It's only our own dumb resistance making us stay (macwrangler) wrote in arch_heritage,
It's only our own dumb resistance making us stay
macwrangler
arch_heritage

Categories:

Жолква (Żółkiew)



В 20 километрах на северо-запад от Львова, по дороге в Раву-Русскую и дальше — в Польшу, находится мало кому известный, каким-то чудом сохранившийся ренессансный городишко Жолква. По-украински он носит немного смешное для русского уха название Жовква (ударение, пожалуйста, на первый слог и в русском, и в украинском!), поскольку в оригинале, то есть по-польски, был назван Жолкев (Żółkiew) по фамилии владельцев — Жолкевских. В советские, то есть послевоенные годы, город назывался Нестеров — в честь летчика Нестерова, первого исполнителя «мертвой петли», погибшего в окрестностях во время Первой мировой войны.

Город впервые упомянут в 1368 году как село Винники. В 1594 (или 1597) году Станислав Жолкевский, великий коронный канцлер и гетман Польши, заложил замок, а в 1603 году король Сигизмунд III предоставил переименованному в честь Жолкевского местечку Магдебургское городское право. Расцвет Жолквы пришелся на вторую половину XVII века, когда город стал одной из любимых резиденций короля Яна III Собесского. В это время Жолква становится одной из богатейших летних королевских резиденций Европы. В то время было модно перестраивать города в духе итальянской ренессансной концепции «идеального города», и стараниями итальянских архитекторов на службе Жолкевских и Собесских Жолква стала одним из первых польских городов, где эта концепция была реализована. По одной из версий, именно в Жолкве родился Богдан Хмельницкий.

Если вы бывали в небольших городках Словакии, Чехии или южной Польши, то в Жовкве у вас будет легкое дежа-вю, хотя есть и отличия. Центр — огромная для города таких размеров квадратная рыночная площадь, одну из сторон которых занимает фасад замка



В соответствии с принципами «идеального города» главная городская площадь равна по размерам территории замка — это как бы подчеркивало равноправие владельцев города и городского муниципалитета



Другая сторона площади отдана по большей части культовым сооружениям



А в центре — главная елка города



В отличие от «евросоюзной» Восточной Европы, площадь не увешана знаками «парковка запрещена» или «платная парковка» — паркуйся, где нравится. Места на обходящей площадь кругом проезжей части и рядом с ней так много, что трудно выбрать; на фото — ситуация, которую я бы назвал «очень много машин»:



Замок представляет собой квадрат с четырьмя прямоугольными башнями по углам и одной надвратной башней со стороны площади. Именно отсюда Станислав Жолкевский выступил в 1610 году против русско-шведского войска (что последовательно привело к поражению русских и шведов в битве при Клушине, прекращению (временному) существования русской армии, входу войск Жолкевского в Москву, прекращению (временному) существования русской государственности, сбору второго земского ополчения под командованием Минина и Пожарского и, наконец, окончанию Смутного времени на Руси... о как!). Именно здесь четыре месяца провел Петр I во время Северной войны (немногие теперь знают, что Россия и Польша были союзниками в той войне, а также о составе противоборствующих сторон и их интересах — кроме «окна в Европу» почему-то в школе ничему не учат).

Выходящий на площадь фасад замка более-менее прилично отреставрирован. Немного шокируют таблички у двери, гласящие о нахождении здесь офисов местных отделений политических партий...



Если, однако, зайти через парадный вход (а его никто и не думал закрывать) на территорию замка, взгляду предстают совсем другие картины:



_



Похоже, что реставрацию пытаются начать, но даже еще конем не пахнет, которому должно сначала валяться :(

У замка оказалась трудная судьба: в конце XVIII века его продали с аукциона; один из владельцев снес все строения внутри двора — не уцелели ни парадные входы с галереями и статуями, ни часовня... Потом тут размещались гордума муниципалитет и гимназия. В 1915 году город разрушили российские войска (а город принадлежал Австро-Венгрии). Попытки реставрации во времена Польской республики так и не завершились. Когда перед войной Жолкву заняли советские войска, в замке разместился местный отдел НКВД со всеми вытекающими для жителей города последствиями. В советское время замку повезло — в нем не огранизовали ни психиатрическую больницу, ни туберкулезную лечебницу — его просто отдали под квартиры. В результате люди жили в замке практически до начала XXI века..

Попробуем обойти замок с внешней стороны...



_



_



_



Это дальний от городской площади фасад замка, выходящий к реке с поэтическим названием Свинья (по одной из легенд, название возникло после того, как сильно выпивший Петр I упал в упомянутый водоем). В XVII веке тут был прекрасный ренессансный сад



_



А рядом с замком, за остатками бывшего парка, один к одному стоят несколько весьма неплохих и весьма ухоженных особнячков, слегка отдающих эпохой модерна. Это не новорусская архитектура подмосковных коттеджных поселков, но, судя по тому, что видно в других частях города, здесь живут не самые простые жовковчане



Новая ратуша. Построена в 1932 году взамен снесенной за 100 лет до этого старой. Местные утверждают, что у верхушки свечкообразной елки живут совы.



Сохранились двое ворот «идеального города». Это — Глинские ворота, ведущие на запад. С востока (то есть со стороны города) украшеня гербом рода Собесских, с запада — гербом Жолкевских.



_



_



На главной площади доминирует собор св. Лаврентия, построенный итальянскими архитекторами в начале XVII века. Стоящая отдельно от собора колокольня встроена в городскую стену и служила одновременно оборонной башней (такая конструкция не редкость для здешних мест). Говорят, колокольня имеет едва заметный наклон, за что ее иногда называют «малой Пизанской башней». Главный собор маленького городка хранит останки многих выдающихся людей Речи Посполитой — Станислава Жолкевского, князей Даниловичей, и, как утверждают украинские источники, короля Яна Собесского, хотя польские источники однозначно говорят, что Ян Собесский похоронен в Кракове. Проверить, кому верить, не удалось - собор был закрыт, и попасть вовнутрь не получилось.



Два шага от площади — и вид на собор уже перекрыт какими-то сараями и гаражами...



Парковка машины на площади почти ничем не ограничивается



Но автомобили — далеко не единственный транспорт на главной площади Жолквы



Недалеко от собора св. Лаврентия находится монастырь Рождества Христова с большой церковью и колокольней, постройки 1612 года



Монастырь греко-католический. Греко-католики, чаще называемые «униатами» — верующие восточного (византийского, или, если угодно, православного) обряда, но при этом признающие католические догматы, в частности, верховную церковную власть Папы Римского. Греко-католические монастыри на Западной Украине часто называют «василианскими» — по названию базилианского монашеского ордена.



У прилегающих к главной городской площади зданий можно обнаружить окна и прочие декоративные детали, почти не изменившиеся со времен постройки:



_



Но стоит чуть-чуть выйти за пределы главной площади, как становится видна другая, ожидаемая реальность с привкусом полусоветского захолустья



Бывшая синагога. После войны от нее остались одни стены. Похоже, реставрационные работы пытаются начаться, но окрестная палаточная торговля явно прогрессирует быстрее, чем восстановление памятника архитектуры



Уличная торговля всем подряд



Львовская улица в центре города. Телефонные будки в Жолкве такие же, как во Львове



В украинской глубинке (как, видимо, и в российской) очень многие (по столичным меркам) автомобили до сих пор ездят с советскими номерными знаками



А образцовые советские граждане наполняют закрома Родины и расщепляют мирный атом



Здесь многое осталось со времен, когда не существовало современных рекламных технологий, и на глухих стенах домов (называемых теперь модным маркетинговым словом «брандмауэр») выкладывали мозаику, а не растягивали отпечатанный на широкоформатном принтере баннер, а киоски строили из дерева



А церкви из дерева в Прикарпатьи строили издавна. Троицкая деревянная церковь 1720 года.



На бывшей окраине города (минута-полторы пешком от главной площади) стоит бывший Доминиканский монастырь с костелом св. великомученика Иосафата Разумеется, XVII века. Монастырь пристроен к городской стене и одной из ее угловых башен. Ограда монастыря, выходящая на Львовскую улицу, перекликается формой своих ниш с аркадами домов на улице (теперь таких домов — раз-два, и обчелся). Покрашенный в не самый обычный для культового здания собор (вот интересно, это оригинальная покраска, или «советская»?) теперь принадлежит греко-католической церкви. В советские годы в монастыре были казармы и конюшня и склад — затейливы были большевики при использовании памятников архитектуры... Внутри уже много лет идет ремонт



Вот еще странная деталь: на УАЗе — советские номера, причем не частные (у них была маленькая буква перед цифрами, и две больших — после), а «государственные»

20090105Zolkiew038</a>border="0"

Вот такая вот Жол(в)ква...



А если хотите узнать чуть больше про памятники этого городка и не в падлу можете читать по-украински — в этой статье много интересного.

5 января 2009

_

Tags: Жолква, Львовская область, Украина, барокко, города, замки, костелы, маньеризм, монастыри, ренессанс, синагоги, храмы, эклектика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments