?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 
Уже не первый год было желание подробно пофотографировать этот особняк. Несмотря на то, что вижу я его каждый день, это никак не получалось сделать. В первый день 2010 года мы с Андреем (Самарский Обыватель(R)), вооружившись фотоаппаратами, отправились на фотоохоту. К сожалению, погода была не самая удачная и многие фотографии у меня не удались, поэтому часть ракурсов и деталей я заново фотографировал через десять дней при другом освещении.
Один из признанных шедевров раннего модерна, памятник истории и культуры федерального значения, "нелепо роскошный" особняк курлиной, как называл его Алексей Толстой в своем романе "Хождение по мукам". Как и для кого он строился, какова была его судьба после революции и в каком состоянии находится здание сегодня.

 
Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина. На открытке начала ХХ века ошибка. Вместо дома Курлина указан дом Неклюдина.
Александр Георгиевич Курлин (1870-1914) - самый известный представитель семейства Курлиных в Самаре. В своей книге о купцах Курлиных И.В. Крамарева называет его "купцом нового поколения". Выпускник Московского Университета Александр Курлин уже в 26 лет выделился из семьи и, продолжая дело отца, самостоятельно занялся торговлей хлебом.
Молодой миллионер, Потомственный почетный гражданин, попечитель, меценат, гласный городской думы, председатель биржевого комитета, совместно с П.И. Шихобаловым являлся главным инициатором строительства здания биржи на Хлебной площади. Во многом на деньги Курлина и по его инициативе было построено здание коммерческого училища (ныне здание Самарского государственного архитектурно-строительного университета).
Дела у Александра Георгиевича процветали, но неожиданно, в самом расцвете сил Курлин был признан недееспособным. Случилось это в 1908 году. Спустя шесть лет душевнобольной Курлин скончался.
В 1893 году Александр Курлин женился на приемной дочери купца П.М. Журавлева Александре Павловне. О ее привлекательности ходили легенды. Обыватели собирались у особняка в определенное время, чтобы застать выход хозяйки на прогулку.
Алексей Толстой В романе "Хождение по мукам" писал: "Дамы самарского общества, а среди них такие звезды, как Аржанова, Курлина, Шихобалова, владельцы мукомольных мельниц, элеваторов, пароходных команий и целых уездов залежного чернозема, дамы, блистающие бриллиантами с волоцкий орех, в туалетах, если не совсем уж модных, то во всяком случае вывезенных в свое время из Парижа, и Вены... смеющийся цветник этих дам окружал героя событий, командующего армией капитана Чепека".
После революции, Александра Павловна уехала в Москву, где прожила в коммунальной квартире до 1970-х. Перед смертью, Курлина передала своей соседке печать Александра Георгиевича из горного хрусталя с просьбой отправить ее в Самару. В 1990-м году эта печать была передана в СОИКМ им. Алабина, где она и хранится по сей день.
 
Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.
2 июля 1899 года Александр Георгиевич Курлин приобрел усадьбу на пересечении улиц Алексеевской и Саратовской. Главный дом купленной усадьбы был деревянным на каменном фундаменте и занимал угловое место, где впоследствии и был возведен дом в стиле модерн.
Проект особняка выполнен московским архитектором Александром Устиновичем Зеленко(1871-1953), занимавшим пост заведующего дорожно-строительным отделом земской управы(1897-1899), а затем городского архитектора(1899-1900).
Исследователи самарского зодчества считают, что проект был выполнен Зеленко в 1899-1900 годах, поскольку уже в конце 1900 года зодчий уехал в Москву по приглашению Ф.О.Шехтеля.
Особняк Курлиной сравнивают с другим шедевром русского модерна, особняком С.П. Рябушинского (1900-1902), построенного по проекту Шехтеля. Несмотря на много сходных черт между зданиями, самарские исследователи считают, что зодчие создавали проекты независимо друг от друга.
Меня смущает то, что А.Г. Курлин получил из городской управы план на постройку дома 10 апреля и 16 июля 1902 года. Выходит, что прошение на постройку дома было подано им в 1902 году, когда Зеленко уже не работал в Самаре. Таким образом, проект мог быть выполнен Александром Устиновичем в период его работы в мастерской Шехтеля, а значит он мог быть хорошо знаком со строившимся домом Рябушинского. К сожалению, проект А.У. Зеленко не сохранился.
Так или иначе, особняк Курлиной был построен в 1903 году.

 
В 1918 году Самару заняли белочехи. В особняке разместилась белочешская контрразведка. В подвале держали арестованных, производились расстрелы. После того, как чехи покинули город, подвал использовался с той же целью, но уже большевиками.
В период с 1919 по 1924 год здание занимали: Самарский губернский отдел труда, Музей охраны труда и гигиены Самарск.Г.О.Т. и Биржа труда.
В конце 1920-х здание занимал окружком ВКП(б) и историко-революционный музей.
После в доме находился детский сад №46. В 1941-1943 в особняке разместилось эвакуированная из Москвы миссия королевства Швеция.
И.В. Крамарева приводит воспоминания известного шведского дипломата Сверкера Острема, находившегося в 1941-1943 году в составе миссии в Куйбышеве:
"... Мы сразу поехали в здание, подготовленное для шведского посольства. Оно было построено в пышном стиле модерн. ... В комнатах стояли в ряд около двадцати железных кроватей - нас было всего семеро - и столько же столов и стульев разных размеров, все самого простого изготовления. Все напоминало больницу. Мы пытались устроиться, как могли. Некоторую мебель мы купили в городе, где открылся специальный магазин для покрытия нужд дипломатов... В последующие дни после приезда коллеги обменивались традиционными визитами. По всеобщему мнению, Швеция получила самый хороший дом".

 
Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина. "Вот так праздновала Рождество Шведская миссия в Куйбышеве в 1941г..."
В 1943 году в особняк возвращается детский сад №46. В 1966 году зданию присваивается статус памятника истории. С 1973 года и по сей день дом находится на балансе областного музея краеведения.
Лишь в 1987 году особняку Курлиной был присвоен статус памятника архитектуры, а в 1995 году дом вошел в список памятников истории и культуры федерального значения.
Первая серьезная реставрация проводилась в 1980-х.
В 2008 году из особняка была вывезена музейная экспозиция и начались реставрационные работы, которые должны были завершится в 2010 году.
26 декабря 2008 года, в ходе реставрации, в особняке случился сильный пожар. После окончания постпожарных антиаварийных работ реставрация здания не возобновлялась.
Подробнее о пожаре и его последствиях можно прочитать по ссылкам:
Агония!
Полтора месяца после пожара.


Фотографии интерьеров особняка можно посмотреть в журнале у _game__over_  по ссылке.
Отмечу лишь одну деталь интерьера - плафон с лепниной в виде парящей нимфы в будуаре Курлиной.
 
По желанию Максима Горького (напомню, что особняк Рябушинского ныне является домом-музеем Горького), было уничтожено рельефное изображение женщины-бабочки на камине в столовой особняка Рябушинского.
Возможно, фигура в Самаре вовсе не нимфа, а женщина-бабочка, а Зеленко создал этот образ по примеру изображения в московской постройке Шехтеля?

 
Фото камина предоставлено [info]sergey_vg 
Так в каком же состоянии находится особняк Курлиной сегодня?
 
Общий вид особняка. Без этого ракурса не обходится практически ни один путеводитель или набор открыток по Самаре.
 
Фасад с улицы Красноармейской с воротами, ведущими во двор усадьбы.
 
Как пишет В.Г. Каркарьян: "Все объемные формы особняка кажутся приставленными к почти кубическому объему двухэтажной части"
 
Эта часть фасада напоминает особняк Рябушинского со стороны Спиридоновки. Особенно нужно отметить расположение и переплеты окон вдоль лестницы.
 
По имеющимся неофициальным данным, ворота-бабочки - копия. Оригинал был поврежден во время работ в особняке. Многие жители Самары должны помнить погнутые ворота. Есть версия, что отреставрированные оригинальные ворота хранятся в Оружейной палате(?).


 
Калитка. На заднем плане видна дворовая постройка. За ней возвышается одна из частей костела.
 



 
Интересная деталь. В разбитое окно(видны осколки стекла на раме) выглядывает телевизионная антенна. В этом помещении, судя по всему, находится охрана. Кстати говоря, во время съемки к нам вышел "веселенький" охранник с дубинкой, заявив, что видел нас через камеру наблюдения. Пытался объяснить что это за особняк. Сказал, что пустил бы нас внутрь, но там нечего снимать. когда я попросил все же показать, авось мы найдем что-нибудь интересное, охранник понял, что сморозил глупость и сказал, что нам нужно обращаться в министерство, к Кузнецовой. Может по незнанию, а может из-за "веселого" настроения в первый день года, охранник назвал министерским работником директора СОИКМ им. П.В. Алабина.
 
Зима.


 
Фасад особняка отделан голубой плиткой и зеленовато-изумрудной майоликой. Существует версия, что майоликовая плитки на особняке являются печными изразцами.
 
Балкон.




 
Стрекоза(бабочка?) на фасаде с улицы Красноармейской.




 
И правда цирк! Сейчас поверх этих афиш висят новые, тоже с рекламой цирка. Здание охраняет ФГУП "Охрана" МВД РФ. Оба фасада имеют камеры видеонаблюдения. При этом, памятник федерального значения наглым образом обклеивается рекламой!  
Спрашивается, почему до сих пор не принимаются меры по пресечению незаконной деятельности? По-моему пора ставить вопрос об ответственности рекламодателя!




 
Летом 2009 года было разбито окно второго этажа. На место разбитого стекла вставлен целофан. Напомню, что за окном -20 градусов, а в особняке уникальная лепнина, которая вряд ли выдержит такие морозы.
 
Фасад с улицы Фрунзе.


 
К вопросу о работе муниципальных служб...
 
Внутри так жарко, что окна приоткрыты... А на улице все еще -20!
 
Такую картину я наблюдал еще во время пожара. Вода рекой лилась по фасаду. Желоб с того времени никто не менял и вся вода стекает по стене. Как мы видим, сильно повреждена фасадная плитка.
Сегодня это выглядет уже так...
 
Вода уходит вниз, нижняя часть стены влажная. А скоро весна, когда лед начнет таять и вновь замерзать...


 
Парадный вход.


 
Балкон над входом сегодня.
 
Фото с сайта СОИКМ им. П.В. Алабина.
На архивной фотографии хорошо видно как выглядел балкон в оригинале. По форме он чем-то напоминает балкон особняка Рябушинского со стороны Спиридоновки.

 

 
На фронтоне над парадным входом расположена рельефная женская головка. По одной из версий - это изображение хозяйки дома - Александры Курлиной.
 

 
Стрекоза(бабочка?) с улицы Фрунзе.
Нужно отметить, что здание имеет 27 типов различных оконных переплетов. Оформление фасада решен по основному принципу модерна "изнутри наружу", что подчеркивают именно формы окон и переплеты.
 



 
Найдите отличия между сегодняшней фотографией и фото на следующий день после пожара.

Исчез выход на крышу из чердака. Кроме того, в ходе противоаварийных работ была постелена не металлическая крыша, а листы рубероида. Рубероидом же заделаны некоторые окна.
 
Некоторые окна со двора заложены. Судя по всему, денег на покупку стекла нет... Штукатурка во многих местах осыпалась, видна кирпичная кладка.


 
Усадебный двор огорожен забором с решеткой в форме крыльев бабочки. 

Я ничего не имею против митинга в поддержку КС, но так же нельзя!!!
 
Итак, после пожара в декабре 2008 года никаких работ, судя по состоянию здания, не ведется, а одна из главных ценностей Самары тает на глазах.
Несколько дней назад видел, как мимо дома проходил А.А. Аксарин, консультант отдела охраны памятников Министерства культуры Самарской области. Архитектор-реставратор даже не поднял глаза на и не посмотрел на здание. А зачем это ему? Когда в последний раз люди, ответственные за сохранение культурного наследия интересовались его состоянием?
Бог с ними, с чиновниками, Самара теряет свои богатства и с этим что-то нужно делать!
Свою позицию по поводу состояния дома несколько дней назад зафиксировал Ваган Гайкович Каркарьян в "Самарской газете":
"Не убили огнем, добивают стужей"
Андрей (Самарский Обыватель(R)) в своем посте "Фотоприговор Рыбаковой" отметил:Вот на что пошли десятки (а то и сотни) миллионов рублей – на оплату труда низкоквалифицированных рабочих, временные заплатки, спешную ликвидацию последствий пожара, отсутствие работ в летний период по полной ликвидации этих последствий, целлофан и рубероид для окон, оплату труда охранников и системы видеонаблюдения, которые не препятствуют расклейке афиш и росписи стен.

Реставрация памятника должны была закончиться летом этого года. Сколько продлится это безобразие и к каким оно приведет последствиям - неизвестно. Можно сказать одно: чем дольше будет простой, тем дороже обойдутся работы по исправлению нынешнего положения.
По сообщению Дмитрия Лобойко ([info]loboyko ), Комитет спасения старой Самары (КССС), совместно с В.Г.Каркарьяном, готовит соответствующие запросы в Министерство культуры Самарской области, Росохрансвязькультуру и в Комитет по культуре, спорту и молодежной политике Самарской Губернской Думы.
Мне кажется, что кроме перечисленных инстанций нужно отправить соответствующие письма следующим адресатам:
Губернатор Самарской области Владимир Артяков.
Министр культуры РФ Александр Авдеев.
Премьер-министр РФ Владимир Путин.
Президент РФ Дмитрий Медведев.

Если у кого-нибудь возникнет желание - делайте перепост, чтобы о состоянии одного из самых красивых зданий Самары узнало как можно больше народа!

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
sergey_vg
Feb. 24th, 2010 07:59 am (UTC)
Красили они его конечно, чисто по советски, со стороны главного входа бежевый цвет, со стороны ворот в нежную охру, а во дворе, много лет конь не валялся, (все вообще облезло до штукатурки) эта штукатурка обвалилась у сливов уже давно, а плитку заклеивают прямо в наглую, и еще умудряются туда дотянутся.
golema
Feb. 24th, 2010 11:54 am (UTC)
Красили в 1990-е, по-моему. При этом, цвет выбирался непонятно по какому принципу. На фотографиях цвет несколько ярче, чем в жизни. А заклеенную плитку я не заметил... В каком месте?
sergey_vg
Feb. 24th, 2010 10:10 pm (UTC)
На 11 фотографии видно, те же афиши цирка, со стороны ворот.
golema
Feb. 25th, 2010 08:11 pm (UTC)
Он обклеен со всех сторон. Самое интересное, что первые окна от ворот - это вход, где чаще всего бывает охрана, и прямо на это место смотрит камера наблюдения...
sergey_vg
Feb. 25th, 2010 08:17 pm (UTC)
Да эта камера там для красоты, она у них наверно вообще выключена
golema
Feb. 25th, 2010 08:24 pm (UTC)
Камеры работают. Они нас зафиксировали во время фотосъемки 1-го января. Пока не искал нормативы по поводу расклейки афиш в неположенном месте. Как найду - постараюсь инициировать конкретные действия против вандалов.
sergey_vg
Feb. 25th, 2010 08:26 pm (UTC)
Зафексировали, и что было дальше?
golema
Feb. 25th, 2010 08:33 pm (UTC)
Да ничего, просто подвыпивший охранник нам об этом сообщил, просто так.
sergey_vg
Feb. 25th, 2010 08:36 pm (UTC)
Надо было его взять за шиворот и ткуть в афиши со словами -- это что такое, а ну быстро содрать.
golema
Feb. 25th, 2010 08:40 pm (UTC)
Боюсь, что ничего не вышло бы. Во-первых он вышел с дубинкой:), а во-вторых я более чем уверен, что он даже не понимает, что это противозаконное действие. Вряд ли у охраны в должностной инструкции что-то об этом сказано...
ferzunkin
Feb. 24th, 2010 09:20 am (UTC)
спасибо. чрезвычайно интересно
golema
Feb. 24th, 2010 11:49 am (UTC)
Пожалуйста.
glasha_zast
Feb. 24th, 2010 10:02 am (UTC)
В начале - расстрелы, потом - детский сад. Положительная аура...
golema
Feb. 24th, 2010 11:50 am (UTC)
Тогда уж надо начать с того, что хозяин сошел с ума... Но хуже от этого особняк не становится!
rodandrew
Feb. 24th, 2010 06:49 pm (UTC)
Спасибо за пост. Слава Богу, успел посмотреть интерьеры. Хороша керамическая плитка на фасаде. Армен, а кто предполагает, что м.б. печной изразец?
golema
Feb. 24th, 2010 08:10 pm (UTC)
Информация от Павла. Об этом говорила инженер-реставратор Л.А. Одинцова. Судя по всему, это работник Самарареставрации, работавший над этим домом. По поводу того, почему она так считает боюсь переврать. Попрошу Павла Вам написать.
rodandrew
Feb. 25th, 2010 06:05 am (UTC)
Очень интересно.Если реставратор видела румпу - признак изразца, в отличие от плитки, то м.б. она заметила и клейма с тыльной стороны?
golema
Feb. 25th, 2010 08:06 pm (UTC)
Насколько я помню со слов Павла, речь шла о том, что изразцы полые и из-за этого практически намертво "сидят".
nikanora
Feb. 24th, 2010 07:34 pm (UTC)
на 4м с конца фото очень отчетливо видно подобие особняку Рябушинского в Москве - только ограда сада отражена на внутреннюю сторону от перекрестка
golema
Feb. 24th, 2010 07:38 pm (UTC)
Между этими двумя постройками однозначно есть связь. Жаль, что пока архивные материалы не позволяют более подробно о ней узнать.
narval
Feb. 24th, 2010 07:47 pm (UTC)
Какая красота! Давно мечтаю поехать в Самару, что бы увидеть все это собственными глазами.
А моя мама занималась реставрацией дома Зеленко в Москве (Вадковский пер., д. 5), но конечно московские работы Зеленко уступают его самарским произведениям!
golema
Feb. 24th, 2010 08:33 pm (UTC)
Известно всего несколько работ Зеленко в Самаре. Среди них особняк Курлиной, безусловно, самая яркая. Я бы назвал ее первой работай московского периода. Предыдущие постройки Зеленко в Самаре не такие яркие.
Детский сад в Вадковском переулке роскошный! А доходные дома в Москве, а дача Пфеффера в Сокольниках http://golema.livejournal.com/42751.html
А в Самару приезжайте! Уверен, что Вам понравится!:)
Veronica Kurlina
Aug. 31st, 2011 02:52 am (UTC)
I love this house
I was very struck by these photos, the condition is now very much like osobnyak.Ya visit the museum of my namesake, but after seeing I wanted to buy time through the museum and bring in order .Ya, I think, must now lead the museum in order to monitor and his condition.
_____________________________________________________________________________________________________________
Меня очень поразили эти фотографии,в каком состоянии сейчас находится особняк.Я очень хотела посетить музей моей однофамилицы, но после увиденного мне захотелось через период времени купить этот музей и привести в порядок.Я ,думаю, нужно сейчас же привести музей в порядок и следить за его состоянием.
( 23 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel