1806 года. Включена позднейшими издателями.
Заодно - раз уж мы про арабские сказки - познакомьтесь с якобы свидетельством о пирамидах средневекового историка аль-Масуди, которое свидетельствует лишь о том, что реальные объекты Гизы он и издатель в глаза не видели. А на "рисунке неизвестного арабского автора 13 века" все та же любимая пирамида Цестия.
Заодно - о любимом всеми свидетельстве Геродота, у которого высота пирамиды Хеопса 8 плефров (1 плефр 29,6- 30,83 м) из блоков длиной по 30 футов. Ошибка в высоте в 80-100 м и глупость с длиной блоков говорят лишь о том, что автор свидетельства Геродота объект не видел. У него та же пирамида Цестия, только больше, других образцов автор "свидетельства Геродота" не знал.
Иллюстрация труда Геродота современника публикации.
Сегодня ученые осторожно открыли пандусы-насыпи, по которым рабы таскали 3 млн блоков. Почти не врут. Насыпь была. Только таскали песок для сердцевины и компоненты для формовки блоков оболочки на месте.
И только Сфинкса достраивали в 1840-е годы. Поэтому у знаменитого художника-египтолога Робертса в 1839 году он на себя не похож и расположен где попало.
В книге генерала-археолога Вайса 1840 года о его якобы раскопках в 1837-м Сфинкс все еще взят из головы, нет никаких стел между лап, а перед ним начинается широкая лестница в Храм))
Не доложили генералу об изменении проекта. Бывает...
Еще и в 1842 году австрийский художник Leander Russ, живя в Каире, рисовал Сфинкса из головы. Из своей. Потому что сфинксовой не было еще.
Любуемся.
Ума и здоровья!
Другие материалы о создании истории
[ Вынужден ставить.]
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney(яндекс-деньги) 410013946572302.