basart2007 (basart2007) wrote in arch_heritage,
basart2007
basart2007
arch_heritage

Categories:

Полтава.

Довелось неделю назад побывать в Полтаве. С погодой правда не совсем повезло - утром и вечером был сильнейший туман, а в остальное время дождь или вернее сказать - растворенная в атмосфере влага. Ну да не беда - Полтаву сильно люблю и скажу,что считаю Полтаву самым украинским из всех украинских городов. За неторопливый уклад городской жизни, милую провинциальную архитектуру пребывающую еще наверное в девятнадцатом веке, за "польтавскую" украинскую речь на улицах и особенное, истинно полтавское радушие.

A30


Приглашаю к совместной прогулке.



А это первое, что врезается в глаза, когда находишься на центральной улице города. Проезжая по улице Фрунзе пришлось даже развернуться, затем что бы сделать этот снимок. Не архитектурная доминанта города конечно, но как лучшая иллюстрация к первому абзацу все же заслуживает нашего внимания.

A31



Проехав всю улицу останавливаюсь у симпатичного особнячка. Дальше пешком и не беда что дождь - как никак в трех шагах исторический монумент. К слову сказать в Полтаве всё история.
Парочка же под старыми стенами особняка долго еще ворковала и целовалась, сдерживая собою дождь.

A32



Находясь в центре города никак нельзя обойти стороной тему Северной войны и ее апофеоза - Полтавской битвы. Ведь именно после Северной войны город стал известен на всю Империю как город русской славы. Именно после этой исторической битвы Полтава начала активно застраиваться, вскоре город стал одним из главных торгово-ремесленных центров Украины.

Центр города был спроектирован и построен в 1803—1805 гг. как уникальный ансамбль из круглой площади, от которой лучами исходили 8 улиц. В 1811 году, в центре площади был открыт памятник «Славы», приуроченный годовщине победы русских войск над шведами. Планировка конечно же сохранилась, но сильный туман не позволил передать мне ее объем и масштаб, вполне столичный. Разве что этот снимок, одного из близ расположенных домов, в котором кажется находится кинотеатр.

A33



По историческим свидетельством площадь разбита на на месте встречи полтавчан с Петром І и его армией после Полтавской битвы 1709 г. Понятно, что центр площади венчает монумент Славы. Сколько я ни ждал возможности, не смотря на дождь, случай сделать безлюдный снимок так и не предоставился. Полтавчане фотографируются истово, по полной - раз уж есть кадры, то идут в расстрел. Вообще процесс ожидания - готовый сюжет для видео, раздел - нарочно не придумаешь.

A34



В какой то момент, когда люд схлынул я взошел на верхнюю площадку монумента, осмотреть героические барельефы. В сию же минуту с гиканьем и азартом на сам монумент взобрался этот вполне респектабельный дядька. Умильная картина- ноги у него на мокром граните все время разъезжались, но однако он стоически позировал и видимо вполне в тот момент считал себя самим Петром. Позы и жесты были вполне амператорскими.

A35



На этот день у меня был некий план и сообразно ему я выдвинулся в сторону ул.Конституции. Там расположен красивейший краеведческий музей. Суббота же был день свадеб и веселые процессии буквально наводнили город. Снимают все!

A36



А вот и сам музей. Здание было построено в 1908 году, изначально как дом Полтавского губернского земства, по проекту Василия Кричевского в стиле модерн. Архитектор творчески использовал элементы украинского этностиля - шестиугольные проемы окон и дверей, фланкирующие центральную часть башни, богатство орнаментальной резьбы по камню. Фасад и интерьеры здания были оформлены керамикой и майоликой учениками Миргородской керамической школы и народными мастерами из Опошни. Внутреннюю роспись выполнили выдающиеся художники С. Васильковский и Н. Самокиш. Фасад украшают гербы уездных городов губернии.
Собственно музейная жизнь в нем закипела с 1920 года когда в этом здании был основан музей Пролетариата. Начало же коллекции было положено еще в 1906 году, когда были сделаны первые дары в фонд земства.

A40



A37



A41



Совершенно не сообразуясь с архитектурным торжеством музея, напротив центрального входа сидит такой необычный каменный Тарас. Унылый к тому же.

A39



От музея я прямым ходом,тоесть по улице монастырской отправился к Крестовозвиженскому монастырю на Иван-горе. По пути не мог не остановиться возле этого старого, но такого радостного домика.

A42



Полтава очень компактна, несколько минут езды и вот я уже у центральных врат Крестовоздвиженского монастыря. Немало он видел на своем веку, со времени своего основания в 1650 году. Уже в 1695 году он был захвачен и опустошен крымскими татарами, которые пришли к Полтаве с бывшим старшим писарем Генеральной воинской канцелярии Петриком, который изменил тогда и Петру и еще верному Мазепе. В 1709 году Крестовоздвиженский монастырь разорили шведские войска. Захватив его, шведы затянули туда свои пушки и обстреливали из них с Монастырской горы бастионы Полтавской крепости, осажденной противником. Позднее одна из тех шведских пушек была перенесена из монастыря на поле Полтавской битвы, в летний лагерь Петровского Полтавского кадетского корпуса и продолжительное время находилась там близ Братской могилы русских воинов, которую в народе еще и в наши дни называют «Шведская могила»( о ней еще будут у нас слова). В монастыре была штаб-квартира Карла XII.
Прошли века, но и сегодня история повторяется - монастырские сооружения, которые варварски использовалось и просто стояли без надлежащего ухода десятки лет, все также требуют большого, капитального ремонта. Изгородь за последние годы была совсем уничтожена. Заброшен монастырский сад, места, где были огороды. Ко всему необходимо приложить руки и большие средства.

A44



Но надежда конечно есть - братия трудятся аки пчелы, и первые плоды уже заметны.

A45



Мимо монастыря пролегает и самая дорога к славному полю Полтавской битвы. Те же несколько минут и вот уже мемориал.
Интересные слова сказал шведский историк Петер Энглунд: «Закончился период шведского господства, Россия начала освобождаться от своего старого врага, могучего соседа, который закрывал выход к Балтийскому морю. В то же время, Полтавская битва стала колоссальной катастрофой не только для Швеции, но и для Европы; она сломала прежний баланс власти, — могущество после Полтавы переходит от Швеции к России, которая крепнет и превращается в сильное государство». Так вот что значит для мировой истории это место!

A46



Оно увековечено памятным Поклонным крестом, Сампсониевской церковью и собственно музейным комплексом.

A47



История церкви такова. После Полтавской битвы Петр І издал указ об учреждении в честь этого события на поле боя мужского монастыря, а в нем верхней каменной церкви во имя святых апостолов Петра и Павла (этот день приходится по старому юлианскому календарю на 29 июня, и на этот день своего тезоименитства Петр І назначал Полтавскую битву, но шведы начали ее раньше — 27 июня, в день святого Сампсона) и нижней Сампсониевой церкви в честь святого Сампсона Странноприимца. Но по разным причинам этот указ так и не был воплощен в жизнь. В 1810 году тайный советник, который служил в почтовом ведомстве при Екатерине II, И.С. Судиенко пожертвовал капитал в 100 тыс. рублей на сооружение церкви на поле Полтавской битвы. На протяжении 1852–1854 гг. там и была построена Сампсониева церковь.

A48



Значительно расширена и расписана учениками Васнецова она была в конце девятнадцатого века по личному указанию Николая II.

a53



Напротив церкви, за алтарной частью находится Братская могила русских воинов, которая издавна по старой украинской традиции носила своё название от названия армии, которая потерпела поражение, как и всё поле битвы — Шведская могила.

A51



A52



На алтарной стене начертано знаменитое высказывание Великого Петра.

A50



А совсем рядом с храмом находится еще одна памятная надпись. Теперь понятно, как в такой порядок был приведен музейный комплекс в разгар ющенско-мазепинской истерии. Вечная память!

A49



Как же без Петра. Напротив входа в музей стоит памятник ему. Царь выполнен как невысокий крепыш весьма козацкого вида. Забавно. Дань месту?

a54



Единственный в своем роде дорожный указатель. Станция "Шведская могила", аккурат за музеем.

a55



Можно было бы закончить на мажорной ноте, да не получилось. Понесло меня уже совсем в сумерках на место, где стоял штаб Петра, на несколько километров в сторону от музея. Судя по карте там установлен памятный знак. Нашлась еще советская узенькая асфальтовая дорожка. По ней то я и проехал с полкилометра пока не уперся на гигантскую и мерзкую стихийную свалку. Что это! Или уж совсем последние времена и это апофеоз беспамятства? Напомню, всего пару километров от роскошного центрального музейного комплекса. Потрясенный, уехал я восвояси. А так красиво все начиналось - старинная липовая аллея и дорожка к месту русской славы.

A56

Tags: Полтава, Украина, барокко, города, деревянные дома, дома, интерьеры, модерн, монастыри, особняки, русский стиль, украинское барокко, храмы, эклектика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments