Затон ППК (albokarev) wrote in arch_heritage,
Затон ППК
albokarev
arch_heritage

Categories:

Георгиевская церковь Среднепогостского прихода

Это, пожалуй, одно из самых существенных событий в архитектурной жизни Москвы 2010 года - и при этом обойденных вниманием.
Не нашумевшее, не распропогандированное, а просто - существенное.
В мае-августе 2010 года на территории музея-заповедника "Коломенское" после реставрации собрана деревянная Георгиевская церковь, вывезенная в 2008 году из деревни Семёновское Верхнетоемского района Архангельской области.


В историческом прошлом это Среднепогостский приход Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Когда-то тут существовали две деревянные церкви, приход объединял около двадцати деревень. К концу ХХ века остались три условно жилые деревни с десятком постоянных жителей и стоящий среди леса Георгиевский храм. На местном учёте церковь числилась как памятник конца XIX века и долгое время не привлекала внимания исследователей. Как вероятный памятник XVII века выявлена Иваном Ильичом Глазуновым (сыном известного художника) в начале 2000-х, в ходе исследований здания датировка подтверждена - церковь 1685 года.

При сборке выполнена реставрация здания на XVII век. Восстановлены кровля бочкой над алтарной апсидой, первоначальные формы бочки, завершавшей основной объем, первоначальное расположение и габариты оконных проёмов.
Обследование памятника провели архитекторы - Никитин А.В., Шургин И.Н., Попов В.В.,инженер-конструктор Омельницкий П.Н. Проект реставрации выполнили архитекторы Никитин А.В., Барсова Т.Н., Романова М.А., инженеры Омельницкий П.Н., Шутикова Е.Б. Автором историко-архивных исследований и составителем исторической записки о памятнике является Игорь Николаевич Шургин.

Поздняя тесовая обшивка удалена, поздняя трапезная 1890-х годов разобрана. Восстановлена галерея на консолях, охватывавшая четверик с севера и запада.

По имеющимся аналогам сооружены крыльцо, ведущее на галерею. По возможности использованы старые брёвна, но нижняя часть сруба целиком новая. Работа качественная - осуществлена под авторским надзором "ПРК "КАРЭНСИ"" и "РЭИМ-5", плотники - в основном школы Александра Владимировича Попова, старые брёвна при необходимости докомпонованы вставками по технологии, разработанной Мариной Васильевной Капустиной.

К уникальным особенностям здания относится роспись подзоров - нигде такого не уцелело. После снятия обшивки было обнаружено, что под свесом кровли к верхним венцам срубов прибиты доски, украшенные росписью "травами".

Роспись сильно пострадала от времени, но рисунок читался, а потому оказалось возможным их восстановить. Теперь росписи новые, сделаны палешскими мастерами, но и по рисунку, и по колористике с высокой достоверностью повторяют то, что было.
Tags: Архангельская область, Москва, воссоздание, деревянные храмы, древнерусская архитектура, музеи, реставрация, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments