Константин Прилепский (atmega64) wrote in arch_heritage,
Константин Прилепский
atmega64
arch_heritage

Categories:

Селезнёвка. Усадьба Мсциховского

Всего в десятке километров от цивилизованного и вполне респектабельного Алчевска, стоит лишь выехать за город и спуститься в долину речки Белая, расстилается живописный поселок Селезневка. Два века назад здесь действовал один из первых угольных рудников в нашей области. Сегодня это весьма тихий и прелестный поселок с красивыми пейзажами. Сразу за мостом через пересохшую речку Селезень и находится так называемая Селезневская усадьба.



Этот архитектурный комплекс — памятник 19 столетия, выполненный в романско-византийском стиле. Нас встречают ворота с полуразрушенными двухэтажными башнями. Их готическая верхушка уже начала разрушаться, а винтовая лестница, ведущая вверх, завалена кирпичами. Внутри виднеется терраса главного дома, просторный двор с хозяйскими постройками, выдержанными в том же едином стиле, и загадочно призывал к себе старый заросший парк. Напротив ворот возвышается храм, его уже осторожно коснулась рука современного человека. Здесь растут самые разнообразные растения. Но самое волшебное зрелище представляют собой тополя, для обхвата которых понадобится 5—6 человек. Если быть внимательным, то можно услышать то, о чем они шепчут.



До революции 17 года эта усадьба принадлежала поляку Казимиру Мсциховскому. Но строил его не он, а помещик Графовский, где-то в 1840 году. По его же желанию здесь разбили ландшафтный парк. Для ухода за ним помещик привез из Словакии садовника, который посвятил всю свою жизнь разведению редких пород деревьев, цветов и трав в приусадебном парке. А господин Мсциховский был инженером в царской России и руководил строительством железной дороги в наших краях. Спустя сорок лет он увидел и купил эту усадьбу. В последствии он проводил здесь со своей женой много времени. Детей у них не было. Вся округа ждала приезда хозяев как праздника. С их приездом здесь воцарялась благородная атмосфера. Из особняка доносилась классическая музыка. Иногда барыня совершала чинные прогулки по ухоженному парку, сидела с гостями в беседке и обязательно посещала больных и бедных. При церкви она организовала приходскую школу, где иногда и сама проводила уроки.



Но в мятежные годы перед революцией хозяева почти не приезжали. Дошли слухи, что они переехали жить в свое имение во Франции. После революции здесь учредили Дом сирот. Сохранились рассказы, что сам батька Махно по дороге в Гуляй-поле заезжал сюда, привозил деньги на содержание сирот. Позже детей перевели в Кременную, а здесь открыли Дом отдыха имени Ворошилова. Как-то в Селезневке отдыхал и Герой социалистического труда Алексей Стаханов с очередной своей женой. После Великой Отечественной здесь открыли областной наркодиспансер. Но и тогда еще особняк сохранялся в приличном виде, разве только что во время сеансов трудовой терапии несколько раз красили мраморные подоконники. За парком тоже ухаживали. Больные гуляли по тополиным аллеям, по дорожкам, посыпанным чистым песком.



Запустение пришло в годы перестройки. В усадьбу повадились мародеры. Все, что можно было снять, растаскивали на металлолом. Даже фонтан раскурочили. Вывернули с мясом трубу, которая удерживала раскрывающийся над входом в главное здание шатер.
И, наверное, все окончательно было бы разорено, если бы не назначили на церковную службу в Селезневку отца Алексея. Исследования привели отца Алексея в Санкт-Петербург, где родственники архитектора Л. В. Руднева, проектировавшего усадьбу, предоставили ему ряд документов и даже эскизы главного дома и хозяйственных построек в Селезневке.

Но храм был интересен для автора сам по себе. Архитектор решил расположить его немного в стороне, как бы возвышающимся над усадьбой. Здание храма выполнено из дикого камня. Кладка оригинальная, исполненная удивительной красоты и гармонии. Говорят, что архитектор переделал свой первоначальный проект, после того как увидел природный материал, из которого предстояло возводить храм.



После того как прервалась духовная жизнь, в храме размещались разные учреждения, и все они оставили свой отпечаток. Вспоминают, что в первые годы становления советской власти на одном из них вытанцовывал местный староста, приговаривая, что Бога нет, и ему, мол, за это ничего не будет. Пьянки и драки были частым явлением в помещениях бывшей церкви после ее закрытия. И однажды ночью сторож через окно увидел женщину, которая бродит по зданию с зажженной свечой, громко плачет и причитает. Приглядевшись, он узнал в ней Пресвятую Богородицу. Скорбящую Богородицу видели в храме несколько раз. Эту легенду местные жители считают святой правдой.
А когда с появлением отца Алексея обитель обрела свою новую жизнь, она отразилась своим тихим блеском и на прихожанах. Старухи, которые тридцать лет хранили у себя на чердаке иконы, писанные специально для этой церкви, возвратили их в храм. Были возвращены два деревянных креста, некогда возвышавшиеся над храмом. Кстати, нашлась и была возвращена в церковь многая утварь, не имеющая практической ценности в хозяйстве, но несущая в себе некий духовный смысл. Более того, прихожане отдают храму и свою более или менее старинную мебель, справедливо считая, что духовная обитель развязной современности не приемлет.



Вот что об этом писалось в журнале «Столица и усадьба» в 1916 году: «За стеной усадьбы Мсциховского находится только что оконченная церковь-школа с памятником Александру II перед ней. Это сооружение интересно применением дикого камня для кладки стен (стиль архитектурной постройки — романо-византийский). Покрытые черепицей купол и колокольня церкви, равно как и лоджия дома для учителей, оставляют большое впечатление подлинностью своей архитектуры. Кладка напоминает церковные сооружения прошлых веков в Дании, или домики рыбаков в Нормандии»… Подобной оригинальной постройки нет по левобережью Днепра, а селезневский архитектурный ансамбль (усадьба, въездные ворота, школа-церковь) является памятником архитектуры республиканского значения, — писали позже печатные издания.

В школе-церкви были два класса и алтарь, который отделялся от класса дубовой перегородкой. Когда учились дети, алтарь был закрыт складной перегородкой, а когда служились службы, парты выносились в коридор и сдвигались к стенам, перегородка между классами тоже раздвигалась, и получалось большое помещение для служб, которые проводил приезжающий из Алчевска священник.

(в статье использованы материалы с сайта velotour.dn.ua)
Tags: Луганская область, Руднев, Украина, модерн, неороманика, усадьбы, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments