Заявляю, что в сложившейся ситуации населению района и города наносится непоправимый вред:
I. Угроза утраты объекта культурного наследия.
II. Угроза безопасности населения Василеостровского района.
I. Об угрозе физической утраты
объекта культурного наследия -
зданий «Вагонного депо Василеостровского
трамвайного парка Санкт-Петербурга»
Три здания вагонных депо (Средний проспект В.О., дом 77, литеры А, Б и В) построены в 1905 – 1909 гг по проекту Леонида Горенберга . Каждое из трёх зданий депо делится пополам на два так наз. «полусарая» поперечной капиталь-ной стеной с проездами. Нумерация полусараев соответствует хронологии их возведения в период 1905-1909 гг:
Согласно распоряжению КГИОП № 10-28 от 29 сентября 2009 года, пункт 1.2, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов куль-турного наследия регионального значения включена только часть зданий вагон-ного депо Василеостровского трамвайного парка, а именно: Полусарай № 4, По-лусарай № 2, Полусарай № 6. Основанием явились акт, составленный по резуль-татам государственной историко-культурной экспертизы, выполненной ООО «АРС» (рег. №3-6231 от 28.07.2009) и решение Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга от 24.09.2009.
После проведённого альтернативного исследования архитектуры всех трёх корпусов депо выявлен ряд существенных деталей случайно или намеренно упущенных в вышеупомянутой экспертизе. Прежде всего – это уникальность Полусарая № 1 и Полусарая № 3:
1. Полусарай № 1 – старейшее в России сооружение, предназначенное для хранения и обслуживания вагонов электрического трамвая (не переоборудованный из коночного парка).
2. из Полусарая № 1 вышел в первый рейс петербургский городской трамвай.
3. Полусарай № 3 имеет уникальную и отличающуюся от остальных полусараев железобетонную конструкцию перекрытий без распорок.
4. Архитектура именно Полусарая № 3 отображена в «Отчёте по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905-1908» и стала образцовой для вагонных сараев с железобетонными конструкциями перекрытий.
5. Полусараи №№ 4, 2, 6 никогда не имели западных торцевых фасадов и никогда не существовали в качестве отдельностоящего здания (подтверждается архивными планами).
6. Единое пространство каждого из трёх корпусов эксплуатировалось целиком на протяжении всего существования объекта.
Исходя из вышеизложенного просим Вас провести проверку и инициировать процесс включения в реестр объектов культурного наследия регионального значения комплекс «Вагонного депо Василеостровского трамвайного парка Санкт-Петербурга» в составе трёх неделимых корпусов в границах территории по состоянию на 1907 год без согласования с органами государственной власти субъекта Российской Федерации согласно пункту 9 статьи 18 главы IV Федерального закона от 25.06.2002 номер 73-ФЗ «Об объектах культурного на-следия…», так как существует угроза физической утраты объекта культурного наследия и неразрывно связанными с ним объектами науки и техники или нанесения невосполнимого ущерба объекту культурного наследия.
Используемые архивные материалы:
* «Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трам-вая. 1905-1908» в трёх томах. Издательство: Исполнительная комиссия по заве-дыванию и переустройству городских железных дорог, 1909 г.
* Центральный государственный архив кинофотофонодокументов (ЦГАКФФД). Санкт-Петербург.
www.photoarchive.spb.ru
* Фотоматериалы по состоянию на ноябрь 2010 года предоставлены Марией Фоминой и Михаилом Блескиным.
Сравнительная таблица частей сооружений (полусараев) с оценкой уникальности:
№ полусарая в соотв. с архивным планом 1908 года
|
Год постройки |
Описание особенностей |
Данные, подтверждающие уникальность объекта |
Ссылки на источники |
1 | 1906-1907 | Пуск первого в С-Петербурге городского электрического трамвая.
Железобетонный несущий каркас с распорками. | Фотография К. К. Буллы «Подготовка к выходу на линию новых трамвай-ных вагонов английской фирмы "Бреш" из Василеостровского парка» 16 сентября 1907 г
| Центральный Государственный Архив Кинофотодокументов Санкт-Петербурга http://photoarchive.spb.ru:9090/www/showObject.do?object=2007706240 |
2 | 1907 | Железобетонный несущий каркас с распорками. |
|
|
3 | 1907-1908 | Оригинальный железобетонный несущий каркас без распорок. Взят за образец для сооружений вагонных сараев с ж/бетонным несущим каркасом. | Чертежи именно этого полусарая изданы в «Отчёте по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905-1908» | «Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электричес-кого трамвая. 1905-1908» в трёх томах. Издательство: Исполнительная комис-сия по заведыванию и переустройству город-ских железных дорог, 1909 г. |
4 | 1908 | Оригинальные металлические конструкции перекрытий | Отчёт о закупке металлоконструк-ций датируется только 1908 годом
| – // – |
5 | 1908 | Металлические конструкции перекрытий | Отчёт о закупке металлоконструк-ций датируется только 1908 годом
|
– // – |
6 | 1908 | Металлические конструкции перекрытий | Отчёт о закупке металлоконструк-ций датируется только 1908 годом
|
– // – |
служащих основаниями для включения его
в реестр объектов культурного наследия регионального значения
и подлежащих обязательному сохранению
Полусарай № 1. Год постройки 1906 – 1907:
Фотография К. К. Буллы «Подготовка к выходу на линию новых трамвайных вагонов английской фирмы "Бреш" из Василеостровского парка» 16 сентября 1907 года. Дальний на фото полусарай № 3 ещё не достроен.
На заднем плане уже появилась труба котельной
Железобетонный несущий каркас с распорками.
Полусарай № 2. Год постройки 1907:
Железобетонный несущий каркас с распорками.
На фрагменте плана видно, что полусараи никогда не существовали в качестве отдельных зданий и не имели второго торцевого фасада.
Полусарай № 3. Год постройки 1907 - 1908:
Железобетонный каркас перекрытий без распорок.
Полусарай № 4. Год постройки 1908:
Металлические конструкции перекрытий.
Полусарай № 5. Год постройки 1908:
Металлические конструкции перекрытий.
Полусарай № 6. Год постройки 1908 - 1909:
Металлические конструкции перекрытия.
Общий вид по состоянию на 1909 год:
Оставшиеся два участка бывшего трампарка (участок западнее 23-й линии и участок между 20-й и 19-й линиями) будут переданы в аренду на 49 лет ЗАО ЦММП "ТелеГрад" под застройку участков коммерческими площадями (по словам генерального директора ЗАО «Центр мультимедийных проектов «ТелеГрад» Cемена Краснова предполагается 142 тыс. кв. м коммерческих площадей).
II. Угроза безопасности населения Василеостровского района.На данный момент СПб ГУП "Горэлектротранс" активно использует исторические корпуса Василеостровского трамвайного парка: базирование подвижного состава 6-го трамвайного маршрута, служебной техники, 2/3 площади исторических корпусов занимает экспозиция и фонды «Музея городского электротранспорта». Реализация программы администрации города создаст сложности для ГУП «Горэлектротранс» ввиду «транспортной блокады» Васильевского острова - трамвайная сеть полностью автономна ввиду следующих мероприятий:
- текущий капитальный ремонт проспекта Добролюбова;
- плановый капитальный ремонт Кронверкского проспекта в 2011 году;
- закрытие на длительный срок Тучкова моста (капитальный ремонт и строительство наклонного хода метрополитена) в 2012 году;
Добавим к этому, что Васильевский остров с населением 200 000 человек больше не имеет транспортных предприятий. Находящийся в аварийном состоянии Дворцовый мост может быть закрыт в любой момент.
Преступные действия чиновников:
Вице-губернатор просит уничтожить памятник, находящийся в ведении СПб ГУП "Горэлектротранс": на момент выхода этого документа половинкам корпусов исторического депо уже был присвоен статус памятника регионального значения (распоряжение КГИОП № 10-28 от 29.09.2009 г.)
Василеостровский трамвайный парк – последний фактор стабильности транспортной системы района. Стоит ли жертвовать интересами и безопасностью сотен тысяч горожан ради коммерчески неоправданных проектов, очередного конгресс-центра и личной выгоды некоторых чиновников Смольного?