Итак, перенесемся в 20-е годы прошлого века. В классическом здании усадьбы Талызиных на Воздвиженке заседают совслужащие Госплана, но это почти не мешает сохранению здания в том же виде, в котором с 1840-х его использовала Казенная палата - по сути, тоже государственный офис, "контора". Сохраняется изящный полуциркульный въезд в усадебный двор с витиеватыми решетками ворот:

Из коллекций Музея архитектуры им.А.В.Щусева. Инв № I-4380.
Вдалеке виднеются купола собора еще не снесенного Крестовоздвиженского монастыря (примерно напротив нынешнего новодельного Военторга).
Но наступает роковой 1934 год. Идет прокладка метро - это стало хорошим поводом снести монастырь, ну и ворота в усадьбу заодно. Фотография 1934 года запечатлела грустный момент слома ворот. Вскоре дошел черед и до монастыря. Госплан уехал в более престижное здание, а всю усадьбу передали под общежитие. На момент передачи здания в руки Алексея Щусева в 1946 году под нужды музея архитектуры в нем проживал 881 (!) человек. Может себе представить, во что за 12 лет коммуналок был превращен прекрасный особняк и усадебные постройки?

Из коллекций Музея архитектуры им.А.В.Щусева. Инв № I-10139.
При строительстве первой очереди метрополитена предполагалось, что узкие ворота будут мешать пассажиропотоку: прямо из усадебного дома проектировался второй выход метро "Улица Коминтрена" (сейчас - "Александровский сад"), что хорошо показывает планчик из книги 1939 года (С.М.Кравец "Архитектура Московского метрополитена имени Л.М.Кагановича"):

К счастью, ограничились "только" вентшахтой метро, которая шумит жаркими летними днями. А поезда Филевской ветки неглубокого заложения вот уже 75 лет на глубине 4 с половиной метра стучат прямо под музейным двором. Для пущего сравнения, вот как въезд в музейный двор выглядит сейчас:
