Борзописец (hablador) wrote in arch_heritage,
Борзописец
hablador
arch_heritage

Categories:

К вопросу об угрозах

Всем, я думаю, известна история с Новым Иерусалимом в Подмосковной Истре.
Однако, порыскав бегло по сетке, нигде не нашёл более или менее чёткого рассказа о сегодняшней ситуации.
Особенно в кавычках "порадовал" репортаж из Вестей - ни слова о музее - ну не было такого. Впрочем, наверно это ещё не предел ханжества. Так вот, Новый Иерусалим...



Основанный Патриархом Никоном в XVII веке Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
задумывался как копия "Святого града". Колоссальный Воскресенский Собор является уникальным в своём роде
архитектурным макетом в натуральную величину и довольно точно повторяет формы Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Основой архитектурной композиции собора является колоссальный шатёр, возвышающийся над т.н. Кувуклией - местом погребения тела Христа. Восточнее, над средокрестием расположен купол на мощном барабане. С юга примыкала высокая ярусная колокольня, подражающая формам Московского "Ивана Великого".
Шатёр Патриарха Никона, как известно был построен из камня и простоял недолго. О его внешнем облике сохранилось крайне мало свидетельств. В начале XVIII столетия шатёр обрушился.
После этого собор более четверти века стоял в руинах. И только по указу Императрицы Елисавет Петровны в середине века начато возведение нового шатра из дерева в характерных формах Барокко. Проект шатра был создан знаменитым Растрелли-сыном. Воплощать грандиозное сооружение в натуре было поручено московскому зодчему Карлу Бланку.

Обновлённый собор явил собой новое чудо Русской архитектуры. С богатой изразцовой декорацией эпохи Никона соперничала новая пышная барочная лепнина и позолота. С незначительными поздними дополнениями Воскресенский собор дожил до Великой Отечественной Войны. В то время в монастыре уже был музей (с 1919 года) - что, кстати говоря, спасло монастырь от неизбежного в советские годы разграбления и устройства на его территории очередного ЛТП... а то и попросту от пресловутой "заготовки кирпича по методам ильича".

Во время Войны Истра была оккупирована. Воскресенский Собор был взорван немцами - обрушился купол, за ним - шатёр и колокольня.

После войны титаническими усилиями музейных работников, архитекторов, реставраторов, историков и искусствоведов монастырь был восстановлен. Восстановили - хотя и не полностью - и сам собор. К середине 1990-х годов завершились самые сложные с технической и материальной точек зрения работы по возведению нового шатра (уже 3-его по счёту). Теперь для надёжности все конструкции были сделаны из металла. В условиях кризиса, который переживала в то время страна, а также учитывая, постоянное недофинансирование объектов и учреждений культуры - успешное завершение строительства такого масштаба можно считать подвигом всех сотрудников музея и прежде всего тогдашнего директора В. Ф. Нижегородова - скоропостижно скончавшегося в 1995.

В 1994 году монастырь был передан РПЦ. Всё это время братия (сначала было 3 монаха, потом 2, потом и вовсе ни одного не осталось) во главе с настоятелем и.Никитой жила в отобранных у музея корпусах, варила борщи (вернее борщи варили некие "матушки" - хотя убей меня Боже, не пойму какие могут быть "матушки" у монахов), жгла музейное электричество и пользовалась центральным отоплением. Раз в неделю в Воскресенском Соборе, проводились службы. Но в целом дела шли ни шатко ни валко. При этом музей продолжал жить в трапезных палатах, исправно делая выставки, принимая посетителей и ведя реставрацию, которая, хоть и с гораздо меньшим размахом продолжалась и в те годы. Вопрос об окончательной передаче монастыря церкви "повис". А настоятель Никита вообще самоустранился: в монастыре появлялся всё реже, жил неподалёку в Бужарово (там у него "подворье" отстроили на берегу Истринского водохранилища), ездил он туда красиво... по-пацански: за рулём серебристого bmw, в джинсах и без рясы, естественно. Под конец своего правления даже говорят и бороду сбрил...
У всех тогда были дела поважнее, чем всякие там молитвы о заупокой-душе. РПЦ тогда деньги зарабатывала (как и все), ей было не до монашеской жизни. Музей тоже старался денег заработать - правда честным-то трудом много не заработаешь :) А деньги музею, кстати говоря, были нужны ещё и для того, чтобы оплачивать те самые счета за электричество и воду - которыми пользовались в т.ч. и "матушки". Но это так... к слову... не сдержался, простите :))

В 2008 вместе с обновлением в Российской правящей элите кто-то догадался обновить и настоятеля Новоиерусалимского монастыря. Новый игумен Феофилакт, осенённый высочайшей поддержкой незамедлительно начал имитацию бурной деятельности. Пошли речи об окончательном восстановлении собора, для чего, естественно, нужно создать фонд чтобы собрать энное количество миллиардов. Причём государство (в лице Президента в том числе) участвует лишь половиной суммы - остальное добирают с неизвестных инвесторов. Но это - ладно! В финансовые вопросы лучше ващё в нашей стране не вдаваться - а то хуже будет...

Поначалу дело вроде бы пошло: в монастырь зачастило высокое начальство, был создан совет, в который привлекли в том числе и таких профессионалов, как А.Л.Баталов и др. Но в результате как обычно: начался какой-то мутняк: половину людей из совета разогнали - другие сами ушли... настоятель Феофилакт (видимо на радостях) начал не в меру предаваться архитектурным мечтаниям. Среди архитектурной общественности уже разошлись некоторые его "перлы": к примеру построить на р.Истре купальню на 30 000 человек с электроподогревом, а на склонах холма устроить фуникулёр (некисло, да!)...
А чего стоит проект колокольни из монолитного железобетона с телескопическим лифтом (кстати под неё уже начали разрушать подлинные остатки первого яруса с сохранившимся изразцовым иконостасом)...



Но последней идеей Феофилакта стало воссоздание заново никоновского шатра. Надо заметить, что для этого воссоздания, обсуждавшегося после Войны Щусевым и Барановским, - просто нету достоверных исторических и архитектурных данных. Таким образом воссоздание это станет ещё одним поводом для архитектурных фантазий в духе Царицыно или того похлеще. Причём уже существующий, с такими усилиями возведённый шатёр, предполагают разобрать, а на его месте возвести новый, и даже не из кирпича (как при Никоне), а почему-то из дуба. Архитекторы просчитали: дубовые конструкции окажутся тяжелее стальных - но никого это уже не смущает. Так же как не смущает их: откель взять столько дров - ну разве что спилить все дубовые головы, которые у нас в разных "структурах" обитают (не исключая РПЦ)?

А по самым свежим сплетням удалось установить, что в конкурсе, объявленном на хлебное место фирмы-застройщика должна победить небезызвестная фирма под названием "Сатори". Всем всё ясно... :///
Если кто не помнит: профиль фирмы: снос зданий; и именно она занималась разбором Гостиницы "Россия"

Так что спешите видеть: Новый Иерусалим! Последняя гастроль! Пока ещё живьём, но скоро не известно...

ЗЫ: в ближайших постах постараюсь выложить фото

Tags: Московская область, вандализм, реконструкция, утраты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments