АВЧ (av4) wrote in arch_heritage,
АВЧ
av4
arch_heritage

Categories:

Переслегино: на руинах "греческого проекта" Екатерины Великой

Одной из важнейших идей, определявших внешнюю политику Екатерины II, была идея освобождения восточнославянских народов от османского ига, возвращение в лоно православной веры Константинополя и восстановление Византийской империи (или Греции) во главе с внуком императрицы Константином, названным так в честь Константина Великого - основателя Константинополя. Проект, как мы знаем, так и остался нереализованным. О "греческом проекте" много написано историками. Искусство, как известно, откликнулось на амбициозные геополитические замыслы русской короны. Здесь и оды Державина, и концептуальные портреты Екатерины кисти Левицкого, и конечно же творения важнейшего тогда из искусств - архитектуры. В первую очередь, это собор Святой Софии в учрежденном около Царского Села городе София и собор Святого Иосифа в Могилеве. Первый мыслился как классицизированная реинкарнация образа Софии Константинопольской с ее плоским куполом. Второй, могилевский собор, создавался как памятник военному союзу России и Австрии против Османской империи. Строгая дорика портиков в сочетании с общей приземистостью объема и пологим куполом снова уводила в мир греко-византийских архитектурных аллюзий. Автором Иосифского собора был никому тогда еще неизвестный Николай Львов. Заложили храм в 1780 году оба союзных монарха, Екатерина и Иосиф. Храм-памятник был одним из важных архитектурных символов екатерининского царствования. Его снесли в 1937 году, почти вычеркнув из истории русской архитектуры. Сегодня памятник возвращается из забвения в многочисленных исследованиях. Но пока еще немногие знают, что у него есть копия, столь же выдающаяся по своему художественному уровню. Стоит и разрушается в глухой тверской деревне между Торжком и Старицей.








Собор Св. Иосифа в Могилеве




Обратите внимание на разрез. Здесь типично львовский двойной купол, создающий в интерьере "мистическое" освещение через проемы наружной оболочки. Оригинально решена трапезная в виде базиликального трехнефного пространства, запрятанного в кубический объем собора. Все это будет и в тверской копии собора.

О церкви Петра и Павла в усадьбе Переслегино Тверской области стало известно не так давно. На нее нет паспорта, она не значится в списке раскрученных туристических построек Львова вокруг Торжка, как, например, Митино-Василево-Никольское-Арпачево-Раек. Памятник заметили в 1990-х годах исследователи творчества Львова. Первую небольшую статейку опубликовал Татаринов, потом храм упоминали Илья Путятин и Алла Борисовна Никитина. Ну и я уделил ему внимание в своей недавней статье по новым атрибуциям Львова и его круга в провинции (см. "Архитектурное наследство" Вып. 50. М., 2009). В прошедшие выходные мы доехали до него с ОИРУ, в рамках очередной экспедиционной поездки. Это была главная цель поездки, и она достигнута!!!


Асфальт кончается километров за 15 до храма, далее грунтовка. Хорошо, что там песчаная почва, вполне проезжая даже для автобуса. Где-то за 2 км пришлось оставить и его из-за непролазной низины. Пошли пешком. Типичная для сельской России тишина и безлюдье.






Вдали показалась церковь


У храма нет точной датировки. Одни считают, что его построили в 1780-е годы, другие приводят дату - 1820. Возможно, просто долго строили, как бывало в усадьбах. Заказчики - предположительно семейство Полторацких, за алтарем сохранились их надгробия тех времен. Церковь представляет собой очень близкое повторение Иосифовского собора в Могилеве. Самым серьезным отступлением от оригинала является наличие двух парных звонниц над входом, которых не было в могилевском соборе. Но это творческое нововведение решено столь органично и профессионально, что возникает мысль об авторской доработке замысла. Возможно, Львов сам добавил колокольни в проект усадебного храма Полторацких. Вся архитектура сельской церкви на удивление качественна, словно сам автор следил за выполнением всех деталей, вплоть до деревянной резьбы на дверях. Доказать это пока нечем, нужно искать документы, если таковые вообще где-то сохранились. Ясно одно - в Переслегине уцелел памятник высокого искусства, поражающий столичным изыском и роскошью отделки.


Храм плотно окружен деревьями. Летом снимать его бесполезно.




















Изумительны филенчатые двери - двери в 18 век...










Внутри красоты пока еще много, хотя уже рухнул свод над нефом трапезной. Теперь это больше похоже на окруженный колоннадой античный дворик под открытым небом.
















Основная храмовая часть вся подчинена куполу, опирающемуся на угловые пилоны.


Это чудо - двойной львовский купол - пока еще в целости и относительной сохранности.




На северной стене уцелела фреска "Христос и грешница". Хороший академизм.






Лестница на одну из звонниц















Удивительна страна Россия. И страшна одновременно. Где еще губится от тупого вандализма, и государственного, и народного, столько художественной красоты, созданной предками. Где еще так разбазаривают собственное культурное достояние. Надоело писать банальности. Но когда видишь эту разруху, трудно сохранить оптимизм по поводу будущего страны. И этот случайно доживший до наших дней шедевр, судя по всему, обречен.

Tags: av4, Николай Львов, ОИРУ, Тверская область, классицизм, проекты, руины, усадьбы, утраты, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →