АВЧ (av4) wrote in arch_heritage,
АВЧ
av4
arch_heritage

Categories:

Французский собор в пензенской степи

Ура!!!!! Мы это сделали. Давно собирались, и вот наконец туда съездили, отложив все дела и безделье. Об этом храме я уже писал, в т.ч. и в этом сообществе, пользуясь парой выловленных в сети чужих фотографий и никогда его не видев собственными глазами.

http://community.livejournal.com/arch_heritage/205227.html
http://community.livejournal.com/arch_heritage/25215.html









Понять и осознать, что же это за удивительное архитектурное произведение, затерявшееся в черноземной глухомани, довелось только вчера. Мы предприняли настоящий блицкриг - ночь в поезде - рейд по памятникам (заодно еще несколько подсобрали)- снова ночь в поезде. Вчетвером, чтобы можно было влезть в машину, ибо никакие автобусы в те места не идут. В компании с av_otus, Юлей и Сергеем Клименко мы побывали в Порошине, которое находится в Пензенской области, в 40 км от уездного города Каменки и в 10 км от сколь-нибудь проезжего асфальта. Мы примерно представляли, что и в каком состоянии там увидим, и все равно реальность превзошла ожидания. Когда ты спокойно и как-то буднично подъезжаешь прямо к нужной достопримечательности по гладкому асфальту, это наверное правильно, но эмоций особых не вызывает. А вот когда впереди полная неизвестность типа "проедем-не проедем, дойдем-не дойдем", это обостряет чувства, возникает почти спортивный азарт. Здесь он подпитывался сразу несколькими обнаружившимися осложнениями. Встретившие нас на вокзале в Каменке ранним утром противный дождь, серое небо и раскисший как каша чернозем вообще поставили под вопрос возможность доехать туда на какой-нибудь машине. Это раз. Второе - мужики из таксистов при упоминании Порошина стали бормотать что-то невнятное про то, что их тут два, причем, ни про одно они толком ничего не знают. Указатель на карте упорно указывал только одно Порошино в области, куда мы и собрались, и указателю мы верили больше. Но трудности, как известно, только добавляют упорства. Потому после приятного осмотра музея-усадьбы Лермонтова в Тарханах, где нас встречали как гостей и коллег (за что им спасибо, а не только за печати в командировочных), мы отправились месить чернозем в поисках затерянного шедевра. На машине мы доехали до станционного поселка Титово, встретившего, как обычно в средней России, убогостью и крайней бедностью всего вокруг. А дальше разбитый асфальт потонул под черным месивом и вскоре совсем кончился. Машина стала скользить по грязи кругами, как в фигурном катании. Так что оставалось только идти пешком последние 10 км. Потопали, перейдя с того, что называется грунтовой дорогой, на дублирующие ее две колеи по траве. Встретившиеся неожиданно за околицей Титова двое пацанов сказали, что идем в правильном направлении, только до церкви далеко, о чем мы и так догадывались. Действильно, оказалось далеко. Все-таки пустота русского пейзажа завораживает и пугает одновременно - на сколько хватает взгляда, ни деревень, ни людей, ни вообще следов их присутствия, кроме колеи от трактора. Этот самый трактор вскоре нарисовался сзади, направляясь (о чудо!) туда, куда и мы. Добродушный мужик подвез нас в кузове вместе с мешками комбикорма. Так и добрались - примерно 6 км пешком и 4 на тракторе. Пока лазили вокруг церкви, наш водитель осмелел и по полю добрался за нами, так что назад уже ехали, тем более, что выглянувшее солнце начало подсушивать грязь.

Итак, вот он - заброшенный усадебный храм влиятельного и богатого пензенского помещика Никифорова, оригинальный и во всех отношениях интереснейший образец классицизма конца 18 века. Это проект французского архитектора Николя Леграна, много и долго работашего в Москве. Фигуру эту в советские времена почти забыли, приписав все им созданное Баженову и Казакову. Как раз диссертация Юли Клименко вернула это имя в историю русской архитектуры екатерининской эпохи. А Легран, привезший в Москву французский неоклассицизм Людовика XVI, может был автором проекта знаменитого Пашкова дома. По крайней мере, косвенные указания на это имеются. Доказательств авторства Баженова, как известно, до сих пор нет. В Москве сохранилась церковь Успения на Могильцах, построенная по тому же проекту Леграна , что и далекий порошинский храм. Но в сельской усадьбе храм вышел лучше, стройнее, гармоничнее, чем московский, на котором заказчики экономили в процессе возведения. Вот и получается, что подлинное творение француза уцелело в сотнях верст от Москвы, в почти умершей деревне, посреди бездорожья и безлюдья. Удивительно все это...

Храм в Порошине абсолютно неизвестен. Знакомый в пензенской охране памятников подтвердил, что на него нет ни паспорта, ни обмера, вообще ничего, кроме упоминания в общем списке. Само Порошино в конце 19 века было крупнейшим селом, в нем насчитывалось более 3 тысяч жителей, сейчас около 20. Необычность архитектуры храма еще более подчеркнута пустынным пейзажем. Он смотрится, как странный мираж в степи, как инсталяция, арт-объект, кем то поставленый в эту пустоту, чтобы наполнить ее некоторой парадоксальностью и даже абсурдностью. Монументальный фасад французского собора в стиле Луи XVI в диком поле - это сильно. Храм качественно, хотя и просто, без излишеств сработан из кирпича. У него очень красивый и сложный план с изгибами и всякими выкружками внутри. Поскольку плана нет, пришлось памятник обмерить. Так что от нашего приезда помимо фотосъемки будет еще одна польза - план храма, который в ближайшее время Юля с Сергеем изготовят. Если научное будущее памятника определилось и мы будем заниматься дальнейшими поисками связей заказчика с Москвой, Леграном и т.д., то реальная судьба здания, видимо, без перспектив. Деревня умрет совсем, дорог и так нет, и вряд ли они появятся. Так что ожидать особо нечего. Здание еще крепко стоит, но всему приходит срок. Мелких деталей уже нет - слетели главы, кресты, даже крыша, не говоря уже об убранстве интерьера. Сколько-то лет, даже десятилетий кирпичный остов еще постоит, а потом...

А мы рады, что успели застать. Только никому неведомая русская провинция еще и способна удивлять такими находками. Вот сижу пишу все это и думаю, а ведь сейчас там в темноте по-прежнему стоит этот храм, а вокруг никого. Сегодня вчерашняя экспедиция уже кажется сном.








Впереди из-за трактора показался странный узнаваемый силуэт.




А сзади тем временем скрылись уже все ориентиры, откуда начиналсся путь


Ржавый указатель с названием почти вымершего села


Фантастический вид, не правда ли?












Внутри оказалась красивая по пропоциям ротонда


Отстаки росписей




Последний из уцелевших ангельских ликов, и то просматривается с трудом


А потом храм одарил нас очистившимся небом и вечерним солнцем














За обмерами

Некоторые людские фотки позаимствованы у av_otus
У него же можно посмотреть еще одну фотоподборку по этой поездке:
http://av-otus.livejournal.com/19240.html


Tags: av4, Легран, Пензенская область, классицизм, усадьбы, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →