АВЧ (av4) wrote in arch_heritage,
АВЧ
av4
arch_heritage

Храм в Полтеве: европейский протестантизм в Подмосковье

По горячим следам воскресной поездки ОИРУ покажу-ка вам я один очень даже занятный памятник. Понятно, что веселый маразм музея в Павловском Посаде и тамошние цветастые платки затмили в глазах участников путешествия все остальное, в т.ч. и скромный внешне Никольский храм в Полтеве (около г. Железнодорожного) 1706 года постройки. Его строгая и совсем немногословная архитектура, конечно, не может соперничать с такими эффектными памятниками этого периода, как церкви в Дубровицах или Подмоклове. Тем не менее, она не так проста как кажется.

DSC_8113.JPG

DSC_8117.JPG



Церковь в Полтеве построил близкий к Петру I Федор Матвеевич Апраксин. Старший брат Петра (по отцу) царь Федор Алексеевич был женат на сестре Апраксина Марфе. Апраксин входит в число самых известных в истории сподвижников Петра Великого, он был генерал-адмиралом, графом, кавалером ордена Андрея Первозванного; скончался в почете и славе в 1728 году, пережив на три года своего покровителя.

Церковь в Полтеве отразила интерес петровской эпохи к освоению европейских архитектурных форм и мотивов. Об архитектуре этого храма и его возможных европейских прообразах и аналогах писал в ряде статей Михаил Николаевич Микишатьев, так что ничего своего я не добавлю, просто постараюсь доходчиво проиллюстрировать уже известные вещи (см., например, сборник "Архитектурное наследство" № 38, статью Микишатьева о Полтеве).

Церковь строилась вскоре после возвращения Петра и его многочисленной свиты из "Великого посольства" в Северную Европу 1697-1698 гг. Это было невиданное прежде событие - выезд высшей московской знати, да еще с самим православным царем (хоть он и путешествовал как-бы инкогнито, но все знали) за рубеж, в католическую и протестантскую Европу. Конечно, многие наши соотечественники пережили в ходе этой поездки настоящий культурный шок, попав в совершенно иную, неведомую им среду. Обратно возвращались с полными сундуками разного добра, среди которого было немало книг, гравюр, архитектурных трактатов. А в обозе ехали нанятые мастера - от поваров до лепщиков, живописцев и зодчих. Не случайно вскоре после возвращения посольства на родину в усадьбах приближенных Петра строятся удивительные храмы, словно сошедшие с иностранных картин и гравюр, но в собственной адаптированной обработке.

Владимир Валентинович Седов предлагает называть этот европеизированный стиль вотчинных храмов рубежа 17-18 веков "стилем Великого посольства", отразившим увлеченность "голландизмами" (Петру, как известно, больше всего понравилась Голландия). Звучит красиво, хотя в целом уязвимо. Слишком велик и разнороден круг этих памятников, чтобы связывать их только с впечатлениями от того заграничного выезда. Ведь в то же самое время продолжал развиваться нарышкинский стиль, возникший еще до "Великого посольства", свои европеизированные барочные церкви строили также и Строгановы, вроде никак не связанные с тем самым путешествием. Но это все детали, не имеющие к полтевской цекви прямого отношения. Не вдаваясь в глубокие изыскания, назовем ее характерным образцом "стиля Великого посольства", ибо ее архитектура, видимо, целиком была навеяна европейскими впечатлениями конца 1690-х.

Никольская церковь сложена из белого камня (отсюда особая основательность и фактурность образа) и представляет собой вытянутый с запада на восток восьмигранник, над центром которого поднимается невысокий восьмерик, увенчанный куполом с надстроенными над ним ярусом звона и главкой на барабане. Налицо полюбившаяся еще нарышкинским стилем ярусная вертикальная композиция. Но здесь тяжелый и широкий низ не рождает того динамизма, который есть в Уборах или Дубровицах. Да и пышности такой тоже нет, все строго и просто. Деталей на фасадах немного, они лишь почеркивают тектонику объема.

Церковь в Полтеве по многим приметам кажется словно нездешней, занесенной в Подмосковье откуда-то издалека. И действительно, ее композиционные аналоги обнаруживаются в Северной Европе, прежде всего в Саксонии - ее протестантских церквях. Протестантская церковная архитектура Германии питалась голландскими достижениями в этой области. Но если в Голландии большое распространение получили кресчатые центрические храмы с плоским маньеристическим декором (мы его знаем по многим нашим петровским постройкам, в т.ч. и в Петербурге), то в Саксонии мы встречаем именно восьмигранные церкви, очень похожие на полтевскую, и объемом, и силуэтом.

Церковь Троицы в Карлсфельде (1684-1688, арх. И.Г. Рот, Г. Бер) и церковь в Лошвице под Дрезденом (1705-1708, Г. Бер, И.Г. Фере) - самые близкие аналоги объемно-пространственной композиции нашего храма. И если церковь в Лошвице хронологически не могла быть его прототипом, то более ранняя церковь в Карлсфельде вполне. Но, вероятно, речь здесь идет не о прямом воздействии именно этих памятников, а о заимствовании подобных композиционных и образных принципов. А их могли почерпнуть и из других похожих проектов или построек, сейчас нам неизвестных. Важно то, что в строительстве Ф.М. Апраксина воплотился тип европейского протестантского храма эпохи барокко. Кстати, о распространенности этого типа в европейских странах говорит хотя бы то, что похожая церковь есть и в Норвегии, но датируется она уже 1786 годом, это церковь в Сёр-Фрон. В России же помимо полтевской церкви стоит вспомнить еще одну, более скромную Михеевскую церковь в Троице-Сергиевой лавре, 1734 года постройки. У нее даже сохранилась голландская "с переломом" кровля. Есть основания полагать, что и на церкви в Полтеве когда-то тоже была аналогичная сложная кровля.

О духе Ренессанса в петровской эпохе и о культурном воздействии на нее североевропейского протестантизма в целом и протестантской этики в частности написано очень много всего умного. Но всегда интересно видеть подтверждение этих культурологических концепций в конкретных материальных памятниках. В Полтеве мы имеем один из них. Кстати, недавно церковь внешне была неплохо отреставрирована, но интерьер старинного убранства, увы, не сохранил.

7167_3.jpg
Потрет Ф.М. Апраксина. Н.х. нач. 18 в. ГЭ

DSC_0922 Полтево.JPG
Церковь в Полтеве в 1960-х гг.

DSC_8120.JPG
Церковь в Полтеве в прошедшее воскресенье

DSC_8108.JPG

DSC_8110.JPG

DSC_8090.JPG

DSC_8098.JPG

DSC_8132.JPG

DSC_8102.JPG

DSC_8127.JPG

DSC_8129.JPG

DSC_8123.JPG

DSC_8126.JPG

Untitled-1.jpg
План Никольской церкви

Карлсфельд.jpg
Церковь в Карлсфельде (Саксония, у границы с Чехией)

Untitled-2.jpg
План церкви в Карлсфельде

Loschwitzer_Kirche_um_1820.jpg
Церковь в Лошвице (Саксония). Гравюра 18 в.

Лошвиц.jpg
Церковь в Лошвице

Grundrisse_Loschwitzer_Kirche.jpg
План церкви в Лошвице

Сер-Фрон.jpg
Церковь в Сёр-Фрон (Норвегия)

MiheevskayaChurch.jpg
Михеевская церковь в Троице-Сергиевой лавре

Tags: av4, Московская область, барокко, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments