?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Всегда удивляюсь, до чего же люди в большинстве своем невнимательны. Даже специалисты, пишущие об архитектуре. Как говорится, смотрят... а видят... все ее - фигу! Это я об авторах свода памятников по Украине, дебиловатого четырехтомника 1983-86 годов. Мало того, что они ни одного заказчика-владельца всех усадеб-замков не указали, а все главные дома в усадьбах тупо назвали дворцами (сразу вспоминаются бессмертные - десять стульев из дворца), так еще и архитектурного анализа никакого. Сплошное малоинтересное описательство, без попыток дать памятнику оценку и включить его в общую картину истории архитектуры. А все потому, что этой самой картины в головах и не было. Да и сейчас не очень.


Копия


Оригинал. Дальше узнавайте сами.

Вперед за отгадкой

Село Старая Прилука в Винницкой области - место, туристами не посещаемое. Да и кто поедет, наткнувшись вот на такое описание тамошней достопримечательности?

Дворец в формах необарокко, кирпичный, прямоугольный в плане, двухэтажный. Фасады в традиционной пятичастной схеме, трехосевые, со слабо выраженными в плане центральным и боковыми ризалитами, активно подчеркнутыми архитектурно-скульптурными средствами, завершенные аттиками. Первый этаж рустован, второй выполнен в ордерной системе. Центральный ризалит главного фасада подчеркнут по оси входным тамбуром с террасой. Стена второго этажа расчленена спаренными полуколоннами коринфского ордера, в интерколумниях — полуциркульные окна и дверь с развитым барочным наличником, прорезающим разорванный карниз и входящим в тимпан параболического фронтона, который накладывается на плоскость стены фигурного аттика. Боковые ризалиты с одним полуциркульным окном также фланкированы полуколоннами коринфского ордера и завершены аттиками. Поля стен между ризалитами спокойны, основным архитектурным мотивом их является строгий ряд прямоугольных окон. Главный и парковый фасады идентичны по архитектурной схеме и отличаются лишь отдельными деталями. Планировка дворца коридорная с двусторонним размещением комнат. Главный холл первого этажа, расчлененный двумя рядами колонн, и лестница выполнены в полном отрыве от архитектуры здания в мавританском стиле. Обращаем на себя внимание частично сохранившаяся керамическая панель. В зале первого этажа сохранился деревянный кессонированный потолок. Перекрытия во дворце балочные плоские.


Во-первых, поедет тот, кто дочитает этот увлекательный текст до конца. А во-вторых, тот, кто за этой казуистикой заподозрит что-то достойное внимания. Ну вот мы и поехали. И кто бы подумал, что за скучной терминологической мишурой скрывается объект, который при желании в нынешние медийно-бульварно-попсовые времена можно превратить в туристический аттракцион. Так и видишь заголовки - "Клон президентского дворца в глуши", "Президентский дворец сослали в деревню", "Каждый может побывать в президентском дворце" и в том же духе. С них станется.

А если серьезно, то история стара как мир - владелец местной усадьбы задумал воспроизвести в архитектуре своего жилища узнаваемые черты известного столичного здания. В данном случае за образец взяли Мариинский (тогда просто императорский, а сейчас - президентский) дворец в Киеве - произведение пышного необарочного стиля, имитирующего блестящие дворцы Растрелли. И действительно, в Старой Прилуке от оригинала взято многое - та же отделка фасадов с затейливыми завитушками, только сделано все это грубее, а потом еще закрашено двадцатью слоями краски, из-за чего завитушки на себя не похожи. Повторили в основном систему фасадного декора, не копируя план и некоторые сложные детали - лестницы, скульптуру и т.д.















Поскольку Свод памятников наивно полагал, что дворцы существуют в природе сами по себе - без заказчиков и архитекторов, то пришлось провести небольшую изыскательскую работу и выяснить, кому же так приглянулся царский дворец в Киеве, чтобы ему подражать. Конечно - фабрикант, владелец заводов, газет, пароходов. На самом деле, чуть скромнее - владелец кирпичных и сахарных заводов предприниматель С.Ф. Меринг, сын скандально известного киевского врача и предпринимателя (обвинявшегося в мошенничестве) Ф.Ф. Меринга. Это Меринг купил у предыдущих владельцев Старую Прилуку, известную аж с 16 века, когда она принадлежала князьям Збаражским, а затем - князьям Вишневецким. Меринг и построил в первые годы 20 века новый усадебный дом в виде копии Маринского дворца. А ведь, если очистить от слоев краски-штукатурки, так же покрасить, статуй наставить (а может они и были, кто теперь знает?), то и не отличишь. Турист уж точно не отличит. Какой объект индустрии в забвении прозябает. Там сейчас что-то детстко-интернатное. Место вокруг так себе, особых красот нет, но старый парк симпатичен, еще есть эклектичная церковь. Кстати, внутри дом снова удивляет нестандарным ходом мысли заказчика. Думая попасть в эпоху импертрицы Елизаветы, вы неожиданно попадаете в какую-нибудь Альгамбру. В вестибюле царит мавританский стиль. Вот ведь были фантазеры в ту "старинную эпоху".



Теперь немного об оригинале. По какому-то недоразумению его упорно называют творением Растрелли. Да, похоже, но только на сто с лишним лет позже. Растрелли уже в гробу давно лежал. Первоначально дворец построили в 1752 году по указу императрицы Елизаветы. Проект Растрелли реализовывал Иван Мичурин, которого прислали из Москвы строить Андреевскую церковь. Дворец был деревянным, вроде бы его собрали из запчастей привезенного деревянного дворца, который прежде стоял в Козельце, куда на родину своего фаворита Алексея Разумовского Елизавета приезжала в 1744 году. Есть смутные изображения дворца в конце 18 века. Судя по ним, здание было сильно проще и скромнее, чем сейчас. В 1819 году дворец благополучно сгорел, остался только кирпичный цокольный этаж. На нем построили какую-то безликую верхушку. А вся нынешняя красота появилась только в 1868-1870 годах, когда архитекторы К. Маевский и А. Шиле как бы воспроизвели формы барокко. Но это именно вольная вариация на тему, а не попытка повторить сгоревший елизаветинский дворец. Внимательный взгляд сразу определит, что декор только имитирует подлинное барокко, на самом деле он рациональнее, мельче, особенно неубедительны скульптуры. Но все равно хорошо. Только причем тут сам Растрелли? Боюсь, он о таком своем произведении до сих пор не знает. Хотя, может, уже кто рассказал...




Это первый дворец в конце 18 века. Скромненько.


А это второй уже в конце 19 века. Тополя красивые.

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
mozhav
Mar. 26th, 2008 12:09 am (UTC)
на тебе, а я с детства верил что Расстрелли - нам так экскурсовод на экскурсии рассказывала!
цвет колонн в вестибюле прекрасен
av4
Mar. 26th, 2008 12:23 am (UTC)
Веселая она Украина, за это и люблю. То ли оттого, что солнечнее и южнее, даже вандализмы там не так грустно смотрятся.
(no subject) - odna_zmeia - Mar. 26th, 2008 07:30 pm (UTC) - Expand
ked_pled
Mar. 26th, 2008 06:12 am (UTC)
А еще у Мариинского дворца есть одна забавная штука - нынешний его парадный вход является на самом деле черным, а настоящий парадный выходит на другую сторону - к пруду. В 1930-х, из-за строительства здания Верховного Совета УССР и направления его центрального входа к юго-востоку было решено также вынести и парадный вход дворца в эту же сторону, в его внутренний двор.
Google Maps
ked_pled
Mar. 26th, 2008 06:12 am (UTC)
(no subject) - av4 - Mar. 26th, 2008 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - ked_pled - Mar. 26th, 2008 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Mar. 26th, 2008 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ked_pled - Mar. 26th, 2008 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Mar. 26th, 2008 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ked_pled - Mar. 26th, 2008 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kola_jan - Jan. 5th, 2011 01:02 am (UTC) - Expand
windmills9856
Mar. 26th, 2008 08:32 am (UTC)
"А ведь, если очистить от слоев краски-штукатурки, так же покрасить, статуй наставить (а может они и были, кто теперь знает?), то и не отличишь" - о плиз, только не так же) интересная информация - спасибо!
vladya
Mar. 26th, 2008 10:06 am (UTC)
интересно, спасибо за отчет.
Я вот тоже мучаюсь мыслю какой из входов был главный и тоже думал, то что мы видим сейчас спереди был задним двором ...
ked_pled
Mar. 26th, 2008 01:59 pm (UTC)
так оно и есть, правильно вы думали:)
(no subject) - vladya - Mar. 26th, 2008 02:49 pm (UTC) - Expand
olena_krush
Mar. 26th, 2008 10:42 am (UTC)
Спасибо за остроумный и познавательный рассказ!
Не ругайте бедненький четырехтомник... уж какой есть, полнее все равно до сих пор ничего не вышло. Разве что новый мифический "Звід.." (я лично в руках не держала, поэтому ставлю под сомнение его существование :-))), да и то, кажется, вышли только киеские тома или том.
av4
Mar. 26th, 2008 11:12 am (UTC)
Понятно, что тот свод отразил состояние науки на ту эпоху, когда заказчиков-владельцев было принято игнорировать, считая архитектуру произведением анонимного народного гения. Жаль, что до сих пор нет тому своду полноценной замены. У меня есть первый том нового свода по Киеву, там только до какой-то буквы доходит, остальное во втором томе, которого я уже не видел, и, говорят, что его вроде как и нет. Был сверстан, но не вышел. Киевский том довольно содержателен, хотя качество иллюстраций плохое, печать конца 1990-х. Есть еще "Памятники архитектуры и градостроительства Левобережной Украины" В.Вечерского - отдельно изданные им материалы к готовившимся сводам по левобережным областям. Там много всего, но памятники даны выборочно - только те, которыми занимался сам Вечерский. У меня еще есть его же "Утраченные объекты архитектурной спадщины Украины" - попытка свода по исчезнувшим памятникам. Но там тоже конечно не все, что сгинуло. Кстати, год назад мне сам Вечерский говорил, что уже полностью готов новый свод по Черниговщине, вот-вот должен уйти в печать. Пока не видел.
(no subject) - olena_krush - Mar. 26th, 2008 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Mar. 26th, 2008 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - olena_krush - Mar. 26th, 2008 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Mar. 26th, 2008 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olena_krush - Mar. 26th, 2008 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - obozhnuukavuny - Apr. 29th, 2008 06:50 pm (UTC) - Expand
obozhnuukavuny
Apr. 29th, 2008 06:10 pm (UTC)
Дуже класне порівняння! Я б сам не помітив.

А чотиритомник не ображайте. Добре, що хоч він є.
av4
Apr. 29th, 2008 06:43 pm (UTC)
Ну да, с тех пор ничего нового по всей Украине так и не вышло...
kucheryavchik
May. 29th, 2008 06:32 pm (UTC)
Спасибо за интересный материал!

Есть такая кинга "Памятники Украины" или "Неизвестная Украина" или "Туристическая Украина", я точно не помню - в которой в досутпном виде перечислены все теоретически интересные памятники архитектуры, которые не являются общеизвестными. Так я ездил в Сокиринци, там расположен маеток Галаганов. Достатончо интересно. Снаружи сохранился полностью, даже статуи есть, а внутри - училище, хотя многое удалось сохранить, например, актовый зал (бывший танцевальный зал). Сад весь заросший, но в саду сохранилась ротонда в классическом стиле. Большинство зданий на участке снесли (в частности, церковь и капличку).

В целом, было бы желание - особняков и дворцов много, большинство из них известны лишь на местном уровне. В таком случае помочь может не указ президента, а обыкновенный веб сайт, где каждый будет добавлять свою рекомендацию, что посетить. По принципу википедии.
av4
May. 29th, 2008 06:47 pm (UTC)
Ну, Сокиринцы - один из самых известных усадебных ансамблей Украины, по нему как раз информации полно, еще в журнале "Столица и усадьба" в начале 20 в. была статья Лукомского. Да и сайты вроде сейчас множатся, как грибы после дождя. Просто пока еще за бортом внимания остаются некоторые незасвеченные объекты. Их не так много, но пока есть.
(no subject) - kucheryavchik - May. 29th, 2008 07:00 pm (UTC) - Expand
agritura
Jan. 18th, 2009 03:12 pm (UTC)
Ужас! Только собиралась написать очередной роман в трех томах о Старой Прилуке, а меня опередили.)))
Мои фото будут темнее и менее нарядны - дождик был.
Кстати, Андреевская церковь, авторство которой тоже приписывается Растрелли, тоже творение не только его рук. Елизавета действительно заказывала архитектору церковь в Киеве в любимом ею стиле барокко. Мастер набросал проект - с довольно плоским приземистым основанием, вытянутый в высоту. Сам он в Киеве, кажется, никогда не бывал и горку возле Десятийной церкви, где планировалось построить новый храм, в глаза не видел. Если бы церковь возвели по его чертежу, она завалилась бы еще в ходе постройки. Переделал проект все тот же Мичурин. При нем постройка приобрела силуэт, сходный с сегодняшним, но выглядела она несколько изящнее, чем сейчас. Лепной декор "укрупнили" в 70-е годы 20 века. А еще мне очень не нравится, как церковь покрасили несколько лет назад - ядовито-зеленая кровля явно не украшает строение. Вот. Такое вот где-то вычитала. Может, и ошиблась. У меня даже где-то даже был рисунок растреллиевского проекта скачанный; как говорят в Одессе: две большие разницы.
av4
Jan. 18th, 2009 03:42 pm (UTC)
Насколько я знаю, проект Андреевской церкви все же принадлежит Растрелли, именно такой, как ее и построили. Только он не проектировал всю нижнюю часть с лестницей и самим зданием в основании. Это делал действительно Мичурин, специально посланный строить храм. Растрелли в Киеве и правда не бывал. Но все архитектурные черты храма, и конструкция, и фасад с декором - его, а не Мичурина. Мичурин как мастер сильно бледнее, хотя строитель оказался хороший - стоит и не заваливается.
(no subject) - agritura - Jan. 18th, 2009 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Jan. 18th, 2009 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - agritura - Jan. 18th, 2009 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Евгений Никишин - Jul. 15th, 2018 05:35 pm (UTC) - Expand
ljonmap
Dec. 28th, 2010 12:12 pm (UTC)
maps.livejournal.com
Ваша запись добавлена на LiveJournal Maps: http://maps.livejournal.com/#/15/49.3927778,28.7180556//17795
Евгений Никишин
Jul. 15th, 2018 05:24 pm (UTC)
Такая глушь - и такое имперское величие!

Единственная страна мира - способная быть Империей - Россия
( 37 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel