Павел (kraeham) wrote in arch_heritage,
Павел
kraeham
arch_heritage

Categories:

Дом наук и искусств в Самаре

17 (29) декабря 2021 – 150 лет К.П. Головкину



Художник, фотограф, краевед и общественный деятель, купец К.П. Головкин и выдержка о его встрече с И.Е. Репиным из архивного документа


Всегда занимал вопрос об истории Общества по сооружению и поддержанию Дома наук и искусств в Самаре, и, конечно, о составлении его проектов. Впервые идея начать постройку большого «Дворца культуры» (первоначальное название) возникла именно в среде художников, а позже была поддержана интеллигенцией. Крупнейший культурный центр начала XX века – здание Александровской Публичной библиотеки, Публичного музея и Зала Императора Александра II в бывшем доме купеческой вдовы Аполексиньи Ушаковой (ныне Куйбышева, 113), особенно после организации художественного отдела в 1897 году, сразу перестало отвечать всем потребностям. Здесь было тесно и неудобно. В отчетах библиотеки и музея в конце XIX века продолжает упоминаться об ожидании воплощения давней мечты – строительстве специального собственного здания. Необходимость осуществления этой мечты и стала основной предпосылкой создания Общества для постройки Дома наук и искусств с библиотекой и музеем, а возможной конкретной причиной, «спусковым крючком» явилась такая история, отмеченная в одном из докладов этой организации. Как мы знаем, 8 марта 1898 года Головкиным был составлен текст обращения к художникам России, подписанный городским головой Араповым, с призывом подарить для художественного отдела нашего музея свои произведения. Картины поступали в дар от передвижников и других мастеров многие годы.

И вот, однажды, Головкин встретился в Санкт-Петербурге с И.Е. Репиным. В докладе Общества этот случай хорошо описан: «Эти неудобства и вообще неприспособленность художественного зала вредно влияют на его развитие и пополнение. Так, например, будучи в Санкт-Петербурге, один из самарских художников  К.П. Головкин просил И.Е. Репина пожертвовать самарскому музею что-либо из своих хотя бы небольших вещиц, но Репин, узнав в каком неудобном сравнительно здании находится художественный отдел сказал, что он даст хорошее свое произведение тогда, когда у города будет помещение с правильным светом, и добавил, что после того, как он отдаст свою работу, будут давать и многие другие более или менее сильные художники…».  Разговор с великим мастером, наверное, был ударом по самолюбию Константина Павловича…

5 декабря 1907 года состоялось первое собрание по вопросу о постройке в Самаре «Дворца культуры». Но на собрание явилось всего несколько человек. И только 10 декабря было принято окончательное решение о создании Общества по сооружению в Самаре Дворца культуры. 12 декабря 1907 года К.П. Головкин, В.П. Арапов, П.А. Преображенский и А.Я. Слободчиков выработали Устав Общества. 17 января 1908 года Головкин и его товарищи П.А. Арапов, П.А. и И.А. Преображенские, В.А. Михайлов, В.В. Гундобин, А.К. Клафтон, П.Н. Арефьев, А.Я. Слободчиков, А.А. Смирнов подписали устав Общества Дома Наук и Искусств (окончательное название). В первом пункте устава указывалось: «Общество по сооружению и поддержанию в г. Самаре «Дома Наук и Искусств» имеет целью изыскание средств, разработку плана, постройку и поддержание в г. Самаре здания под именем: «Дом Наук и Искусств», в котором могли бы помещаться Александровская Публичная библиотека, читальный зал, городской музей с 20 отделами, зал Императора Александра II, художественная галерея, научно-промышленные музеи, зал для выставок, собраний и концертов, а также аудитории и другие помещения, могущие служить для всех научно-культурных целей». В более позднем проекте 1916 года в составе нового культурного центра упоминались и Самарское общество народных университетов (СОНУ), и архивы, и лаборатории, и метеорологическая станция с обсерваторией.

В январе – феврале 1908 года начались встречи участников нового Общества с видными общественными деятелями и купцами, которые, к слову, первоначально отнеслись к идее Дома Наук и Искусств скептически за исключением фон Вакано, который тут же выделил 5 000 рублей, потраченные на организационные вопросы. В 1909 – 1912 годах Общество Дома Наук и Искусств работало над воплощением своей идеи совместно с СОНУ, создав Объединенную комиссию. Еще в 1908 году первым директором СОНУ общественным деятелем, дворянином Н.А. Шишковым был составлен свой подробный теоретический план «Дома Просвещения» (аналог Дома Наук и Искусств, но с включением туда всех отделов и секций общества народных университетов – СОНУ). Проект Шишкова оценивался в астрономическую сумму 915 500 рублей! К сожалению, 3 июля 1910 года Н.А. Шишков скоропостижно скончался, но некоторые его мысли и выкладки нашли отражение в проекте К.П. Головкина 1916 года.



Первый директор общества народных университетов Н.А. Шишков и план из его проекта «Дома Просвещения» 1908 года (аналог будущего проекта «Дома наук и искусств» К.П. Головкина). На одном из листов проекта в уголке подпись рукой Головкина: «Это проект Н.А. Шишкова»

21 октября 1910 года Комиссия по постройке Дома Наук и Искусств обратилась в городскую управу с прошением о выделении места (25 х 40 саж.) в городе под проектирование и строительство культурного центра в Струковском, Покровском или Соборном саду. Комиссии было отказано, но предложено место напротив театра с условием, что город в любой момент, в случае надобности, может отобрать его. 28 марта 1911 года члены комиссии встречались с купцами-зерноторговцами и владельцами кондитерской фабрики братьями Мецлер, арендовавшими дом Портнова на улице Льва Толстого, по вопросу передачи аренды этого дома новому культурному заведению. Судя по всему, переговоры закончились ничем. 3 декабря 1911 года объединенная комиссия по постройке Дома Наук и Искусств собралась в доме Головкина на улице Панской. Затем тема строительства Дома Наук и Искусств не поднималась почти 4 года. В это время К.П. Головкин настаивал хотя бы на перестройке старого здания библиотеки, музея и зала Александра II (ныне Куйбышева, 113)  и даже в 1916/17 годах готовил проект (некоторые чертежи сохранились), но, кажется, не встретил сочувствия у властей. Разве что в здании Александровской Публичной в 1912 году сделали ремонт.



Место в 70 квартале, где находился Николаевский сиротский дом для девочек с домовой церковью, а в 1971 году построено кафе (ресторан) «Парус» по проекту архитектора эпохи советского модернизма Ю.И. Мусатова. Здесь К.П. Головкин в 1916 году задумал возвести свой «Дом наук и искусств»



Вид на ресторан «Парус» со стороны Красноармейской (Алексеевской) и выкопировка этого места 1916 года из генплана. Под литерой «а» дворовое место сиротского дома

К 1916 году К.П. Головкин возвратился к составлению плана Дома Наук и Искусств, начал заниматься проектом для определенного места под строительство на углу Дворянской (Куйбышева) и Алексеевской (Красноармейской), где в 1971 году было возведено здание известного архитектора эпохи советского модернизма Ю.И. Мусатова – знаменитого кафе, затем ресторана «Парус». Но в 1916 году эту территорию занимал Николаевский сиротский дом для девочек. Дворовое место Николаевского сиротского дома было неудобным, да еще и на спуске. Площадь места (35 саж. по Дворянской; 85 саж. по Алексеевской; 23,7 саж. по Набережной р. Волги). В принципе дом приюта можно было перенести (как, например Алексеевский приют) и снести все постройки, на чем настаивал Головкин, но уничтожить домовую церковь во имя Николая Чудотворца в то время было почти невозможно и даже немыслимо. И всё-таки Головкин приступил к составлению теоретического плана Дома Наук и Искусств (составил предложения для думы и управы) и самого проекта. Все эти предложения (теоретический план) Головкина давно опубликованы в литературе и в сети, например, здесь: https://golema.livejournal.com/40464.html. В архиве, в разных делах хранится масса его чертежей и самых разных эскизов Дома Наук и Искусств за 1916 – 1918 годы.



Из проекта К.П. Головкина «Дома наук и искусств» 1916 года



Разрез «Дома наук и искусств» 1916 года и первый пункт Устава Общества по сооружению и поддержанию «Дома наук и искусств» в Самаре 1908 года. Заметьте, в разрезе показан силуэт Николаевского сиротского дома с домовой церковью Николая Чудотворца



Из проекта К.П. Головкина «Дома наук и искусств» 1916 года



Из проекта К.П. Головкина «Дома наук и искусств» 1916 года



Из проекта К.П. Головкина «Дома наук и искусств» 1916 года



Эскизы К.П. Головкина «Дома наук и искусств» 1918 года. Вид с Набережной

Из книг самарского краеведа Едидовича нам известно, что 31 августа 1916 года в разговоре с Елшиным К.П. Головкин впервые озвучил мысль принять на себя часть расходов на строительство до 300 000 рублей. Но в своих предложениях городской думе в сентябре – октябре он уже заявляет о сумме в 600 000. Откуда же за месяц взялись недостающие триста тысяч? Ответ на этот вопрос мы нашли в последнем номере «Известий Самарского общества народных университетов» (Известия СОНУ) за 1916 год, где указывалось, что купцы А.А. Субботин и В.М. Сурошников готовы передать сумму в 300 000 рублей на строительство Дома Наук и Искусств с организацией в нем и помещений СОНУ. Интересно, что идея построить Дом наук и искусств была осуществлена под контролем Царицынской гордумы в 1915 году на Скорбященской площади. Проект же К.П. Головкина Дома Наук и Искусств в Самаре, увы, так и не был воплощен в жизнь. 

Павел ПОПОВ, 2017

Источники:

- ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 9. Д. 483 (О постройке здания для Публичной библиотеки (1880 - 1890).
- ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 642 (Об устройстве при Александровской Публичной библиотеке музея, 1879 - 1896).
- ЦГАСО. Ф. 170. Оп. 4. Д. 2 (Предложение Самарского купца К.П. Головкина о перестройке здания для Дворца науки и искусств, 1916).
- ЦГАСО. Ф. 429. Оп. 2. Д. 1 (Проект устава общества по сооружению в г. Самаре "Дворца культуры", 1908).
- ЦГАСО. Ф. 429. Оп. 2. Д. 2 (Протокол заседания комиссии по постройке в г. Самаре "Дворца культуры", 1911).
- ЦГАСО. Ф. 429. Оп. 2. Д. 3 (Чертежи и рисунки, наброски плана перестройки здания Самарского городского музея, 1917).
- ЦГАСО. Ф. 429. Оп. 2. Д. 6 (Наброски проекта перестройки здания "Дворца культуры", 1917).
- ЦГАСО. Ф. 815. Оп. 3. Д. 6 (К.П. Головкин. Постройка, устройство и организация провинциального музея. Рукопись, 1919 - 1924).
- Известия Самарского общества народных университетов. Самара, 1916, янв.-апр.; май-дек.
Tags: Самара
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments