?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одной из важнейших идей, определявших внешнюю политику Екатерины II, была идея освобождения восточнославянских народов от османского ига, возвращение в лоно православной веры Константинополя и восстановление Византийской империи (или Греции) во главе с внуком императрицы Константином, названным так в честь Константина Великого - основателя Константинополя. Проект, как мы знаем, так и остался нереализованным. О "греческом проекте" много написано историками. Искусство, как известно, откликнулось на амбициозные геополитические замыслы русской короны. Здесь и оды Державина, и концептуальные портреты Екатерины кисти Левицкого, и конечно же творения важнейшего тогда из искусств - архитектуры. В первую очередь, это собор Святой Софии в учрежденном около Царского Села городе София и собор Святого Иосифа в Могилеве. Первый мыслился как классицизированная реинкарнация образа Софии Константинопольской с ее плоским куполом. Второй, могилевский собор, создавался как памятник военному союзу России и Австрии против Османской империи. Строгая дорика портиков в сочетании с общей приземистостью объема и пологим куполом снова уводила в мир греко-византийских архитектурных аллюзий. Автором Иосифского собора был никому тогда еще неизвестный Николай Львов. Заложили храм в 1780 году оба союзных монарха, Екатерина и Иосиф. Храм-памятник был одним из важных архитектурных символов екатерининского царствования. Его снесли в 1937 году, почти вычеркнув из истории русской архитектуры. Сегодня памятник возвращается из забвения в многочисленных исследованиях. Но пока еще немногие знают, что у него есть копия, столь же выдающаяся по своему художественному уровню. Стоит и разрушается в глухой тверской деревне между Торжком и Старицей.








Собор Св. Иосифа в Могилеве




Обратите внимание на разрез. Здесь типично львовский двойной купол, создающий в интерьере "мистическое" освещение через проемы наружной оболочки. Оригинально решена трапезная в виде базиликального трехнефного пространства, запрятанного в кубический объем собора. Все это будет и в тверской копии собора.

О церкви Петра и Павла в усадьбе Переслегино Тверской области стало известно не так давно. На нее нет паспорта, она не значится в списке раскрученных туристических построек Львова вокруг Торжка, как, например, Митино-Василево-Никольское-Арпачево-Раек. Памятник заметили в 1990-х годах исследователи творчества Львова. Первую небольшую статейку опубликовал Татаринов, потом храм упоминали Илья Путятин и Алла Борисовна Никитина. Ну и я уделил ему внимание в своей недавней статье по новым атрибуциям Львова и его круга в провинции (см. "Архитектурное наследство" Вып. 50. М., 2009). В прошедшие выходные мы доехали до него с ОИРУ, в рамках очередной экспедиционной поездки. Это была главная цель поездки, и она достигнута!!!


Асфальт кончается километров за 15 до храма, далее грунтовка. Хорошо, что там песчаная почва, вполне проезжая даже для автобуса. Где-то за 2 км пришлось оставить и его из-за непролазной низины. Пошли пешком. Типичная для сельской России тишина и безлюдье.






Вдали показалась церковь


У храма нет точной датировки. Одни считают, что его построили в 1780-е годы, другие приводят дату - 1820. Возможно, просто долго строили, как бывало в усадьбах. Заказчики - предположительно семейство Полторацких, за алтарем сохранились их надгробия тех времен. Церковь представляет собой очень близкое повторение Иосифовского собора в Могилеве. Самым серьезным отступлением от оригинала является наличие двух парных звонниц над входом, которых не было в могилевском соборе. Но это творческое нововведение решено столь органично и профессионально, что возникает мысль об авторской доработке замысла. Возможно, Львов сам добавил колокольни в проект усадебного храма Полторацких. Вся архитектура сельской церкви на удивление качественна, словно сам автор следил за выполнением всех деталей, вплоть до деревянной резьбы на дверях. Доказать это пока нечем, нужно искать документы, если таковые вообще где-то сохранились. Ясно одно - в Переслегине уцелел памятник высокого искусства, поражающий столичным изыском и роскошью отделки.


Храм плотно окружен деревьями. Летом снимать его бесполезно.




















Изумительны филенчатые двери - двери в 18 век...










Внутри красоты пока еще много, хотя уже рухнул свод над нефом трапезной. Теперь это больше похоже на окруженный колоннадой античный дворик под открытым небом.
















Основная храмовая часть вся подчинена куполу, опирающемуся на угловые пилоны.


Это чудо - двойной львовский купол - пока еще в целости и относительной сохранности.




На северной стене уцелела фреска "Христос и грешница". Хороший академизм.






Лестница на одну из звонниц















Удивительна страна Россия. И страшна одновременно. Где еще губится от тупого вандализма, и государственного, и народного, столько художественной красоты, созданной предками. Где еще так разбазаривают собственное культурное достояние. Надоело писать банальности. Но когда видишь эту разруху, трудно сохранить оптимизм по поводу будущего страны. И этот случайно доживший до наших дней шедевр, судя по всему, обречен.

Comments

( 132 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
polki_volki
Nov. 2nd, 2009 07:32 pm (UTC)
Вдруг нет?
av4
Nov. 2nd, 2009 07:33 pm (UTC)
что вдруг нет?
(no subject) - superdumm - Nov. 16th, 2009 07:23 pm (UTC) - Expand
albokarev
Nov. 2nd, 2009 07:36 pm (UTC)
Только строго говоря это село Загорье Новоторжского уезда. Переслегино - деревня соседняя. Ну и более редкий топоним.
По справочнику Добровольского церковь датируется 1803 годом (а соседняя Александро-Невская - 1868). К чему дата относится, конечно, понять нельзя, но всё же.
av4
Nov. 2nd, 2009 07:43 pm (UTC)
По карте действительно Загорье, но в литературу памятник уже вошел как храм в Переслегине, так что уже не изменить. А 1803 год в качестве даты встречал, но почему-то ее упорно игнорируют все, кто писал о храме. Похоже на правду, ибо 1780-е для провинции рано, а 1820-е как-то слишком запаждывает.
olbening
Nov. 2nd, 2009 07:41 pm (UTC)
Двухколоколенный? :-)

"античный дворик" на фотографиях выглядит романтично. А вообще, пока дошла до последнего абзаца, как раз дозрела до подобных слов... и, когда их увидела, даже вздрогнула, потому что буквально эти первые фразы хотела произнести - про удивительную и страшную страну
av4
Nov. 2nd, 2009 07:46 pm (UTC)
Он!!! двухколоколенный!!!
Да, где живем? ужжоссс. Да и вообще поездочка была сплошь из руинок. Торжок в безобразно запущенном состоянии. Такой обалденный по красоте и наличию шедевров город и в таком дерьме, прости господи. А ведь как бы могло быть? Но не в этой стране и не при нашей жизни.
(no subject) - olbening - Nov. 2nd, 2009 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 2nd, 2009 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olbening - Nov. 2nd, 2009 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 2nd, 2009 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olbening - Nov. 2nd, 2009 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olbening - Nov. 2nd, 2009 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6venik - Nov. 3rd, 2009 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 3rd, 2009 03:25 pm (UTC) - Expand
fee_dodo
Nov. 2nd, 2009 07:44 pm (UTC)
лесТница
а вообещ спасибо:)
av4
Nov. 2nd, 2009 07:47 pm (UTC)
Знаю-знаю, но очапатки постоянно мешают жить...
(no subject) - fee_dodo - Nov. 2nd, 2009 07:49 pm (UTC) - Expand
sergey_vg
Nov. 2nd, 2009 07:44 pm (UTC)
Так странно, роспись в купале и двери сохранились, а штукатурка с колон в трапезной, так обсыпалась вместе с кирпичом, как будто после пожара Обычно ты не много фотографий выкладываешь, а тут все так подробно, спасибо за пост
av4
Nov. 2nd, 2009 07:48 pm (UTC)
Пажалста! Просто в купол вода пока не попадает, вот сохранилось все, как новое. А в остальных частях все заливает. Да и рещина та есть, по всему фасаду проходит. Так что велика опасность полного разрушения конструкции в обозримом будущем.
(no subject) - sergey_vg - Nov. 2nd, 2009 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 2nd, 2009 07:56 pm (UTC) - Expand
alexjourba
Nov. 2nd, 2009 07:49 pm (UTC)
А я как-то не запомнил :( была ли в Переслегино небольшая ротонда в алтаре (аналогично Могилеву)? Кажется, что нет - или же она была полностью разрушена...я не снимал алтарь.
А впечатление, конечно, мощное, спасибо, что вытащил нас в это место, ничуть не уступает любой из европейских достопримечательностей!
av4
Nov. 2nd, 2009 07:54 pm (UTC)
Нет, сейчас там алтарной сени нет. Неизвестно, была ли изначально. Могло и не быть.

Да, уж по аналогии со Шпенглером хочется нписать "Закат России".
Присоединяйся и дальше!!!
reineke
Nov. 2nd, 2009 08:01 pm (UTC)
красота. А какое расстояние до ближайшего населенного пункта?
av4
Nov. 2nd, 2009 08:08 pm (UTC)
В Переслегине и в Загорье (рядом) жвут люди, хотя и мало. Храм прямо в селе.
nikanora
Nov. 2nd, 2009 08:05 pm (UTC)
двойной купол с подсветкой - первый раз вижу! где-нибудь на свете еще такое есть? аналоги есть?
av4
Nov. 2nd, 2009 08:13 pm (UTC)
У Львова много где есть. Это его идея приспособить античный купол Пантеона с отверстием в небеса (знаменитый окулус) к русским условиям, где дырки наружу делать нельзя из-за климата. Вот и придумал делать дырки не наружу, а внутрь пространства между двумя оболочками. Свет из окон внешнего купола попадал в храм через отверстия внутреннего. А внутренюю поверхность внешнего купола, которая видна из центрального отверстия в зените, расписывали обычно под небо. Иллюзия реальных небес, эффектно подсвечиваемых сбоку.
(no subject) - nikanora - Nov. 2nd, 2009 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - galinam - Nov. 3rd, 2009 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prussak - Nov. 3rd, 2009 01:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 3rd, 2009 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - prussak - Nov. 3rd, 2009 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 3rd, 2009 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - prussak - Nov. 3rd, 2009 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 3rd, 2009 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikanora - Nov. 3rd, 2009 05:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
nikanora
Nov. 2nd, 2009 08:21 pm (UTC)
пора устраивать заповедник вокруг сего храма (
diana_spb
Nov. 2nd, 2009 08:21 pm (UTC)
Потрясающе! Вы молодцы.
v_andreev
Nov. 2nd, 2009 08:31 pm (UTC)
боюсь, что все это обречено. даже если удастся найти деньги на восстановление, то кто будет поддерживать памятники в надлежащем состоянии, в малолюдной и все более пустеющей провинции?
av4
Nov. 2nd, 2009 08:43 pm (UTC)
Во-во... и я о том же.
makhachcho
Nov. 2nd, 2009 08:34 pm (UTC)
Ух ты.
av4
Nov. 2nd, 2009 08:34 pm (UTC)
Ага!!! Как зуб? Вылечила?
(no subject) - makhachcho - Nov. 2nd, 2009 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 2nd, 2009 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - makhachcho - Nov. 2nd, 2009 09:17 pm (UTC) - Expand
tutellia
Nov. 2nd, 2009 08:53 pm (UTC)
Спасибо. Такая красота. Столько любви. И тоска страшенная.
av4
Nov. 2nd, 2009 08:57 pm (UTC)
Куда ж в России без тоски...
:-(
a_barhin
Nov. 2nd, 2009 08:53 pm (UTC)
великолепный храм! благодарю
av4
Nov. 2nd, 2009 08:55 pm (UTC)
Кушайте-с!!!
:-)
travalliero
Nov. 2nd, 2009 09:22 pm (UTC)
Красиво. Спасибо.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 132 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel