Kuba (kuba) wrote in arch_heritage,
Kuba
kuba
arch_heritage

Categories:

Рязань

До Рязани от Москвы на ж/д экспрессе пути менее 3-х часов.


Успенский собор (1692г).


От вокзала Рязань-1 по Первомайскому проспекту направились с ОВ к центру города. По пути заглянули в интереснейший памятник нарышкинского барокко - церковь Бориса и Глеба (1686г). Надо сказать, что в конце XVIIв века в Рязани активно подвизался небезызвестный Яков Бухвостов (по одной версии, прекрасный зодчий, по другой, просто подрядчик строительной артели). Так или иначе, но большая часть памятников нарышкинского барокко в Рязани (как и многие - далеко за ее пределами) связана с его именем. Трапезная и колокольня пристроены к церкви много позже, интерьер местами новодельный, но золоченая резьба роскошного барочного иконостаса и киотов икон очень похожа на XVIII век.

Продолжив путь к центру по улице Семинарской, осмотрели несколько интересных зданий XIX-нач.XX вв: весьма симпатичный мемориальный дом-музей уроженца Рязани ученого Ивана Павлова, большой классицистический особняк (быв. Духовная семинария 1812-1816 гг, где сейчас находится музей ВДВ, здание "Романовской школы" 1913г, деревянный особняк Овсянникова с богатой по местным меркам резьбой. Так дошли до еще одной архитектурной жемчужины XVIIв - церкви Спаса на Яру (1695г), довольно простой по форме, но с весьма затейливым декором. Церковь, к сожалению, несколько подпорчена недавней реставрацией (особенно неудачным получилось покрытие куполов и шатра из белого и желтого листового металла). Зато фрески внутри, хоть и новые, но выполнены вполне прилично.
Месторасположение церкви замечательное - на крутом обрыве над излучиной реки Трубеж. Здесь же широко раскинул руки вросший по пояс в постамент бронзовый Сергей Есенин, поэтично осеняемый большим ярко-желтым об эту пору кленом. Отсюда открывается, наверное, лучший вид на главную достопримечательность Рязани - Кремль, сооружения которого будто бы вырастают из моря золотой осенней листвы.


Церковь Бориса и Глеба (1686г).


"Веселенький" мемориальный дом-музей И. Павлова.


Несколько обветшалый, но еще живой дом Овсянникова с обильной резьбой (точной даты постройки не нашла, похоже на рубеж XIX-ХХ вв).


Интересная, хотя несколько подпорченная реставрацией церковь Спаса Преображения на Яру (1695г).


Клен ты мой опавший... (Наше, то есть их, все - в несколько нетривиальном образе).


Очень осенний вид на Кремль (колокольню и Успенский собор).

Войдя наконец в Кремль, первым делом хорошенько осмотрели Успенский собор (1692г, нарышкинское барокко, также дело рук Якова Бухвостова). Внутрь, к сожалению, с октября по май попасть нельзя (а иконостас там, на самом деле, роскошный), однако, и снаружи богатейшая белокаменная резьба колонн, порталов и наличников очень впечатляет.

Расположенный рядом Христорождественский храм - старейший в Рязани (заложен в нач. XVв), но по его виду этого не скажешь: церковь радикально перестроена в середине XIX века в формах классицизма.
Зато стоящий неподалеку Архангельский собор (тоже XV век, но II-ая половина) сохранился почти в первозданном виде.

Расположенный на территории Кремля Спасский монастырь сохранил 2 храма (Богоявленский II пол. XVIIв и Преображенский начала XVIIIв, украшенный замечательными поливными изразцами), а также корпус XVII
века, сильно перестроенный в XIXв (т.н. "гостиница знати") и частично каменную ограду XVIIIв.
От Духовского монастыря, что некогда примыкал к Кремлю с противоположной от Спасского стороны, осталась лишь одна церковь - зато какая - двухшатровый двухапсидный храм Св. Духа 1642 года постройки (внутрь не попасть - там сейчас научная библиотека музея, хотя шатры с крестами).

В отпидарасенном реставраторами просто до неприличия большом архиерейском доме расположены исторические экспозиции рязанского музея-заповедника. Особенно впечатляют древние серебряные клады из Старой Рязани (первой столицы княжества, что в 65 км вниз по Оке от современного города). Однако встречаются и откровенные конфузы: если на "серьгах княгини Ефросиньи" я лишь споткнулась взглядом, а на "кольчуге князя Олега Ивановича" впала в некоторое недоумение, над "посохом Александра Пересвета" уже откровенно повеселилась.


Великолепная резьба Успенского собора.


Спасский монастырь. Богоявленская церковь и колокольня (II пол. XVIIв), Преображенский собор (1702г).


Наличник и изразцы Преображенского собора (1702г).


Архангельский собор (II пол. XVв).


Архиерейский дом ("Дворец Олега"). (II пол. XVIIв).


Певческий корпус (II пол. XVIIв).


Быв. Духовской монастырь. Прелюбопытнейшая церковь Св. Духа (1642г)

И напоследок о самом интересном.
Лет пять назад занесло меня в Рязань проездом, и за несколько часов я успела тогда пройтись по музеям Кремля, а также посмотреть художественный музей. И за все эти пять лет так ничто не поколебало моей уверенности в том, что экспозиция Певческого корпуса Рязанского Кремля (а именно, ее часть, посвященная женскому народному костюму) - одна из лучших музейных экспозиций вообще в стране.
Я долго убеждала ОВ, что доехать до Рязани стоит ради одного Певческого, но когда эта поездка была решена, вдруг засомневалась, не переоценила ли я тогда в силу своей туристической неопытности качество рязанского музея. И в этот раз с радостью убедилась, что не переоценила, а скорее, наоборот. ОВ, как и я, пришла от костюмов в восторг - впрочем, что тут много говорить: окажетесь в Рязани, первым дело идите в Певческий, все остальное подождет. А ведь здесь собраны костюмы одной лишь Рязанской губернии, правда, обширной по территории и многонациональной - но в любом случае, многообразие (и своеобразие) потрясающее. Жаль, что такие собрания костюмов редко где встретишь - видимо, в Рязани его составляли давно (местный музей существует с 1880-х годов) и целенаправленно.
Книгу про экспозицию Певческого корпуса, слава Богу, издали, в сувенирном магазине есть также отличный набор открыток с костюмами и даже в меру полный (хотя и довольно бестолково написанный) путеводитель по Рязанской области.

И о грустном. В дополнение к вышеперечисленному, хотели посмотреть в Кремле собрание древнерусского искусства, где иконы и прочие церковные ценности. Оказалось, что это собрание передано из музея местной епархии. Потом даже где-то прочитала, что оно вновь открыто для обозрения, но на территории Кремля мы его так и не обнаружили. Возможно, плохо искали, но если дело и дальше так пойдет, то за судьбу любимого Певческого корпуса зело тревожно.
Tags: Рязань, нарышкинский стиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments