?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ялуторовск - один из немногих районных центров России, в которых в последние годы воссоздан собор, утраченный в годы советской власти.

Сретенский собор Ялуторовска был построен в 1777 году. Собор представлял собой хороший образец тобольской школы сибирского барокко.

Первоначальное здание собора до наших дней не сохранилось - ещё в 1908 году богослужения в нём были запрещены из-за обнаруженных в стенах собора трещин. Причиной их возникновения оказалась неравномерная осадка фундаментов храма. До революции было рассмотрено несколько проектов ремонта, но ни один не был реализован. В 1931 году собор был разобран.

Долгое время на его месте оставался пустырь. В 2000 году здесь соорудили деревянную часовню, затем было принято решение о восстановлении собора. Закладной камень на месте начала строительства освятили 26 августа 2003 года. В 2010 году в соборе было начато проведение богослужений. Поскольку в начале ХХ века в связи с подготовкой к ремонту собора были выполнены его обмеры и фотофиксация, храм удалось восстановить в виде, максимально близком к ранее существовавшему.

Собор двухэтажный, состоит из четверика основного храма с пятигранным алтарем, небольшой трапезной, и колокольни, с трёх сторон окруженной закрытой папертью.

Паперть, возможно, была построена позже сооружения самого храма, но её декоративное убранство выдержано в стилистике собора.

Декор собора ближе всего к убранству Михаило-Архангельской церкви Тобольска. Некоторые детали отличаются, но в целом можно предположить, что именно она послужила образцом для строителей храма. Одно из самых основных отличий в том, что церковь Михаила Архангела, в отличие от Сретенского собора, имеет одноглавое завершение.

Сложная ярусная форма купола, завершающего четверик собора, напоминает решение купола Захарие-Елизаветинской церкви в Тобольске.

Попасть внутрь не удалось. А жаль. В верхнем храме воссоздан по старому фотоснимку роскошный резной иконостас.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
yapet
Oct. 17th, 2010 07:06 pm (UTC)
Да, я тоже сразу подумал о Тобольске и конкретно о Захарии и Елизавете.
aromus
Oct. 18th, 2010 05:30 am (UTC)
даже не верится, что это новодел. очень культурно сделано.
av_otus
Oct. 18th, 2010 07:22 am (UTC)
Где крупно фрагмент фасада - все-таки видна новодельность. Как-то меня смущают профили карнизов - венчающего и на боковых главах. Криминала, конечно, нет, возможно, просто "поправка" на современные "ровные" технологии. вопрос, были ли детальные изображения, на которых такие мелочи зафиксированы, или это "на глазок", приблизительно делалось?
По-любому я рад, что воссоздали.
ferzunkin.blogspot.com
Oct. 18th, 2010 08:44 am (UTC)
А меня не убедил балкончег: на старом снимке он явно шире, чем площадь остеклённого проёма, вероятно он имел вынос относительно стены. Реконструкторы же превратили его во "втсавную челюсть". А какой там теперь рисунок балясин! Да и вообще рисунок всех наличников - напоминает скорее современные новоделы, чем исторические аналоги. Сомневаюсь, что нечто подобное могло быть где-либо "зафиксировано". Скорее архитектор работал "по мотивам", а знания и талант этого архитектора оставляли желать лучшего. И потом, эта штукатурка толщиной с грим на лице Людмилы Гурченко... :(
По поводу самого воссоздания. Меня оно не особо радует. На те деньги, которые вбухали в это восстановление, можно было бы спасти от гибели не один гибнущий шедевр. В результате шедевры как гибли так и гибнут, зато страна получила псевдоисторический "муляж",который, по большому счёту, ни уму, ни сердцу ничего не даёт.

albokarev
Oct. 18th, 2010 05:54 pm (UTC)
Насчёт наличников и прочего декора - неправы. Посмотрите внимательнее на разнообразные образцы тобольского барокко - как в самом Тобольске, так и в окрестностях.
То, что "деньги, которые вбухали в это восстановление" можно было бы потратить на что-то иное памятникоохранное - заблуждение. Не можно было. Те деньги, что на собор в Ялуторовске нашлись - на какое-нибудь Карачельское не нашлись бы. Печально, но факт.
И с учётом того, что одна из основных проблем сохранения памятников в нашей стране - невысокий культурный уровень широких масс населения - этот "муляж" даёт уму и сердцу многое. Наглядная агитация, как-никак :)
ferzunkin.blogspot.com
Oct. 18th, 2010 08:12 pm (UTC)
Посмотрел. Нигде подобных "слоновьих" наличников не нашёл. В основном, вот такое присутствует:

http://sobory.ru/photo/index.html?photo=65

Меня убедили бы (и удивили) только более подробные старые фотографии и рисунки. А вывод был бы таков: "ну что ж, и у старых мастеров не всегда получалось". Если более подробных фиксаций не существует, значит архитектор выступает полноценным автором декора, и, имхо, довольно бездарен в этом качестве.

Если плясать от "культурного уровня масс", то придётся строить "фигвамы" :)
albokarev
Oct. 18th, 2010 05:42 pm (UTC)
Ситуация тут примерно как в Мосальске, может даже чуть лучше.
Фотосъемка делалась для ИАК, когда дело об ремонте собора рассматривалось. Если повезло - в ИИМК она уцелела. Может, и в Тюмени что-то местное осталось - здание было штучное, вопрос о его восстановлении рассматривался долго, а с учётом ранней даты сноса могли и перед разборкой отснять очередной раз. Впрочем, тут подробностей не знаю. Впрочем, я думаю, что с учётом всех обстоятельств некоторые неточности в деталях по сравнению с прежде бывшим зданием не то что возможны, а обязательны.
( 7 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel