?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если бы да кабы... Даже самая мечтательная архитектура всегда остается заложницей суровой прозы жизни. В том случае, если она все же хочет с чертежа перекочевать в реальное трехмерное пространство. А она обычно все же хочет. Архитекторы хотят, чтобы их творения жили в веках и приковывали к себе восторженные взоры. А вот заказчики устроены иначе, если это не романтические мечтатели (а у таких обычно и денег нет). Позволить себе фантазийную архитектуру "высокого полета" могли сумасшедшие короли вроде Людвига Баварского или амбициозные диктаторы вроде нашего Иосифа Виссарионыча. В начале ХХ века в России не было ни тех, ни других. Потому все самые грандиозные и творчески-свободные замыслы остались на бумаге. Мы радуемся таким шедеврам эпохи модерна, как Ярославский и Витебский вокзалы, доходные дома Петербурга, церковь Покровского в Пархомовке, Щусева в Марфо-Мариинской обители и т.д. Но ведь насколько реальное наследие этого времени могло бы быть более ярким и разнообразным, и в разы большим количественно. Архитектурная периодика оставила нам огромное количество проектов, которые по разным причинам так и не стали постройками. Где-то не хватило денег, где-то все планы прервала Первая мировая, где-то вместо шедевра предпочли более адаптированную к функциям посредственность. Среди неосуществленных проектов - ярчайшие шедевры стиля, будь то модерн, неоклассика или неорусское направление. Если бы они были реализованы, мы бы сегодня иначе расставляли приоритеты и в своих представлениях о том времени, и даже в туристических маршрутах. Вот что бы мы, вооружившись фототехникой, поехали смотреть:

DSC_8370.jpg
УФА. Совместный проект народного дома лидера петербургского северного модерна Н. Васильева и уехавшего потом в Харьков А. Ржепишевского. Эстетская романтическая диковина, не очень представляемая в Уфе. Но ведь могла бы быть.

00010.JPG
КИЕВ. Стильный проект вокзала в формах византизирующей древне-киевской архитектуры. Было бы здорово "стольному граду Киеву" иметь такой вокзал. Но не сложилось.



00011.JPG
КИЕВ. Представительно так...

00013.JPG
КОСТРОМА. Проект, на мой взгляд, не очень подходил к образу Костромы, слишком он по-петербургски холодный и официозный.

00012.JPG
КОСТРОМА. Этот вариант в теремном неорусском стиле гораздо удачнее для города, ставшего в 1913 году центром празднования 300-летнего юбилея династии Романовых.

DSC_8346.jpg
УФА. Тот самый (что на первой картинке) проект Васильева и Ржепишевского. Мощно.

DSC_8371.jpg
УФА. И это он.

DSC_8373.jpg
УФА. Выдвинутый на тот же конкурс проект корифея неорусского стиля В.А. Покровского. Национальный вариант мечты выского полета. Покровскому удалось выстроить банк в Нижнем Новгороде в этой стилистике, который все знают. А сколько у него еще таких осталось на бумаге...

DSC_8374.jpg
УФА. Оно же.

DSC_8347Покровский Аксаков.jpg
УФА.

00015.jpg
АРХАНГЕЛЬСК. Проект музея Руского Севера того же питерского мечтателя Н. Васильева. Видно, что шехтелевский Ярославский вокзал и проекты Покровского по Военно-историческому музею для Петербурга никого не оставили равнодушными.

00014.jpg
АРХАНГЕЛЬСК.

00016.JPG
АРХАНГЕЛЬСК.

Untitled-1.jpg
ТАМБОВ. Проект театра Н. Васильева, выполненный с другим его обычным соавтором А. Бубырем. Опять стильная штудия в духе северного модерна. Холодная брутальность в южнорусском черноземье. Было бы оригинально, ну чем Тамбов хуже Харькова? Даже севернее, а в Харькове северный модерн есть, и даже немало.

DSC_8445 Театр Тамбов Бубырь Васильев.jpg
ТАМБОВ. Это все он же.

DSC_8444 Театр Тамбов Бубырь Васильев 2.jpg
ТАМБОВ. Другой вариант театра, еще более северный. Та же пара авторов - Бубырь и Васильев.

00003.JPG
ВИТЕБСК. Проект дома дворянства Н. Васильева. Васильеву вообще крупно не везло с реализацией проектов, почти все осталось непостроенным. Слишком фантазии много было у него, а заказчики таких не любят.

00004.JPG
ВИТЕБСК. Тот же замысел. Оцените антураж - скалы-горы, словно и не тихий белорусский Витебск, а норвежские фьорды. Художник, одним словом.

DSC_8452 Покровский Хабаровск 1.jpg
ХАБАРОВСК. Проект народного дома В.А. Покровского. Еще один терем, образно связывавший далекий Хабаровск с исконно русскими территориями и исконно русской же историей.

DSC_8454 Покровский Хабаровск гор учил дом 3.jpg
ХАБАРОСВК. Он же.

DSC_8453 Покровский Хабаровск 2.jpg
ХАБАРОВСК. Он же, вид сбоку.

00005.JPG
ДНЕПРОПЕТРОВСК (тогда Екатеринослав). Проект конторы завода архитектора Шреттера. Помпезно так, по-дворцовому.

00006.JPG
ДНЕПРОПЕТРОВСК (тогда Екатеринослав). Он же. Оцените план. Ага, щас, так и бросились такое для заводской конторы строить...

DSC_8517Вятка реал. училище.jpg
КИРОВ (тогда Вятка). Три варианта пректа реального училища. Эта архитектура уже чуть скромнее и чуть глупее. Авторы постарались набрать цитат из сочинений столичных кориффев.

00009.JPG
ОМСК. Проект комплекса зданий сельскохозяйственного института архитектора Дитриха. Прямо сборник цитат. Глуповато, хотя и веселенько так. Был бы такой терем в Омске, хуже бы городу не стало, только на пользу.

00008.JPG
ОМСК. Столовая и клуб в ансамбле зданий сельхоз-института.


00007.JPG
ЧЕРНИГОВ. Такой могла бы стать земская управа, да не стала...

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
a_barhin
Nov. 18th, 2009 10:26 pm (UTC)
класс,
настоящая архитектура и графика шикарная,
монументализму я бы кое-где подбавил, но не суть,

спасибо!
finto_pazzo
Nov. 19th, 2009 12:55 am (UTC)
как тебе контора завода в Днепропетровске? Колизей встречает барокко :-)
prussak
Nov. 18th, 2009 10:48 pm (UTC)
киевская ратуша подозрительно напоминает берлинскую, построенную гофманом в 1911 году http://www.berlin.de/orte/sehenswuerdigkeiten/altes-und-neues-stadthaus/
av4
Nov. 19th, 2009 08:13 am (UTC)
Хмммм... действительно, башня подозрительно похожа.
(no subject) - prussak - Nov. 19th, 2009 09:30 am (UTC) - Expand
dip_c
Nov. 18th, 2009 11:20 pm (UTC)
По правде говоря, Киев немного потерял без такого вокзала. Нынешний вокзал горадо лучше по-моему. А вот ратушу в Киеве и черниговскую управу жаль. В Чернигове, однако, построили библиотеку интересную в тот период.
Заводская контора впечатлила.
av4
Nov. 19th, 2009 08:16 am (UTC)
Скажем так - вокзал Щуко все же старается подчеркнуть именно киевское своеобразие, вырастая из собственной византийской древности. А нынешний може быть где угодно, не обязательно в Киеве. Хотя он мне тоже нравится.
(no subject) - kopanga - Nov. 20th, 2009 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 20th, 2009 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - kopanga - Nov. 20th, 2009 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - mazhorka_klusha - Nov. 19th, 2009 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 19th, 2009 12:03 pm (UTC) - Expand
yardkeeper
Nov. 18th, 2009 11:36 pm (UTC)
Насколько я понимаю, "бумажная архитектура" - неотъемлемая спутница "реальной".
А по поводу уристических маршрутов - нк, половину бы из этого построили. Потом половину все равно снесли бы "товарищи". А часть из оставшегося уже в постсоветское время по-тихому развалилось бы "само". Или "отреставрировали" бы модным нынче методом предварительного полного сноса.
av4
Nov. 19th, 2009 08:19 am (UTC)
Естессьно... это я так, замечтался. Где-то еще и война бы камня на камне не оставила. Это все понятно. Но мечтать-то охота.
finto_pazzo
Nov. 19th, 2009 12:55 am (UTC)
Красота какая, спасибо.
av4
Nov. 19th, 2009 08:17 am (UTC)
Пажалста!
:-)
alexjourba
Nov. 19th, 2009 03:43 am (UTC)
Супер, конечно. Бубыря и Васильева проекты понравились, модерн такой классный у них.
Уфа, Тамбов и Витебск...
av4
Nov. 19th, 2009 08:17 am (UTC)
Да, и Уфа, и Тамбов, и Витебск могли бы быть совсем другими. Сам знаешь, как одно супер-здание меняет весь образ пространства.
(no subject) - applex - Nov. 19th, 2009 06:19 pm (UTC) - Expand
yursh
Nov. 19th, 2009 05:06 am (UTC)
красота. Архангельск, музей севера отчего-то особо впечатлил
а сегодня снился какой-то хорошо отреставрированный особняк ))
(Deleted comment)
av4
Nov. 19th, 2009 09:20 am (UTC)
Ага, из ежегодников. Ну, Покровский вообще сильно на всех повлиял, это как раз Слезкин сейчас на примере храмов неоруского стиля рассматривает. По квадратик не знаю, может и знак.
(Deleted comment)
(no subject) - babs71 - Nov. 19th, 2009 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forsker - Nov. 19th, 2009 07:38 pm (UTC) - Expand
makhachcho
Nov. 19th, 2009 09:44 am (UTC)
*шепотом*
В копилку к мантре "Ржепишевский, Ржепишевский" добавляю "византинирующий, византинирующий".
babs71
Nov. 19th, 2009 02:06 pm (UTC)
Прелесть.

>Даже севернее, а в Харькове северный модерн есть, и даже немало.
Да, северного модерна в Харькове много, что выглядит довольно забавно. ;-)
av4
Nov. 19th, 2009 02:33 pm (UTC)
Естессьно... половина харьковских архитекторов той эпохи слушали те же лекции и там же, где Васильев с Покровским - у Вас, в столице. Хотя чего я Вам рассказываю, это Вы и без меня знаете...
Скорее для других, кто не в курсе.
:-)
(no subject) - babs71 - Nov. 19th, 2009 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 19th, 2009 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - babs71 - Nov. 19th, 2009 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 19th, 2009 03:41 pm (UTC) - Expand
saxnuk
Nov. 19th, 2009 03:13 pm (UTC)
Этот пост я ждал в комьюнити почти год
av4
Nov. 19th, 2009 03:40 pm (UTC)
А почему? поделитесь.
(Deleted comment)
av4
Nov. 19th, 2009 06:27 pm (UTC)
Ну Вы, думаю, в курсе, что немецкий театр для Ревеля проектировали те же Бубырь и Васильев. Вот и похожи...
:-)
(Deleted comment)
(no subject) - av4 - Nov. 19th, 2009 07:36 pm (UTC) - Expand
golema
Nov. 19th, 2009 04:55 pm (UTC)
Большое спасибо!
Получил огромное удовольствие!
Скажите, пожалуйста, а когда выполнен проект Тамбовского театра?
av4
Nov. 19th, 2009 06:28 pm (UTC)
Щас уточню, попозже напишу...
:-)
(no subject) - av4 - Nov. 19th, 2009 10:45 pm (UTC) - Expand
mozhav
Nov. 19th, 2009 06:04 pm (UTC)
а Иконников писал: "Мифы "неонациональных" направлений исчерпали свой творческий потенциал ещё до 1 мировой войны, они становились непривлекательны как бутафория несостоявшегося спектакля"...
av4
Nov. 19th, 2009 06:13 pm (UTC)
Иконников сам эти мифы и создавал. Тот еще был фантазер по русской архитектуре. Но доля правды в этом есть. С началом первой мировой у архитекторов словно отняли полет фантазии. Это хорошо видно, когда листаешь периодику. Все плавно тухлеет в районе 1913-15 гг. Становится больше скучного нудного и однообразного неоклассицизма, пока он совсем не вытесняет все оригинальное и свежее. В ежегодниках последних лет перед революцией не за что глазу зацепиться, а ведь все те же имена... А как они ругали самих себя за ошибочное увлечение модерном? С такой остервенелостью... Радостно и лихо отказывались от всего, что сами же создавали десятилетием раньше. Это по-русски. И Шехтель, и Щусев 1915 года страшно скучны и унылы на фоне самих себя более раннего периода. Вот ведь как...
(no subject) - ivsa - Nov. 19th, 2009 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozhav - Nov. 19th, 2009 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Nov. 19th, 2009 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kopanga - Nov. 20th, 2009 10:35 am (UTC) - Expand
ivsa
Nov. 19th, 2009 06:31 pm (UTC)
Меня музей в Архангельске порадовал :)
И Уфа, конечно.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 58 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel