?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Jan. 19th, 2008

"БОГОРОДИЦЫНЫ ДОЧКИ"



В продолжение пердыдущего поста don_serhio добавлю кое-что об упоминавшейся графине Анне Родионовне Чернышевой, известной особым вниманием к ахтырскому Покровскому собору. Решил выложить небольшой кусок из своей книги о Яропольце, которая вот-вот должна появиться из типографии. Взял также несколько иллюстраций оттуда. Среди них - два дореволюционных вида обоих ахтырских соборов, холодного и теплого.




Смотрите под катом

Это часть главы, посвященной создателям известной подмоскосковной усадьбы Ярополец (Ярополец Чернышевых) - фельдмаршалу графу Захару Григорьевичу Чернышеву (1722-1784) и его жене графине Анне Родионовне, достраивавшей после смерти мужа церковь-усыпальницу Казанской иконы Богоматери в Яропольце.


С 1766 года супругой фельдмаршала З.Г. Чернышева была Анна Родионовна, урожденная баронесса фон Ведель (1744-1830). В браке они прожили 18 лет. Графиня пережила мужа почти на полвека, горько его оплакивая и много лет спустя. «День для меня наижесточайший, – писала она в очередной день рождения покойного супруга, – помня что рождение привыкли праздновать того кого уже нет и на свете». Жизненный путь графини отмечен многими выпавшими на ее долю испытаниями. Потеряв рано родителей, затем единственную сестру, похоронив мужа и не зная счастья материнства, она осталась в полном одиночестве. Смыслом ее дальнейшего существования стала глубокая вера в Бога и помощь нуждающимся. Только за свою благотворительную деятельность она заслуживает благодарности потомков.
Графиня А.Р. Чернышева была старшей дочерью генерал-майора барона Родиона (Иродиона) Кондратьевича фон Веделя (ум. в 1754 году) и Анастасии Богдановны, урожденной Пассек (ум. в 1757 году). Младшая из их дочерей, Мария была второй женой генерал-аншефа графа П.И.Панина. Она рано умерла, не реализовав свои незаурядные способности. По отзывам современников Мария Родионовна неплохо рисовала и даже составляла архитектурные проекты. Ее облик – гордой и несколько высокомерной придворной дамы – запечатлен в широко известном мраморном портрете Ф.И. Шубина, по праву считающемся шедевром русской скульптуры XVIII века.





Существует давняя легенда, которая словно предопределила глубокую религиозность Анны Родионовны Чернышевой и череду ее богоугодных дел. Предание связано с чудесами Ахтырской иконы Божией матери, явленной в 1739 году в городе Ахтырке Харьковской губернии. Икона прославилась исцелениями, привлекая к себе толпы богомольцев. Тяжело заболев, за помощью к чудотворному образу приехала и вдова генерала Веделя Анастасия Богдановна. Здесь, в Ахтырке, баронессе явилась Богородица, которая предрекла больной скорую кончину, пообещав свою защиту ее двум дочерям. «А о детях своих не заботься, – будто бы сказала Дева Мария умирающей, – я стану их покровительницей». Вскоре мать Анны и Марии действительно умерла «в благости и умиротворении». Эта история стала известна при дворе, и набожная императрица Елизавета взяла осиротевших девочек к себе на воспитание. Позже А.С. Пушкин записал это семейное предание, назвав заметку «Богородицыны дочки».
В истории семьи Веделей это был не единственный пример проявления чудотворной силы Ахтырской иконы. Считается, что своим благосостоянием фамилия также обязана этому образу. Именно по случаю празднования явления иконы императрица, делая щедрые пожалования, подарила генерал-майору Р.К. Веделю богатейшее имение со слободой Вейделевка в Валуйском уезде Воронежской губернии (сейчас поселок в Белгородской области). В 1768 году имение было разделено между дочерями генерала: Марии отошло все движимое имущество, а Анне – вся недвижимость с землей и крестьянами.
Возможно, благодарность Богородице заставляла А.Р.Чернышеву жертвовать большие средства монастырям и церквям. Особого внимания удостоился Покровский собор в Ахтырке, построенный на месте чудесного явления иконы. В его ризнице хранились вложенные графиней большое надпрестольное Евангелие в серебряном окладе весом до 3 пудов и бриллиантовое перо. К окладу самой чудотворной иконы графиня приложила бриллиантовые знаки ордена Св. Екатерины. Около собора по ее заказу в 1784 году была построена отдельная церковь-колокольня, украшенная иконостасом, для которого графиня подарила картину Мурильо из своей коллекции. В 1825 году рядом была возведена теплая церковь Рождества Христова, к которой примыкали жилые помещения. В них графиня останавливалась во время своих приездов в Ахтырку.
После смерти родителей Анна и Мария были пожалованы фрейлинами и получили приличествующее благородным девицам воспитание. С малолетства оказавшись при елизаветинском дворе, Анна Родионовна усвоила присущие ему нравы, в которых к изящным манерам примешивались высокомерие и грубость. Причудливую двойственность душевного благородства и самодурства, проявляющегося порой в жестокости, графиня Чернышева сохранила на всю жизнь.
Анна в юности была красива. Воспитатель царевича С. Порошин писал, что в середине 1760-х годов юный Павел был очарован ею. В 1766 году Екатерина II устроила ее свадьбу с З.Г. Чернышевым, который был старше невесты ровно наполовину – на 22 года. Брак был счастливым, но бездетным. В 1773 году графиня была пожалована званием статс-дамы двора.......




Собор Рождества Христова (теплый). Фото начала 20 в. ИИМК РАН.
Здесь можно увидеть, каким изначально был четырехколонный портик и ЧТО ДЕЛАЮТ с ним сейчас. Посмотрите на фронтон в предыдущем посте don_serhio, руки бы оторвать таким "реставраторам".




Покровский собор. Фото нач. 20 в. ИИМК РАН.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
don_serhio
Jan. 20th, 2008 08:50 am (UTC)
Эх, жаль мы с Вами поздно списались на эту тему, я бы Вам дал свежих красивых фоток. Если можно, я бы очень-очень хотел купить Вашу книгу, несколько экземпляров. Увлекаюсь историей. По поводу реставрации Христорождественской церкви, к сожалению да. Дело в том, что реставраторы там по сути и не присутствовали. По большей части все делалось местными малярами-штукатурами-каменщиками. Денег нет. Крышу над портиком сделали,чтобы он совсем не завалился, так как там долгое время все было под открытым небом и начали разрушаться каменные колонны. И главку под крестом видите какую сделали????? Слов нет, одни эмоции. Очень жаль эту церквушку. Я немного позже сделаю новый пост, январские снимки, там больше ракурсов.
А эта жуткая зеленая покраска Покровского собора!!!!!! Даже несведущий человек понимает, что выделять цветом выступающие детали нельзя, иначе визуально они исчезнут, что собственно и произошло. Так по уродски покрасили лет шесть наверное назад, когда был юбилей НГДУ, и его начальник с большой радости, решил выделить деньги и привести собор в порядок, сделать новую побелку и подсветку. Его выкрасили за сутки. Из Сум приезжал архитектор потом, возмущался жутко, писал петиции, но ясное дело смывать никто не будет. Вот и осталось все как есть.
Да, Вы упоминали, что в Архитектурном наследии будет выходить статья Парамонова о Харьковском архитекторе В. Покровском. Могу поделиться фотками его творений.
av4
Jan. 20th, 2008 10:06 am (UTC)
Спасибо, но у меня тоже есть съемка относительно недавняя - 2004 года. Я специально для иллюстраций решил использоватьб архивные фото, они уникальнее, да и памятники показывают в их изначальном виде. А насчет книжки сообщу, как только выйдет. В статье Парамонова, насколько знаю, много иллюстраций - проекты, обмеры, старые и новые фотографии. Но если что-то понадобится, дам знать. Пока еще не начинали верстать. Это не в "Архитектурном наследии", а в очередном сборнике "Русская усадьба".
don_serhio
Jan. 20th, 2008 11:04 am (UTC)
По поводу архивных фото я с Вами абсолютно согласен.
Понятно. А сборник "Русская усадьба" когда планируется выпустить????? Я бы тоже купил его.
av4
Jan. 20th, 2008 11:03 pm (UTC)
Может к лету. Сообщим.
don_serhio
Jan. 21st, 2008 06:43 am (UTC)
Хотел спросить. А эти архивные фото Ахтырки из каких фондов? И можно ли туда записаться в качестве читателя, если это библиотека или архив?????
av4
Jan. 21st, 2008 07:55 am (UTC)
Это фотоархив Института истории материальной культуры в Питере. Записаться можно с письмом от какой-нибудь организации. Конкретно эти две фотки публиковались в большом альбоме "Православный мир России на фотографиях конца 19 - начала 20 века", изданном в Питере "Ликами России".
don_serhio
Jan. 21st, 2008 08:03 am (UTC)
Как интересно. Я этот альбом только в ссылках встречал, в руки он мне не попадал. А этот альбом еще есть в продаже, или он вышел давно и маленьким тиражом??? А там были еще фотографии Ахтырки?
av4
Jan. 21st, 2008 08:21 am (UTC)
Из Ахтырки еще интерьер собора. Альбом вышел в 2001, недавно видел его в Библио-глобусе на Лубянке и на Арбате в доме книги. А так в Питере в самом издательстве. Альбом очень интересный, в нем съемка из фотоархива ИИМК. А это одно из лучших собраний дореволюционной съемки, поскольку институт унаследовал архив Императорской Археологической комиссии. Там много съемки Украины, почти весь деревянный Север, среднерусские древности. Гораздо меньше городских и усадебных памятников 18-19 веков, поскольку они тогда еще особым вниманием не пользовались
don_serhio
Jan. 21st, 2008 09:14 am (UTC)
Огромное спасибо за ориентир.
av_otus
Jan. 20th, 2008 10:06 am (UTC)
Ну, сделайте пост. А фотки современные только, или что-нибудь архивное есть? Ведь не все сохранилось. Он работал до Харькова в Варшаве, спректирвал там пару храмов, один из которорых поляки снесли. Кстати, знаете, что Пантелеимоновская церковь в Сумах - его произведение?
don_serhio
Jan. 20th, 2008 05:34 pm (UTC)
Знаем конечно, он еще в Сумах и подворье епархиальное проектировал, правда до конца не успел.
av_otus
Jan. 20th, 2008 07:26 pm (UTC)
почему "конечно"? Вот Парамонов не знает, в статье у него нет много чего. Статья ... Покровской(не поню инициалов, видимо, потомок) в "Архитектурном наследстве" середины 90-х настолько обзорная, что там вообще мало что упомянуто из его работ. А в "памятниках архитектуры и градостроительного искусства украинской ССР" 80-х гг. Пантелеимоновская церковь неверно атрибутирована А.В.Щусеву.
don_serhio
Jan. 21st, 2008 09:34 am (UTC)
Дело в том, что В.Н. Покровский и был архитектором не ординарным, но к сожалению не светилом в своей отрасли. К тому же, он был архитектором епархиальным. Попутно он часто занимался изменением типовых проектов церквей, хотя бы Немкина. Из-за этого многие его творения оставлены без автографа своего зодчего. И документальных подтверждений тоже увы не осталось. Так что не удивительно, что и Парамонов и мы с Вами не все знаем.
sergius_caesar
Jan. 20th, 2008 12:15 pm (UTC)
К вопросу о прахе фельдмаршала...
Мы с lugerovski вот здесь (http://sergius-caesar.livejournal.com/93441.html) там и не вспомнили, что сталось с прахом фельдмаршала Чернышева. Не просветите - когда его вынесли из склапа в Яропольце (и как - через нынешние - весьма небольшие - отверстия в полу)? И какова его дальнейшая судьба - он где-то перезахоронен?
av4
Jan. 20th, 2008 01:14 pm (UTC)
Re: К вопросу о прахе фельдмаршала...
Когда в 1784 году З.Г. Чернышев умер, усыпальница в Яропольце еще не была достроена. Фельдмаршала похоронили в склепе Ильинской церкви с. Ильинского (это в 8 км от Ярпольца, тоже Волоколамский район, ротондальная церковь сохранилась). Там он пролежал до 1897 года. Только тогда потомки, а именно граф Ипполит Иванович Чернышев-Кругликов задумал перенести прах в Ярополец. Церемония была проведена со всей торжественностью. Что касается дальнейшей судьбы захоронения, то никаких фактов нет. Никто его больше не переносил. Просто разграбили и все. Один мой знакомый, увлекающийся копательством, в 90-х годах перерыл груды мусора в яме самой могилы (она выложена белым камнем) и нашел часть латунной пластины от гроба Чернышева. На ней уцелела часть надписи, что такой-то скончался и "бысть погребен в сем месте". Вот она:



Так что прах фельдмаршала там, просто смешанный с мусором или давно превращенный в труху, попросту сгнивший, поскольку яма обычно залита водой. Этого обстоятельство опасалась в переписке еще графиня Анна Родионовна, предлагая устроить усыпальницу по европейскому обычаю, не в земле, а открытым способом - поставить гроб в каменном саркофаге прямо на пол.
sergius_caesar
Jan. 20th, 2008 01:23 pm (UTC)
Re: К вопросу о прахе фельдмаршала...
Да - грустная история... Получается, я там в склепе прямо по праху и лазил... Спасибо за разъяснение! И за фото - отдельное спасибо!
don_serhio
Jan. 20th, 2008 05:29 pm (UTC)
Забыл сказать, у меня есть немного информации, когда-то в газете нашел, о мавзолее Кантемиров в Рогани, под Харьковом. Его тоже построила Анна Родионовна Чернышева. Но до наших дней он не сохранился. Если информация Вам нужна, могу отправить на электронку или сюда запостить.
av4
Jan. 20th, 2008 11:05 pm (UTC)
Я про мавзолей из книги Лукомского знаю (Старинные усадьбы Харьковской губернии), хорошая штука была. Перед первой поездкой в Харьков в 2004 долго выяснял, сохранился или нет. Как говорится, чуда не произошло. Сделайте пост.
vechnost8
May. 28th, 2010 07:47 pm (UTC)
Спасибо за Ваши материалы. Анна Родионовна и во Флоровском монастыре в Киеве построила Воскресенскую церковь и келейный корпус, а также украсила своими драгоценностями Рудненскую икону Божьей Матери. Есть ли у Вас другие портреты Анны Родионовны? Спасибо!
( 19 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel