Middle Summer (middle_summer) wrote in arch_heritage,
Middle Summer
middle_summer
arch_heritage

Categories:

Петровские ворота Петропавловской крепости

Петровские ворота Петропавловской крепости

Петровские ворота - это триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Единственный сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко.



Ворота создавались в 1707-1708 годах по проекту архитектора Доменико Трезини и первоначально были деревянными. Их украшала статуя святого Петра в человеческий рост, поэтому ворота стали называться Петровскими. Через 10 лет тот же архитектор перестроил ворота в камне, они в точности повторяли деревянные. В таком виде они и дошли до наших дней.
Оформлены ворота в виде триумфальной арки. Традиция ставить арки в честь военного триумфа восходит к Древнему Риму.

На первый взгляд Петровские ворота немного тяжеловесны, но они очень нарядны, это одна из особенностей стиля барокко. Для архитектуры этого стиль большую роль играет символичность. Каждая деталь декора имеет свой смысл, поэтому многие архитектурные постройки можно читать как книгу.

Рассмотрим панно "Низвержение Симона Волхва" (или еще одно название, которое можно встретить в литературе - "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром"). В центре рельефа скульптор Кондрат Оснер изобразил крепость на скале. Над ней клубятся облака, а в них летают крылатые демоны. Из облаков прямо на крепость падает головой вниз бородатый человек. Это языческий жрец (волхв) Симон, который, как рассказывает легенда, пророчил и оскорблял апостола Петра и, поддерживаемый демонами, пытался летать. Однако апостол Петр своей молитвой развеял демонов, а Симон с позором и "великим шумом" был низвергнут на землю. Симон падает, а внизу люди наблюдают его позор. Перед крепостью стоит мужчина в одеянии древнеримского полководца. Возможно, скульптор так изобразил самого Петра, а может быть, воина-защитника крепости.



Смысл барельефа был доступен людям XVIII века: они понимали язык аллегорий. Современные специалисты-искусствоведы расходятся в трактовке деталей композиции, но все они единодушны, что триумфальная арка и ее барельефы воспевают победы России. Поскольку деревянные ворота строились еще до Полтавской баталии, то можно считать Петровские ворота памятником военных успехов русской армии, прежде всего на берегах Невы и Финского залива. Результатом этих побед и явилось строительство Петропавловской крепости.

Современники могли так трактовать сюжет: крепость - это камень, которым апостол Петр поразит всех, кто будет покушаться на нее. (Имя Петр в переводе с греческого - "камень". А в священном писании есть слова о том, что апостол Петр - камень, на котором Христос построит церковь свою и врата ада не одолеют ее). Композиция создавалась как похвала неколебимости, неприступности крепости; как символ веры в полную победу России над Швецией.

Изображение герба России, украшающее ворота, подчеркивает значимость крепости и молодого столичного города Санкт-Петербурга в жизни государства первой четверти XVIII века. Герб выполнены в свинце мастером Франсуа Вассу, а до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб». Помимо перечисленного скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь не сохранившихся статуй, среди которых центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами.

В 1941 году Петровские ворота были повреждены артиллерийским обстрелом. В 1951 году архитекторами А. А. Кедринским, А. Л. Ротачом была произведена реставрация.

Это далеко не первая и не единственная триумфальная арка в Петербурге. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий, они могут быть временными или постоянными, имеют один или три пролёта, перекрытые полу цилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются статуями, рельефами и памятными надписями.

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. В России триумфальные арки впервые начал устраивать Пётр Великий. Первые ворота устроены были в 1696 в честь победы под Азовом и в 1703 году для чествования Шереметева, Репнина и Брюсса при завоевании Ингерманландии, а также празднования основания новой столицы. Тогда в Москве было устроено трое ворот: у Заиконоспасского монастыря, у Ильинских ворот и у Мясницких ворот. Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. Во второй раз, в честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 года по 17 января 1710 года. В третий раз триумфальные ворота воздвигнуты были в новой столице, в Санкт-Петербурге, 9 сентября 1714 года, по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе участвовали и корабли. Ворота украшены были разными символическими изображениями, а главная картина изображала слона, поражённого орлом, с надписью: "Орёл не мух ловит", что должно было напоминать взятие самим государем шведского фрегата "Элефант". По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 года, в Москве также были устроены триумфальные ворота, причём целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в Санкт-Петербург в начале 1732 года, после коронации: против церкви на Троицкой пристани, Адмиралтейские (сломаны в 1742 году) и Аничковы ворота. По случаю въезда в Санкт-Петербург императрицы Елизаветы Петровны, после коронации, Адмиралтейские и Аничковы ворота были возобновлены, а в 1751 году вновь разобраны. Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных триумфальных Ворот к началу XX века в Москве сохранились - Красные ворота, в Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве - у Петровской заставы. Нарвские ворота были сначала временными и воздвигнуты были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 года, по рисунку Кваренги. Вследствие спешности работы, ворота были выстроены из дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 году, по желанию императора Николая Павловича, деревянные Нарвские ворота были заменены бронзовыми. Ворота открыты в 1833 году; одна металлическая работа их обошлась около 800 000 руб.

(В тексте использованы материалы книги Ермолаевой Л.К., Лебедевой И.М. Прогулки по Петербургу и материалы из wikipedia)
Tags: Санкт-Петербург
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments