АВЧ (av4) wrote in arch_heritage,
АВЧ
av4
arch_heritage

Categories:

ГОРЕ-РЕСТАВРАЦИЯ: ах вы кони, мои кони...

Из материалов к ХРОНИКЕ ВАНДАЛИЗМОВ в очередной сборник ОИРУ №13.

Лучшее - как известно, враг хорошего. В очередной раз убеждаешься, что главная опасность для архитектурного памятника - не "всеразрушающее" время, а людское головотяпство, корыстолюбие и прочие сомнительные качества наших современников. Благими намерениями известно что куда вымощено. Стоял бы себе и стоял усадебным дом в Покровском, сохраняя и дальше свой уникальный первоначальный вид, если бы не задумали его реставрировать. Десять лет работали, не покладая рук. Не один подрядчик сменился за это время. Усадьба и пользователя даже успела поменять. Замечательная цель стояла, редкая по нашим временам - создать в Покровском музей. Цель достигнута, только, когда сняли леса, знающие люди ахнули - тот дом, да не тот. А самое страшное - лошадок больше нету, тех лошадок, которые выделяли дом в Покровском из десятков других, были его изюминкой-фишкой-брендом, как угодно назовите.


Лошадки с человеческими лицами в 2002 году. Фото av_otus


Вид дома с другой стороны в 2005 году

Дальше все по порядку, о лошадях, людях и дураках


Главный фасад дома в 1980-х годах

Усадьба в Покровском под Грязовцом (Вологодская область) с 17 века принадлежала дворянам Брянчаниновым. В 1809-1810 гг. помещик Александр Семенович Брянчанинов выстроил себе новый каменный дом по проекту архитектора А. Сапожникова. Редкий случай - сохранились проектные чертежи. А в 1820 г. дом решили реконструировать, украсив фасады великолепной лепниной. Проект составил московский архитектор А. Кутепов. Эти чертежи вроде бы тоже сохранились. Кутепов нарисовал всякие стильные штучки с воинскими доспехами, женскими масками, гирляндами, кессонами и т.д. Но самое интересное, что появилось в облике дома в 1820-х - это лошадиные головы на кронштейнах, поддерживающих балкон. Считается, что они указывали на кавалерийское прошлое Брянчанинова - офицера, участвовашего в войне с Наполеоном. Эти лошадки наделили образ дома своей особой поэзией, придали ему какую-то трогательность и уютность. Покровское привлекло еще в начале ХХ века внимание Г. Лукомского, написавшего, что это одна из лучших усадеб России, одна из самых одухотворенных.

Так и простоял дом без особых утрат и переделок до конца 1990-х гг. А потом начались реставрационные работы - благое дело, завершившееся конфузом. Заказчиком тогда выступил департамент культуры, поскольку памятник далеко не местного значения. Работы шли долго, тяжко. Воровали деньги, меняли подрядчиков, в 2005 приезжал губернатор Позгалев, всех обругал, надавал тыщу поручений. В процессе работ вспомнили, что усадьба была родиной святителя Игнатия Брянчанинова (в миру Дмитрий, сын строителя дома А.С. Брянчанинова)и передали ее Вологодской епархии для размещения мемориального музея ахиепископа. Приезжал патриарх, открыл доску на фасаде дома, посвященую Игнатию Брянчанинову. Наконец, дело завершилось торжественной сдачей объекта. Все довольны. Домик стоит как только что построенный - розовощекий, с белыми кружевами деталей. Нам бы радоваться возрождению еще одного дворянского гнезда. Но не получается.


Дом после реставрации в 2007 году

При ближайшем рассмотрении оказывается, что часть фасадного декора куда-то пропала. Видимо, в смету реставрационных работ не укладывалась. Послетала половина розеток в кессонах оригинального фронтона. Там теперь какие-то странные, ничем не поддержанные лучи паутины. На съемке 1980-х видно, что почти все кессоны заполнены. Вероятно, несколько штук отвалились, а остальные реставраторы решили для симметрии сами убрать. Вышло весело, но неправдоподобно. Увы, нет и лошадок. Они исчезли вместе с кронштейнами, поддерживающими балкон. Его теперь вообще ничего не держит. Явно не от большого знания законов архитектуры классицизма реставраторы нарушили всю систему организации фасада, наплевав на набор деталей, которые ему просто жизненно необходимы. Иначе получается абра-кадабра. Она и получилась, густо приправленная тяжелой "банной" балюстрадой лестницы, задавившей камерный и хрупкий домик. Их бы поименно перечислить, всех этих горе-мастеров, да сведений таких не имеем. Вот здесь можно почитать о проблемах, возникших еще в далеком 2005 году. Как бы лошадей на место вернуть?


Фасад поближе - ни цветочных розеток, ни лошадей.


Прощальный лошадиный взгляд (выглядывает внизу справа)
Tags: av4, Вологодская область, классицизм, реставрация, усадьбы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments