arch_museum (arch_museum) wrote in arch_heritage,
arch_museum
arch_museum
arch_heritage

Category:

Из музейных фотоколлекций. Ворота на Староваганьковском. 1934 год.

Периодически будем вас баловать интересными предметами из фондов музея архитектуры. Вам повезло, потому что сегодня как раз такой день! И начнем мы с ... самих себя. Из почти полумиллиона фотографий и негативов, хранящихся в музее, мы выбрали две - про наше здание. Точнее про вход в него со Староваганьковского переулка, по которому вы сможете пройти, дабы посетить открывающуюся сегодня выставку к юбилею ВХУТЕМАСа.

Итак, перенесемся в 20-е годы прошлого века. В классическом здании усадьбы Талызиных на Воздвиженке заседают совслужащие Госплана, но это почти не мешает сохранению здания в том же виде, в котором с 1840-х его использовала Казенная палата - по сути, тоже государственный офис, "контора". Сохраняется изящный полуциркульный въезд в усадебный двор с витиеватыми решетками ворот:

1-4380
Из коллекций Музея архитектуры им.А.В.Щусева. Инв № I-4380.

Вдалеке виднеются купола собора еще не снесенного Крестовоздвиженского монастыря (примерно напротив нынешнего новодельного Военторга).

Но наступает роковой 1934 год. Идет прокладка метро - это стало хорошим поводом снести монастырь, ну и ворота в усадьбу заодно. Фотография 1934 года запечатлела грустный момент слома ворот. Вскоре дошел черед и до монастыря. Госплан уехал в более престижное здание, а всю усадьбу передали под общежитие. На момент передачи здания в руки Алексея Щусева в 1946 году под нужды музея архитектуры в нем проживал 881 (!) человек. Может себе представить, во что за 12 лет коммуналок был превращен прекрасный особняк и усадебные постройки?

1-10139_1934
Из коллекций Музея архитектуры им.А.В.Щусева. Инв № I-10139.

При строительстве первой очереди метрополитена предполагалось, что узкие ворота будут мешать пассажиропотоку: прямо из усадебного дома проектировался второй выход метро "Улица Коминтрена" (сейчас - "Александровский сад"), что хорошо показывает планчик из книги 1939 года (С.М.Кравец "Архитектура Московского метрополитена имени Л.М.Кагановича"):

александровский_сад_муар_план

К счастью, ограничились "только" вентшахтой метро, которая шумит жаркими летними днями. А поезда Филевской ветки неглубокого заложения вот уже 75 лет на глубине 4 с половиной метра стучат прямо под музейным двором. Для пущего сравнения, вот как въезд в музейный двор выглядит сейчас:

вход во двор музея 2008
Tags: Москва, архивные фотографии, музеи, утраты, храмы
Subscribe

  • Вологда, ул. Кирова, 33

    Подробнее ...

  • Мининская

    Рассказ о вологодском храме — по ссылке...

  • Мифы прошлого.

    Факт, легенда и миф. Как идет взаимное превращение? Почему люди ностальгируют по прошлому? Понятно, что часто описание факта зависит от мнения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments