АВЧ (av4) wrote in arch_heritage,
АВЧ
av4
arch_heritage

Categories:

"БОГОРОДИЦЫНЫ ДОЧКИ"



В продолжение пердыдущего поста don_serhio добавлю кое-что об упоминавшейся графине Анне Родионовне Чернышевой, известной особым вниманием к ахтырскому Покровскому собору. Решил выложить небольшой кусок из своей книги о Яропольце, которая вот-вот должна появиться из типографии. Взял также несколько иллюстраций оттуда. Среди них - два дореволюционных вида обоих ахтырских соборов, холодного и теплого.




Смотрите под катом

Это часть главы, посвященной создателям известной подмоскосковной усадьбы Ярополец (Ярополец Чернышевых) - фельдмаршалу графу Захару Григорьевичу Чернышеву (1722-1784) и его жене графине Анне Родионовне, достраивавшей после смерти мужа церковь-усыпальницу Казанской иконы Богоматери в Яропольце.


С 1766 года супругой фельдмаршала З.Г. Чернышева была Анна Родионовна, урожденная баронесса фон Ведель (1744-1830). В браке они прожили 18 лет. Графиня пережила мужа почти на полвека, горько его оплакивая и много лет спустя. «День для меня наижесточайший, – писала она в очередной день рождения покойного супруга, – помня что рождение привыкли праздновать того кого уже нет и на свете». Жизненный путь графини отмечен многими выпавшими на ее долю испытаниями. Потеряв рано родителей, затем единственную сестру, похоронив мужа и не зная счастья материнства, она осталась в полном одиночестве. Смыслом ее дальнейшего существования стала глубокая вера в Бога и помощь нуждающимся. Только за свою благотворительную деятельность она заслуживает благодарности потомков.
Графиня А.Р. Чернышева была старшей дочерью генерал-майора барона Родиона (Иродиона) Кондратьевича фон Веделя (ум. в 1754 году) и Анастасии Богдановны, урожденной Пассек (ум. в 1757 году). Младшая из их дочерей, Мария была второй женой генерал-аншефа графа П.И.Панина. Она рано умерла, не реализовав свои незаурядные способности. По отзывам современников Мария Родионовна неплохо рисовала и даже составляла архитектурные проекты. Ее облик – гордой и несколько высокомерной придворной дамы – запечатлен в широко известном мраморном портрете Ф.И. Шубина, по праву считающемся шедевром русской скульптуры XVIII века.





Существует давняя легенда, которая словно предопределила глубокую религиозность Анны Родионовны Чернышевой и череду ее богоугодных дел. Предание связано с чудесами Ахтырской иконы Божией матери, явленной в 1739 году в городе Ахтырке Харьковской губернии. Икона прославилась исцелениями, привлекая к себе толпы богомольцев. Тяжело заболев, за помощью к чудотворному образу приехала и вдова генерала Веделя Анастасия Богдановна. Здесь, в Ахтырке, баронессе явилась Богородица, которая предрекла больной скорую кончину, пообещав свою защиту ее двум дочерям. «А о детях своих не заботься, – будто бы сказала Дева Мария умирающей, – я стану их покровительницей». Вскоре мать Анны и Марии действительно умерла «в благости и умиротворении». Эта история стала известна при дворе, и набожная императрица Елизавета взяла осиротевших девочек к себе на воспитание. Позже А.С. Пушкин записал это семейное предание, назвав заметку «Богородицыны дочки».
В истории семьи Веделей это был не единственный пример проявления чудотворной силы Ахтырской иконы. Считается, что своим благосостоянием фамилия также обязана этому образу. Именно по случаю празднования явления иконы императрица, делая щедрые пожалования, подарила генерал-майору Р.К. Веделю богатейшее имение со слободой Вейделевка в Валуйском уезде Воронежской губернии (сейчас поселок в Белгородской области). В 1768 году имение было разделено между дочерями генерала: Марии отошло все движимое имущество, а Анне – вся недвижимость с землей и крестьянами.
Возможно, благодарность Богородице заставляла А.Р.Чернышеву жертвовать большие средства монастырям и церквям. Особого внимания удостоился Покровский собор в Ахтырке, построенный на месте чудесного явления иконы. В его ризнице хранились вложенные графиней большое надпрестольное Евангелие в серебряном окладе весом до 3 пудов и бриллиантовое перо. К окладу самой чудотворной иконы графиня приложила бриллиантовые знаки ордена Св. Екатерины. Около собора по ее заказу в 1784 году была построена отдельная церковь-колокольня, украшенная иконостасом, для которого графиня подарила картину Мурильо из своей коллекции. В 1825 году рядом была возведена теплая церковь Рождества Христова, к которой примыкали жилые помещения. В них графиня останавливалась во время своих приездов в Ахтырку.
После смерти родителей Анна и Мария были пожалованы фрейлинами и получили приличествующее благородным девицам воспитание. С малолетства оказавшись при елизаветинском дворе, Анна Родионовна усвоила присущие ему нравы, в которых к изящным манерам примешивались высокомерие и грубость. Причудливую двойственность душевного благородства и самодурства, проявляющегося порой в жестокости, графиня Чернышева сохранила на всю жизнь.
Анна в юности была красива. Воспитатель царевича С. Порошин писал, что в середине 1760-х годов юный Павел был очарован ею. В 1766 году Екатерина II устроила ее свадьбу с З.Г. Чернышевым, который был старше невесты ровно наполовину – на 22 года. Брак был счастливым, но бездетным. В 1773 году графиня была пожалована званием статс-дамы двора.......




Собор Рождества Христова (теплый). Фото начала 20 в. ИИМК РАН.
Здесь можно увидеть, каким изначально был четырехколонный портик и ЧТО ДЕЛАЮТ с ним сейчас. Посмотрите на фронтон в предыдущем посте don_serhio, руки бы оторвать таким "реставраторам".




Покровский собор. Фото нач. 20 в. ИИМК РАН.
Tags: av4, Ахтырка, Сумская область, Украина, архивные фотографии, города, монастыри, соборы, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments