oldcolor (oldcolor) wrote in arch_heritage,
oldcolor
oldcolor
arch_heritage

Categories:

Загадочная часовня близ Вытегры: расследование 100 лет спустя

У С.М.Прокудина-Горского в альбоме, посвященном Мариинскому водному пути, есть два снимка, озаглавленных "Материки. Часовня во имя Божией Матери и сосна, на которой явилась икона".  Один из снимков сохранился в цвете:




Кроме того, у Прокудина-Горского имеется ещё изумительный снимок, подписанный как "Материки. Этюд":




На современных картах название "Материки" искать бесполезно. Когда-то у меня даже была мысль, что авторская подпись означает не название населенного пункта, а местное диалектное обозначение высокого берега, кряжа (что мы и видим на снимках). Однако оказалось, что деревня Материки в три двора действительно существовала и находилась она на реке Вытегре чуть выше знаменитого своей сгоревшей 24-купольной церковью Вытегорского погоста (Анхимово).  В начале 1960-х деревня Материки ушла под воду очередного водохранилища.
У что же со снимком часовни? Тут всё оказалось чрезвычайно загадочно и запутанно. Понятно, что явление иконы на дереве - далеко не рядовое событие и не могло не оставить следа в местной прессе, архивах, воспоминаниях. Около года назад мне удалось найти дореволюционные журнальные публикации (например, Шайжин Н. Сказание о явлении и прославлении иконы Святителя и Чудотворца Николая Тагажмозерского // Олонецкие епархиальные ведомости. 1908.), в которых очень подробно описывалось предание о чудесном явлении иконы на сосне в деревне Тагажмозеро, которая находилась всего в нескольких верстах от Вытегорского погоста!  В честь этого события рядом с сосной была воздвигнута часовня, а впоследствии, вместо неё, церковь. Сама деревенька Тагажмозеро (ныне не существующая) превратилась в место паломничества губернского масштаба. Для богомольцев через глухие леса и болота проложили специальную дорогу от Вытегорского погста. Казалось, что вырисовывается следующая картина: в ходе своей поездки по Мариинской системе С.М.Прокудин-Горский услышал от местных жителей историю о местной святыне и решил сделать небольшой крюк в примерно 12 верст, чтобы запечатлеть часовню и чудесную сосну. Ведь заказчиком первой "официальной" фотоэкспедиции Прокудина-Горского был царь, семья которого, как известно, питала большой интерес к подобным явлениям. Не понятно было только, почему фотограф дал снимку неправильное географическое название?
Однако чем больше я читал старые журнальные материалы, тем больше сомнений возникало. И часовня не так называлась, и сосна на снимке выглядит раза в два меньше, чем по описанию. Да и вообще, мог ли Прокудин-Горский запечатлеть ту самую сосну? Ведь он снимал Вытегру в июле 1909 г. Согласно одной публикации того же года ("Двадцатилетие со дня освящения Тагажмозерской Николаевской церкви, Выт. уезда. 1889 – 1909". // Олонецкие епархиальные ведомости. 1909), эта сосна "27-го іюля сего года отъ сильнаго вихря упала". Может быть, Прокудин-Горский просто чуть-чуть не успел застать чудесную сосну "в живых" и это не дало ему запечатлеть подлинную святыню?
За дополнительной информацией я обратился этим летом в Вытегорский краеведческий музей. В результате длительных телефонных переговоров выяснилось следующее. В Музее есть старый снимок церкви в Тагажмозеро и это другой храм, чем на фото Прокудина-Горского. В самих Материках имелась часовня, но не во имя Божией Матери, как написано у Прокудина-Горского, а Парасковьи Пятницы. В архиве Музея имелся только один общий вид деревни Материки. По ландшафту он вполне подходил к прокудинским снимкам, но по каким-либо характерным деталям установить тождество хотя бы с одним из них не удалось.
Мне самому представляется маловероятной версия, что часовня действительно была снята в Материках. Там ведь было всего три двора и они располагались у самой воды, под горой, если верить подписи "Материки. Этюд". А на черно-белом снимке с часовней хорошо виды деревенские дома на самой горе.
Где же тогда могла быть сделан снимок с часовней у сосны? У меня есть одно предположение. Если ехать от Вытегорского погоста в Тагажмозеро, то в начале дороги можно было увидеть деревню Кудама. На старой карте рядом с ней обозначена Рахнова гора. Сейчас эти места сильно обезлюдели, но не ушли под воду, в отличие от д. Материки. В Олонецких губернских ведомостях (№2 за 1885 г.)  можно прочесть следующее: "При деревне Кудаме (иначе - Рахкова гора и Сидорова), стоит одиноко в поле роща с часовнею; передают, что в этой роще паны похоронили себя вместе с детьми и всеми сокровищами; для этого вырыли они здесь несколько больших ям... Я лично осматривал эту рощу и заметил в ней вблизи самой часовни два углубления..." .
Не эти ли углубления близ часовни легко заметить, посмотрев на снимок Прокудина-Горского в хорошем разрешении? Да и описание вполне подходит: роща с часовнею на горе.
Можно пока предположить в качестве гипотезы: Прокудин-Горский действительно выехал из Вытегорского погоста по дороге в сторону Тагажмозера, намереваясь заснять главную местную святыню. Однако до неё он не доехал: либо его застало известие о гибели сосны либо банально дорога оказалась слишком плохой, труднопроходимой и не захотелось рисковать дорогой аппаратурой, а тут прямо по пути подвернулась готовая декорация для съемки: красавица часовня у сосны. Сюжет со святыней получился отменно (на всякий случай Прокудин-Горский сделал дубль).
Надеюсь, что следующим летом мне удастся выбраться в те места и проверить гипотезу. Рахкову гору покажет любой местный житель, а ландшафт не должен был сильно измениться за 100 лет.



























Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments