Я, конечно, подозреваю, что предыдущие части рассказа об этой поездке уже вовсе стерлись из памяти читателей сообщества, поэтому даю напоминающие ссылки:
Часть 1. Нелазское
Часть 2. Дмитриево
Часть 3. Улома - Владмировка (Суда)
Часть 4. Кирилло-Белозерский монастырь. Большой (Успенский) монастырь
Часть 5. Кирилло-Белозерский монастырь. Иоанно-Предтеченский (Горний) монастырь
В Ферапонтово мы приехали после Кириллова, к вечеру. Пока ехали, специально по заказу фотографов (Оирушка позвонила куда надо) к Ферапонтову были стянуты драматичные облака.


Напомню приличествующий рассказу минимум касательно истории монастыря.
Основал его выходец из московского Симонова монастыря преподобный Ферапонт, отправившийся на Север вместе с Кириллом Белозерским в поисках уединения. Сначала они поселились на месте Иоанно-Предтеченского монастыря в Кириллове, но через год, в 1398 г., Ферапонт оставил Кирилла и удалился на Бородавское озеро. Со временем вокруг него собрались монахи, хотя он к этому нисколько не стремился.
В 1408 г. Ферапонт, которому тогда было уже за 70, был приглашен можайским князем Андреем Дмитриевичем (сыном Дмитрия Донского) для основания монастыря в Можайске. Так появился Ферапонтов Лужецкий монастырь. В нем преподобный и скончался в 1426 г.
В XV веке в Ферапонтове настоятельствовал Мартиниан - ученик Кирилла Белозерского. Он известен тем, что бласловил Василия Темного на борьбу с Дмитрием Шемякой за московский престол. Семь лет Мартиниан был настоятелем Троице-Сергиева монастыря, а затем вернулся в Ферапонтово и еще 26 лет возглавлял обитель. Умер в 1483 г. Тридцать лет спустя его мощи были обретены нетленными, от них пошли чудеса, и Мартиниан, так же, как и основатель монастыря, был причислен к лику святых.
В 1666-1676 гг. в Ферапонтове содержался низложенный патриарх Никон. Жил, судя по всему, неплохо, но потом его перевели в Кириллов, где условия были весьма тяжелыми.
На протяжении XVIII века монастырь приходил в упадок и в 1798 г. был упразднен. Храмы обращены в приходские.
Возрожден в начале XX века как женский, после революции закрыт.
Сегодня монастырь известен прежде всего уникальными фресками собора Рождества Богородицы, расписанного Дионисием в 1502 г.

В Ферапонтове нет грандиозного архитектурного ансамбля. Все очень компактно и камерно. Окружающая стена низенькая и напрочь лишенная крепостного масштаба, да и появилась лишь в начале XX века, а до нее была деревянная. Все сооружения - допетровские, в разной степени искаженные перестройками.
Вокруг - село, и крупных зданий, способных перебить главенство монастыря, к счастью нет.




Святые ворота с церковью Богоявления и Ферапонта (1649)

основные постройки соединены между собой галереями. Собор Рождества Богородицы имеет очень почтенный возраст - 1490 г. Это старейшее каменное здание Русского Севера (собор Кирилло-Белозерского монастыря на семь лет моложе).
С юга к собору в 1640-1641 гг. пристроена церковь преподобного Мартиниана.


Завершение у церкви Мартиниана совершенно как у деревянных шатровых храмов.

Собор первоначально завершался горкой раннемосковских кокошников, в которые "впрессованы" орнаментальные полосы (бегунец, поребрик). Над приделом была еще одна глава. Под кровлей все это достаточно хорошо сохранилось. Однако реставраторы ограничились закладкой растесанных в XVIII веке окон. А глава, на мой взгляд, откровенно некрасивая и грубая.

А теперь главное сокровище - фрески. Вообще, снимать не разрешают, но для нас было сделано исключение.

К сожалению, нюансы оттенков фотография не передает. Снимать было сложно, темно, да еще люди, да еще ограничение по времени, так что результат так себе - скорее, на память.
А впечатление очень большое - и в целом (расписан был сразу весь собор - и все прилично сохранилось!), и в частностях.




Свт. Николай меня больше всего впечатлил.




Пока были внутри, тучки развеялись.




Благовещенская церковь с трапезной (1530-1534). У трапезной угол сломан. кокошники раскрыты реставрацией. В арках на восточной стене висели колокола.
Шатровая колокольня - XVII в.





Такие густо-синие длинные тени и сугробы бывают только мартовскими вечерами.


А эта фотография замыкает круг. Удивительная метаморфоза произошла с небом и со всем видом монастыря...