Андрій Бондаренко (andy_travelua) wrote in arch_heritage,
Андрій Бондаренко
andy_travelua
arch_heritage

Белая Криница

Одним из самых известных культовых мест Буковины является небольшое село БЕЛАЯ КРИНИЦА Старововчинецкого сельского совета Глыбоцкого района Черновицкой области – настоящая Мекка для паломников-христиан, любителей древности и обычных туристов, что расположено у самой границы Украины с Румынией. Своё название село получило благодаря тому, что вода в колодцах здесь почти белого цвета: с известкой и сладковатая на вкус. С конца ХVІІІ века и до наших дней Белая Криница является центром Русской Старообрядческой церкви и святой землей для всех староверов.



Старообрядцы, или липованы – православные християне, которые сохранили чистоту русской веры после церковной реформы, внедренной во второй половине XVII века патриархом Никоном при участии Московского царя Алексея Михайловича. Спасаясь от преследований за свою веру со стороны московской власти, часть староверов направилась в далекую Сибирь, а часть, вместе с украинскими казаками армии гетмана Ивана Мазепы, разбитой войсками Петра І, поселилась вдоль берегов Дуная, провозгласив казацко-старообрядческую Дунайскую республику.


Однако их преследование не прекратилось, и староверы, продолжая поиски своей «земли обетованной», поселяются на Буковине, которая начиная с 1774 года попадает под власть Австрийской империи. Габсбурги в лице императора Иосифа ІІ, известные своей толерантностью по отношению ко всем конфесиям, в 1783 году предоставляют разрешение на поселение старообрядцев на Буковине.




Белая Криница становится одним из первых поселений липованов на буковинской земле. Сюда переселяются 22 семьи во главе с зажиточным казаком Никифором Ларионовим 7 монахов-старообрядцев и игумен, какие основывают мужской монастырь. На базе монастыря по решению старообрядческого собора, который состоялся в 1832 году на Рогожском кладбище в Москве, учреждается первая в мире старообрядческая кафедра. Первым митрополитом Белокриницкой епархии становится бывший митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий, который с разрешения австрийского императора Фердинанда 28 октября 1846 года прибыл в Белую Криницу.




По всей вновь созданной старообрядческой епархии начинают основываться кафедры и назначаться священники. Однако радость буковинских староверов была недолгой. Узнав о деятельности владыки Амвросия, которая распостранялась и на старообрядческую иерархию для России, царь Николай І под угрозой войны требует от Габсбургив закрыть епархию и монастырь. Уже в декабре 1847 года Амвросия вызывают в Вену, предлагая сделать выбор: отречься от руководства старообрядческой епархией и возглавить епархию в Константинополе, либо навсегда отправиться на ссылку. Однако владыка не отрекся своей веры и находясь 15 лет в ссылке до конца своих дней, остался верным старообрядчеству.




Однако через несколько лет деятельность Буковинской старообрядческой епархии удалось возродить, и Белая Криница еще почти на столетие становится духовным центром всего движения старообрядцев. На начало ХХ века Белая Криница насчитывает около 20 культовых сооружений: церквей, келий и других зданий. Самыми величественными храмами «старообрядческого Иерусалима» были многокупольний Покровский собор с огромной пятиярусной колокольней высотой 45 метров и зимняя Никольская церковь с массивным куполом. Именно в Покровском соборе состоялось присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви. А в конце ХІХ века в Белой Кринице было основано еще и женской монастырь.




К сожалению, сегодня мало что осталось от прежнего величия старообрядческой столицы. Покровский собор с колокольней, Никольскую церковь и почти все культовые сооружения монастыря в конце 40-х годов прошлого века было варварские уничтожены большевиками. Почти на полвека этнос липованов фактически прекратил свое существование.



От старых достопримечательностей культового зодчества Белой Криницы сегодня остались лишь два храма, которые незаурядно впечатляют немногочисленных туристов. Первый из них, церковь Козьмы и Демьяна, находится в начале села справа от дороги. Впервые построенная в конце XVIII века, церковь подверглась перестройкам на протяжении ХІХ века, во время которых она приобрела теперешний вид. Церковь имеет черты типично буковинской храмовой архитектуры: квадратные притвор и неф с боковыми пристройками и полукруглую алтарную часть.




Основной объем церкви построен из кирпича, верха – деревянные. С запада над притвором возвышается трехъярусная квадратная в плане деревянная колокольня, над нефом – восьмигранный купол на четверике, над алтарем и притвором – небольшие восьмигранные бани. Все верхи церкви увенчаны маленькими лукообразными главками. Стены церкви опоясывает фриз с небольшими прямоугольными нишами, окна имеют арочный вид.




Значительный интерес представляет и интерьер Козьмодемьяновской церкви. Здесь сохранился иконостас с девятью рядами старообрядческих икон, портрет первого белокриницкого митрополита Амвросия, его сподвижников Кирилла и Алимпия, последующих митрополитов.




Рядом из Козьмодемьяновской церковью уже в годы независимости появилась еще одна деревянная церквушка с небольшой баней над навой – храм Святого Николая, который служит зимней церковью.




Настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины является старообрядческий Успенский собор, построенный в 1900 – 1908 годах, как главный храм женского монастыря, на средства зажиточной семьи московских старообрядцев Глеба и Ольги Овсянникових по проекту московского архитектора А.Кузнецова (за другими данными - австрийского архитектора В.Клика). На его построение была потрачена астрономическая по тем временам сумма – полмиллиона российских рублей золотом. Строительные материалы, гранитные детали и отделки для храма были доставлены непосредственно из Москвы, а под его фундамент даже были привезены две подводы российской земли.




Храм является крестовым в плане с пятью банями, которые напоминают огромные луковицы. Купола покрыты медными листами и увенчаны позолоченными крестами. В его отделке использованы элементы эклектической архитектуры: тесаные камни, многоцветная керамическая глазурь голубого, оранжевого и розового цветов, задействованы такие элементы старинного русского храмного зодчества, как кокошники, бусинки, поребрик.




Собор действительно поражает своим величием и богатством, а великолепие его внешнего декора может соревноваться разве что с роскошью резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах или храмом Василия Блаженного в Москве.




Интерьер собора представлен одним большим и двумя малыми иконостасами, вырезанными из дуба наилучшими резчиками из Владимира и живописцами Палеховских мастерских.
Впечатляет своей архитектурой и богатством внешней отделки и колокольня собора, которая действительно не имеет себе подобных на всей территории Украины. За высотой она превышает собор, имеет четыре яруса, а ее верх покрыт разноцветной черепицей. Из колокольни открывается неповторимый вид на Успенский собор, Белую Криницу и окружающую местность.




В помещении Успенского храма проходили два всемирных собора Русской православной старообрядческой церкви: в 1996 и 2006 годах.




Сегодня на территории комплекса старообрядческих храмов в Белой Кринице возрождается музейный комплекс старообрядчества, который существовал здесь с 1988 года и был закрыт в 1996 году в связи с нехваткой средств. Завершается строительство двухэтажного деревянного дома, в котором будут размещены трапезная, кельи и музейная комната.
При посещении Белого Колодца обязательно берите с собой паспорт: село находится в пограничной зоне.





Еще об одном старообрядческом селе Буковины – Липованах, можно почитать здесь (статья, правда, на украинском, онлайн-переводчик тут)

Если будут попадаться какие-то ошибки в тексте, простите (по-русски не писал давно)
Tags: Александр Кузнецов, Украина, Черновицкая область, неорусский стиль, русский стиль, соборы, храмы, эклектика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments